Что входит в портфолио?
«График-органайзер» (схемы, рисунки, таблицы, графики, диаграммы, гистограммы).
Вопросы, возникающие у обучающегося в процессе работы.
Анкеты (об отношении к какой-либо теме и пр.).
Отчеты об интервьюировании других.
Лист наблюдений (за какими-либо процессами).
Самооценка.
Письмо преподавателю связанное с содержанием портфолио.
Постановка и обоснование целей будущего обучения.
Схематическое изображение выступлений, дебатов, видео- и аудиофрагменты.
Схемы индивидуальных и групповых проектов.
Описание лабораторных экспериментов.
Образцы изобразительного творчества.
Грамоты, гранты, знаки отличий.
Публикации (статьи, тезисы).
Какие специфические моменты должны быть отражены в портфолио?
Домашние работы. Результаты контрольных работ, тестов, проверочных заданий. Задания, отредактированные однокурсниками. Результаты групповой работы (черновики, схемы). Дневник обучения. Процесс решения учебных задач. «Рефлексивные журналы». Проекты. Письменные работы. Краткие заметки, связанные с ходом выполнения письменных работ. Аудиокассеты с записями речей, вопросов, диспутов, песен студентов. «График-органайзеры» (схемы, рисунки, таблицы, графики, диаграммы, гистограммы и пр.). Вопросы, возникающие у студента в процессе работы. Заполненные студентами анкеты (об отношении к какой-либо теме, об их мнениях и т.д.) | Отчеты об интервьюировании других студентов. Лист наблюдений (за какими-то процессами). Метакогнитивная деятельность (рефлексия общих закономерностей своего обучения). Самооценка. Письмо преподавателю (члену своей семьи, директору предприятия и т.д.), связанное с содержанием портфолио. Постановка и обоснование целей будущего обучения. Тема по выбору. Схематическое изображение выступлений, дебатов, видео- и аудиофрагментов и т.д. Схемы индивидуальных и групповых проектов. Записи в «бортовом журнале». Компьютерные программы. Описание лабораторных экспериментов. Образцы изобразительного творчества. Видеофрагменты. Грамоты, гранты, знаки отличий и т.п. |
Как будет выглядеть портфолио?
— Наличие творчески оформленной обложки, отражающей личность и интересы студента.
— Наличие четко сформулированного оглавления (с номерами страниц и т.д.), где отражены разделы и рубрики портфолио, указан список использованной литературы (отдельная рубрика).
— Соответствие содержания оглавлению.
— Письменное введение в каждый раздел, рубрику, входящую в портфолио (студент объясняет, почему он решил работать над той или иной рубрикой внутри раздела, обосновывает с помощью аргументов выбор тем и описывает свои мысли и чувства в этой связи).
— Самооценка портфолио самим студентом.
— Перечень целей обучения, обоснованных студентов на основании своих интересов, потребностей и самооценке.
Трансфертный лист оценки портфолио № 1
Я считаю, что … | Особенно удачным является … |
В то же время я посоветовал бы … | Не кажется ли Вам, что … |
Трансфертный лист оценки портфолио № 2
Интересные впечатляющие моменты | Темы, которые наиболее раскрыты | Общие советы | Главные выводы |
Критерии оценивания.
1. Наличие обязательных рубрик и выводов.
2. Наличие списка использованной литературы.
3. Отсутствие в портфолио ксерокопий.
4.Использование исследовательских методов работы (интерпретация, анализ, синтез и др.).
5.«Личностная привязка» содержания.
6.Качество оформления.
7.Творческий подход к работе и оформлению.
8.Анализ полезности темы портфолио для самого студента.
ПРИМЕЧАНИЕ:Портфолио может быть выполнен в мультимедийном варианте,но на проверку представляетсяв распечатке.
Трансфертный лист используется для промежуточного и итогового оценивания,осуществляемого самими студентамина занятиях.
Методические рекомендации по работе с альманахом.
Рубрики альманаха.
Обязательные:
· Обозначение проблемы и эпиграф;
· Глоссарий или словарь по проблеме;
· Человек в зеркале автобиографии (педагогические ситуации по теме альманаха: из личных воспоминаний; воспоминаний известных людей; друзей или собственных);
· Колонка главного редактора: школа, урок, учитель… (педагогический анализ проблемы).
Свободные (3 на выбор, но возможны и Ваши предложения):
· Анкета и её педагогический анализ;
· Коллажи;
· Эссе-размышление;
· Литературные и поэтические странички;
· Реклама;
· Педагогические ситуации с вариантами и решениями;
· Вредные советы;
· Великие мысли великих людей;
· Два ответа на один вопрос;
Творческое задание Семинар 1 | 1 группа | 2 группа | |||||||||||||||||||||||||||
1. | Написать эссе-размышление «Мой путь по дороге образования». | ||||||||||||||||||||||||||||
2. | Написать эссе-размышление «Педагогическая фантастика или Что будет через 200 лет». | ||||||||||||||||||||||||||||
3. | Подготовить и обосновать эмблему педагогической профессии. | ||||||||||||||||||||||||||||
4. | «Учителем ремесла» (учу тому, что умею делать сам) или «учителем жизни» (человеком, имеющим право помогать другим правильно жить на свете) вы хотели бы стать? Какова разница в индивидуальном образовательном маршруте при движении к таким разным целям? | ||||||||||||||||||||||||||||
5. | Поработать с текстом «Заповеди левой и правой руки». Определить, в какой степени вы принимаете те или иные заповеди и почему? Какие учителя чаще встречались вам в школе? На какие ценности вы будете ориентировать себя при подготовке к педагогической деятельности? | ||||||||||||||||||||||||||||
6. | Обоснуйте позицию: педагогическая деятельность – атрибут человеческой культуры. | ||||||||||||||||||||||||||||
7. | Поработайте с текстом манифеста «Человек свободный». По тексту:
| ||||||||||||||||||||||||||||
8. | Придумайте монолог по теме «Педагогические ценности». Выступите с ним перед группой. Условия выполнения работы:
| ||||||||||||||||||||||||||||
9. | Создать альманах «Моя любимая школа» | ||||||||||||||||||||||||||||
10. | К УЭ 1.2.1 Предложите методы, и средства воспитания человека с сочетанием смиреной души и свободной воли, живого духа и обширной памятью (опирающейся на авторитеты), мистического разума и стойкой веры, тренированного рассудка и возвышенного чувства. 5. Рецензии на статьи: 1.Андрей Викторович Хуторской Заповеди Христа: духовно-нравственное образование //Школьные технологии, 2009, № 3. – С. 41-46 2.П.Л. Полянский Формирование семейного права как отрасли в России (постановка проблемы) // Вестник Московского Университета. Серия 11. Право. 2010, №2 6. Рецензии на один из предложенных источников: 1. Домострой. Юности честное зерцало. – М., «ДАРЪ», 2006. – 320 с. 2. Поучение Владимира Мономаха. 3. Притчи Соломона. Рецензия включает в себя:
| ||||||||||||||||||||||||||||
№ п/п | Творческое задание Семинар 2 | 1 группа | 2 группа | ||||||||||||||||||||||||||
1. | Напишите эссе- размышление (темы см. в задании к занятию №2) | ||||||||||||||||||||||||||||
2. | Подумайте над вопросами и выполните задания: -Как Вы оцениваете роль учителя в современном обществе? -Приближается 1 сентября (или День учителя). Вас пригласили на телевидение выступить о профессии учителя. Что бы Вы сказали телезрителям? Каким образом Вы агитировали бы молодых людей поступать в педвуз? | ||||||||||||||||||||||||||||
3. | Имеются ли, с Вашей точки зрения, противопоказания к профессии учителя (если да, то обоснуйте свой ответ). Докажите, что продуктивность, качество труда и личность учителя во многом зависят от отношения к нему общества. | ||||||||||||||||||||||||||||
4. | Подберите поговорки, пословицы, высказывания и стихи об учителе и особенностях его труда. | ||||||||||||||||||||||||||||
5. | В чем видит специфику труда учителя В.А. Сухомлинский? О каких других особенностях труда учителя могли бы рассказать Вы? | ||||||||||||||||||||||||||||
6. | Что такое полифункциональность труда учителя-воспитателя? Как знание этого фактора проявляется в процессе профессиональной подготовки специалиста и стимулирует его саморазвитие? | ||||||||||||||||||||||||||||
7. | В чем состоит отличие предмета труда, орудий труда и продукта труда в профессии, например, столяра, токаря и учителя? | ||||||||||||||||||||||||||||
8. | Взять интервью у учителей школ, преподавателей института на одну из тем: - «Какие трудности (проблемы) существуют у учителя, школы, системы образования на современном этапе развития общества»; - «Каковы перспективы (возможности) учительской профессии». | ||||||||||||||||||||||||||||
№ п/п | Творческое задание Семинар 3 | 1 группа | 2 группа | ||||||||||||||||||||||||||
1. | 1.Аналитическая справка. Какие типы образовательных учреждений были характерны для различных исторических периодов жизни человека, и какие из них на вас произвели наибольшее впечатление и почему? | ||||||||||||||||||||||||||||
2. | Приведите примеры профессий, относящихся к педагогическим. Докажите, что те или иные профессии имеют педагогические основы, хотя не являются собственно педагогическими. Что это за основы? | ||||||||||||||||||||||||||||
3. | Из текстов художественной, публицистической, мемуарной литературы подберите отрывки, иллюстрирующие или доказывающие необходимость педагогу иметь те или иные блоки профессионально-значимых качеств личности. | ||||||||||||||||||||||||||||
4. | Составь анкету «Профессия – педагог» | ||||||||||||||||||||||||||||
№ п/п | Творческое задание Семинар 4 | 1 группа | 2 группа | ||||||||||||||||||||||||||
1. | 1. Аналитическая таблица. Какие стили общения и руководства были присущи учителям школы, которую вы окончили? | ||||||||||||||||||||||||||||
2. | Опишите школьные ситуации, характеризующие учителей разного стиля общения и педагогического руководства. | ||||||||||||||||||||||||||||
3. | Составьте рекомендации. Как, по вашему мнению, можно преодолеть авторитарность педагогического руководства в образовательных учреждениях? | ||||||||||||||||||||||||||||
4. | Эссе-размышление. -Как сказываются стили педагогического общения и руководства на результатах педагогической деятельности? | ||||||||||||||||||||||||||||
5. | Общение - это наука или искусство? (свою позицию доказательно обоснуйте). | ||||||||||||||||||||||||||||
6. | Заметки на полях. Какие этические нормы взаимоотношений воспитателя с детьми вы считаете наиболее значимыми? | ||||||||||||||||||||||||||||
7. | Инсценируйте и обсудите проблемную педагогическую ситуацию, раскрывающую трудности в отношениях: учитель - ученик; воспитатель-детский коллектив; педагог - родители; педагог - педагог; подросток-сверстники.совершенство, то в чем же смысл воспитания?» | ||||||||||||||||||||||||||||
№ п/п | Творческое задание Семинар 5 | 1 группа | 2 группа | ||||||||||||||||||||||||||
1. | Поработайте со следующими педагогическими изданиями так, чтобы заинтересовать ими группу с позиций совершенствования педагогического мастерства. -Журнал «Классный руководитель» - Журнал «Воспитание школьников». - Журнал «Народное образование» - Журнал «Современные образовательные технологии» - Газета «Первое сентября» - «Учительская газета» | ||||||||||||||||||||||||||||
2. | Сочинение – эссе. Могут ли детективы (фантастика, «дамские» романы, эстрадные выступления, газетные публикации…) быть источником в педагогическом образовании? | ||||||||||||||||||||||||||||
3. | Сочинение –эссе. Зачем педагогу хобби? Обоснуйте свою позицию. | ||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||
№ п/п | Творческие задания Семинар 7 УЭ 1.7 | 1 группа | 2 группа | ||||||||||||||||||||||||||
1. | Составить кластер. Как вы определяете для себя понятие «жизненный успех»? | ||||||||||||||||||||||||||||
2. | Эссе-размышление. Почему некоторые люди не придают значения тому, как они выглядят? Как это сказывается на их профессиональном продвижении? | ||||||||||||||||||||||||||||
3. | Составьте план действий на ближайший год. Какие результаты вы хотели бы получить по его окончании? | ||||||||||||||||||||||||||||
4. | Опишите, как вы представляете себе человека, имеющего оптимальный имидж. | ||||||||||||||||||||||||||||
5. | Альманах «Имидж учителя XXI века. Гендерный аспект.» | ||||||||||||||||||||||||||||
Практические занятия