Что входит в портфолио?

«График-органайзер» (схемы, рисунки, таблицы, графики, диаграммы, гистограммы).

Вопросы, возникающие у обучающегося в процессе работы.

Анкеты (об отношении к какой-либо теме и пр.).

Отчеты об интервьюировании других.

Лист наблюдений (за какими-либо процессами).

Самооценка.

Письмо преподавателю связанное с содержанием портфолио.

Постановка и обоснование целей будущего обучения.

Схематическое изображение выступлений, дебатов, видео- и аудиофрагменты.

Схемы индивидуальных и групповых проектов.

Описание лабораторных экспериментов.

Образцы изобразительного творчества.

Грамоты, гранты, знаки отличий.

Публикации (статьи, тезисы).

Какие специфические моменты должны быть отражены в портфолио?

Домашние работы. Результаты контрольных работ, тестов, проверочных заданий. Задания, отредактированные однокурсниками. Результаты групповой работы (черновики, схемы). Дневник обучения. Процесс решения учебных задач. «Рефлексивные журналы». Проекты. Письменные работы. Краткие заметки, связанные с ходом выполнения письменных работ. Аудиокассеты с записями речей, вопросов, диспутов, песен студентов. «График-органайзеры» (схемы, рисунки, таблицы, графики, диаграммы, гистограммы и пр.). Вопросы, возникающие у студента в процессе работы. Заполненные студентами анкеты (об отношении к какой-либо теме, об их мнениях и т.д.) Отчеты об интервьюировании других студентов. Лист наблюдений (за какими-то процессами). Метакогнитивная деятельность (рефлексия общих закономерностей своего обучения). Самооценка. Письмо преподавателю (члену своей семьи, директору предприятия и т.д.), связанное с со­держанием портфолио. Постановка и обоснование целей будущего обучения. Тема по выбору. Схематическое изображение выступлений, дебатов, видео- и аудиофрагментов и т.д. Схемы индивидуальных и групповых проектов. Записи в «бортовом журнале». Компьютерные программы. Описание лабораторных экспериментов. Образцы изобразительного творчества. Видеофрагменты. Грамоты, гранты, знаки отличий и т.п.


Как будет выглядеть портфолио?

— Наличие творчески оформленной обложки, отражающей личность и интересы студента.

— Наличие четко сформулированного оглавления (с номерами страниц и т.д.), где отражены разделы и рубрики портфолио, указан список использованной литературы (отдельная рубрика).

— Соответствие содержания оглавлению.

— Письменное введение в каждый раздел, рубрику, входящую в портфолио (студент объясняет, почему он решил работать над той или иной рубрикой внутри раздела, обосновывает с помощью аргументов выбор тем и описывает свои мысли и чувства в этой связи).

— Самооценка портфолио самим студентом.

— Перечень целей обучения, обоснованных студентов на основании своих интересов, потреб­ностей и самооценке.

Трансфертный лист оценки портфолио № 1

Я считаю, что … Особенно удачным является …
В то же время я посоветовал бы … Не кажется ли Вам, что …

Трансфертный лист оценки портфолио № 2

Интересные впечатляющие моменты     Темы, которые наиболее раскрыты Общие советы Главные выводы

Критерии оценивания.

1. Наличие обязательных рубрик и выводов.

2. Наличие списка использованной литературы.

3. Отсутствие в портфолио ксерокопий.

4.Использование исследовательских методов работы (интерпретация, анализ, синтез и др.).

5.«Личностная привязка» содержания.

6.Качество оформления.

7.Творческий подход к работе и оформлению.

8.Анализ полезности темы портфолио для самого студента.

ПРИМЕЧАНИЕ:Портфолио может быть выполнен в мультимедийном варианте,но на проверку представляетсяв распечатке.

Трансфертный лист используется для промежуточного и итогового оценивания,осуществляемого самими студентамина занятиях.

Методические рекомендации по работе с альманахом.

Рубрики альманаха.

Обязательные:

· Обозначение проблемы и эпиграф;

· Глоссарий или словарь по проблеме;

· Человек в зеркале автобиографии (педагогические ситуации по теме альманаха: из личных воспоминаний; воспоминаний известных людей; друзей или собственных);

· Колонка главного редактора: школа, урок, учитель… (педагогический анализ проблемы).

Свободные (3 на выбор, но возможны и Ваши предложения):

· Анкета и её педагогический анализ;

· Коллажи;

· Эссе-размышление;

· Литературные и поэтические странички;

· Реклама;

· Педагогические ситуации с вариантами и решениями;

· Вредные советы;

· Великие мысли великих людей;

· Два ответа на один вопрос;

  Творческое задание Семинар 1 1 группа 2 группа  
1. Написать эссе-размышление «Мой путь по дороге образования».        
2. Написать эссе-размышление «Педагогическая фантастика или Что будет через 200 лет».        
3. Подготовить и обосновать эмблему педагогической профессии.      
4. «Учителем ремесла» (учу тому, что умею делать сам) или «учителем жизни» (человеком, имеющим право помогать другим правильно жить на свете) вы хотели бы стать? Какова разница в индивидуальном образовательном маршруте при движении к таким разным целям?      
5. Поработать с текстом «Заповеди левой и правой руки». Определить, в какой степени вы принимаете те или иные заповеди и почему? Какие учителя чаще встречались вам в школе? На какие ценности вы будете ориентировать себя при подготовке к педагогической деятельности?      
6. Обоснуйте позицию: педагогическая деятельность – атрибут человеческой культуры.      
7. Поработайте с текстом манифеста «Человек свободный». По тексту:
  • Определите, чем вызвана потребность в его появлении?
  • Какие духовные ценности он отражает?
  • Определите позицию авторов манифеста.
  • Дайте характеристику адресата манифеста.
  • Определите ключевые понятия манифеста и назовите их существенные признаки.
  • Сформулируйте сверхзадачу манифеста.
  • Сформулируйте тезис манифеста (сначала найдите определение тезиса).
     
8. Придумайте монолог по теме «Педагогические ценности». Выступите с ним перед группой. Условия выполнения работы:
  • монолог оптимистичен
  • он задает веер проблем для размышления
  • время выступления 5 минут
  • содержание выступления должно привлечь аудиторию.
     
9. Создать альманах «Моя любимая школа»      
10. К УЭ 1.2.1 Предложите методы, и средства воспитания человека с сочетанием смиреной души и свободной воли, живого духа и обширной памятью (опирающейся на авторитеты), мистического разума и стойкой веры, тренированного рассудка и возвышенного чувства. 5. Рецензии на статьи: 1.Андрей Викторович Хуторской Заповеди Христа: духовно-нравственное образование //Школьные технологии, 2009, № 3. – С. 41-46 2.П.Л. Полянский Формирование семейного права как отрасли в России (постановка проблемы) // Вестник Московского Университета. Серия 11. Право. 2010, №2 6. Рецензии на один из предложенных источников: 1. Домострой. Юности честное зерцало. – М., «ДАРЪ», 2006. – 320 с. 2. Поучение Владимира Мономаха. 3. Притчи Соломона. Рецензия включает в себя:
  1. Выходные данные источника
  2. Ключевые идеи, которые автор поднимает в источнике, к чему, к каким темам он обращается
  3. Какие методы, средства воспитания предлагает автор?
  4. Есть ли в источнике упоминания о воспитании послушания?
  5. Как понимается автором послушание?
  6. Какие методы и средства воспитания послушания предлагает автор?
  7. Какие дает рекомендации родителям и учителям?
  8. Какие проблемы, актуальные современному времени поднимает автор источника?
  9. Чем лично вам было полезно знакомство с этим источником?
  10. Где на практике можно применить, полученные вами знания из источника?
   
     
№ п/п Творческое задание Семинар 2 1 группа 2 группа  
1. Напишите эссе- размышление (темы см. в задании к занятию №2)      
2. Подумайте над вопросами и выполните задания: -Как Вы оцениваете роль учителя в современном обществе? -Приближается 1 сентября (или День учителя). Вас пригласили на телевидение выступить о профессии учителя. Что бы Вы сказали телезрителям? Каким образом Вы агитировали бы молодых людей поступать в педвуз?      
3. Имеются ли, с Вашей точки зрения, противопоказания к профессии учителя (если да, то обоснуйте свой ответ). Докажите, что продуктивность, качество труда и личность учителя во многом зависят от отношения к нему общества.      
4. Подберите поговорки, пословицы, высказывания и стихи об учителе и особенностях его труда.      
5. В чем видит специфику труда учителя В.А. Сухомлинский? О каких других особенностях труда учителя могли бы рассказать Вы?      
6. Что такое полифункциональность труда учителя-воспитателя? Как знание этого фактора проявляется в процессе профессиональной подготовки специалиста и стимулирует его саморазвитие?      
7. В чем состоит отличие предмета труда, орудий труда и продукта труда в профессии, например, столяра, токаря и учителя?      
8. Взять интервью у учителей школ, преподавателей института на одну из тем: - «Какие трудности (проблемы) существуют у учителя, школы, системы образования на современном этапе развития общества»; - «Каковы перспективы (возможности) учительской профессии».      
№ п/п Творческое задание Семинар 3 1 группа 2 группа  
1. 1.Аналитическая справка. Какие типы образовательных учреждений были характерны для различных исторических периодов жизни человека, и какие из них на вас произвели наибольшее впечатление и почему?      
2. Приведите примеры профессий, относящихся к педагогическим. Докажите, что те или иные профессии имеют педагогические основы, хотя не являются собственно педагогическими. Что это за основы?      
3. Из текстов художественной, публицистической, мемуарной литературы подберите отрывки, иллюстрирующие или доказывающие необходимость педагогу иметь те или иные блоки профессионально-значимых качеств личности.      
4. Составь анкету «Профессия – педагог»      
№ п/п Творческое задание Семинар 4 1 группа 2 группа  
1. 1. Аналитическая таблица. Какие стили общения и руководства были присущи учителям школы, которую вы окончили?      
2. Опишите школьные ситуации, характеризующие учителей разного стиля общения и педагогического руководства.      
3. Составьте рекомендации. Как, по вашему мнению, можно преодолеть авторитарность педагогического руководства в образовательных учреждениях?      
4. Эссе-размышление. -Как сказываются стили педагогического общения и руководства на результатах педагогической деятельности?      
5. Общение - это наука или искусство? (свою позицию доказательно обоснуйте).      
6. Заметки на полях. Какие этические нормы взаимоотношений воспитателя с детьми вы считаете наиболее значимыми?      
7. Инсценируйте и обсудите проблемную педагогическую ситуацию, раскрывающую трудности в отношениях: учитель - ученик; воспитатель-детский коллектив; педагог - родители; педагог - педагог; подросток-сверстники.совершенство, то в чем же смысл воспитания?»      
№ п/п Творческое задание Семинар 5 1 группа 2 группа  
1. Поработайте со следующими педагогическими изданиями так, чтобы заинтересовать ими группу с позиций совершенствования педагогического мастерства. -Журнал «Классный руководитель» - Журнал «Воспитание школьников». - Журнал «Народное образование» - Журнал «Современные образовательные технологии» - Газета «Первое сентября» - «Учительская газета»      
2. Сочинение – эссе. Могут ли детективы (фантастика, «дамские» романы, эстрадные выступления, газетные публикации…) быть источником в педагогическом образовании?      
3. Сочинение –эссе. Зачем педагогу хобби? Обоснуйте свою позицию.      
№ п/п Творческие задания Семинар 6 1 группа 2 группа
1. Интервью. «Научных интересы ваших преподавателей»    
2. Выпишите, пожалуйста, те источники самообразования, которые вы используете, обучаясь в вузе. Каким образом можно было бы увеличить их число? Выпишите те умения, которых вам не хватает для успешного обучения. Каким образом можно их приобрести? Чему бы вы хотели научиться у окружающих? У кого именно?    
3. Эссе-размышление «Учитель – не профессия, а образ жизни».    
4. Каким образом связаны педагогическая профессиональная компетентность, педагогическое мастерство и педагогическая культура педагога? (таблица сравнений)    
5. Создайте альманах «Образ ребенка в культуре»    
6. Создайте альманах «Ребенок и Интернет».    
 
№ п/п Творческие задания Семинар 7 УЭ 1.7 1 группа 2 группа  
1. Составить кластер. Как вы определяете для себя понятие «жизненный успех»?      
2. Эссе-размышление. Почему некоторые люди не придают значения тому, как они выглядят? Как это сказывается на их профессиональном продвижении?      
3. Составьте план действий на ближайший год. Какие результаты вы хотели бы получить по его окончании?      
4. Опишите, как вы представляете себе человека, имеющего оптимальный имидж.      
5. Альманах «Имидж учителя XXI века. Гендерный аспект.»      
                   

Практические занятия

Наши рекомендации