Составляющие этюдной пробы
Елена Копылова
Все об этюде и этюдном методе
Апрель 2008 г.
ВСТУПЛЕНИЕ
З. Я Корогодский в книге «Начало» так начинает главу об этюде как о «Главном упражнении»: «Азбукой профессии мы овладеваем через упражнения, и главное из них – этюд. Художник, когда накладывает мазки на полотно, всегда пробует передать светотень, цвет, фактуру, познает внутренние законы профессии. Для художника – это естественная потребность, неоспоримая истина. Думается, что трудно ее оспаривать и в нашем творчестве – артист через этюд осознает основы сценического искусства.
Художник, прежде чем создать живописное полотно, делает подмалевки, наброски с натуры – этюды. Этюды художнику помогают изучать жизнь. В профессии артиста этюд – «средство вспомнить жизнь» (К. С. Станиславский). Через этюд тренируется актерская природа в разнообразных сценических ситуациях жизни в роли. Но особое значение этюда в том, что он – средство самовоспитания артиста. «…Есть и другая, не менее важная польза в работе по созданию и исправлению самостоятельных этюдов. Во время нее, на самой практике, естественно, незаметно происходит изучение творческих законов органической природы и приемов психотехники» (К. С. Станиславский)».
НА ВОПРОСЫ ОТВЕЧАЮТ СТУДЕНТЫ
Из опыта работы со студентами класса театральной педагогики Народной высшей школы Мариеборг (Норчепинг, Швеция):
Вопросы для обсуждения:
v Что такое этюд?
v Какова цель этюдной работы?
v Из каких компонентов состоит этюд?
v Что мы должны фиксировать и где импровизировать, работая над этюдом?
v На каком материале строится этюд?
v Что такое «предлагаемые обстоятельства» этюда?
v Какие бывают виды этюда?
v Каково место этюда в работе над постановкой драматического материала?
Ответы студентовв начале семинара (выводы, сделанные на основе их предыдущего опыта и знаний, до начала анализа и объяснения понятия «Этюд»):
v Этюд – это средство учебы и практики;
v Это путь показать и сказать что-то зрителям;
v Этюд – одно и то же, что и «сцена»;
v Этюд – это одно из программных заданий;
v Этюд – это небольшое произведение (то же, что и «этюд» в музыке)
v Этюд должен включать в себя начало (мотивированный выход на сцену), центральный событийный факт и конец (мотивированный уход со сцены).
v Элементы психотехники, которые присутствуют в этюде – это погруженность (собранность внимания), работа сенсорной системы и эмоциональное отношение.
ПОНЯТИЕ «ЭТЮД»
ЭТЮД – это сквозная непрерывная импровизационная проба актера собой предлагаемых обстоятельств и событийной ситуации или действие актера в предлагаемой (придуманной, сочиненной или воспроизведенной по памяти) событийной ситуации.
В учебном процессе этюд – это:
a) средство «вспомнить жизнь» и на основе этого создать правду сценической жизни;
b) средство постижения творческих законов органической природы и приемов психотехники;
c) средство обучения (постижение основ профессии: погружение в предлагаемые обстоятельства, освоение понятия «действие» и событие);
d) средство проявления творческой инициативы и самостоятельности.
Этюд – это самостоятельный поиск действенной линии поведения в заданных (придуманных) обстоятельствах. С точки зрения профессиональной обученности это основной профессиональный навык.
С точки зрения социальной значимости в педагогике дополнительного образования – это привитие учащимся таких качеств, как самостоятельности, ответственности, трудоспособности.
ЭТЮДНАЯ ПРОБА
В современной театральной школе сложились два понятия, которые принято назвать одним словом «Этюд». Чтобы избежать неразберихи, следует четко понимать, что стоит за каждым из понятий.
Первая концепция рассматривает этюд как эскиз, пробу, набросок, черновик.
В данной концепции этюд – это импровизация актера в заданных на уроке педагогом или вскрытых на репетиции предлагаемых обстоятельствах и событиях. Такая «этюдная проба», как это принято называть, не требует предварительной подготовки – актерам предлагается сиюминутно «броситься в импровизацию». Это понимание «этюда» как пробы или наброска очень близко к понятию «сценическая импровизация», которая, естественно, не репетируется и не готовится заранее. Цель подобного рода этюдных проб – действенное исследование (то есть исследование собой, своим телом своей психофизикой) тех или иных обстоятельств пьесы или программных заданий в процессе обучения (например, физического самочувствия, или определенной среды и атмосферы, или того или иного события). Этюдными пробами в предлагаемых обстоятельствах также принято называть одно из направлений актерского тренинга: тренинг действия в предлагаемых обстоятельствах.
СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЭТЮДНОЙ ПРОБЫ
Самое главное в начале работы с этюдами необходимо привить ученику понятия ДЕЙСТВИЯподобно тому, как в речи используется понятие «дыхание в живот», без чего дальнейшее развитие и вся будущая работа бессмысленны. Сделать это очень просто. Все предложил еще К. С. Станиславский. Нужно предложить ученику ответить на вопрос: а что бы ты стал делать, если бы… (находился в данных условиях, тебе было не 17, а 80 лет и так далее).
Понятие ДЕЙСТВИЕ тесно связано с физическим поведением и задачей – что мне надо. Таким образом, действие – это поведение (поступок), направленное на достижение определенной цели и осуществляемое в тех или иных предлагаемых обстоятельствах.
ДЕЙСТВИЕ
поступок, направленный на
достижение
ДЕЙСТВИЕ