Закономерности и функции процесса обучения

Цель: формирование у студентов понятия о процессе обучения, его структуре; развитие представлений о мотивах обучения и способах активизации познавательной деятельности учащихся.

1.Что такое «дидактика»? Отметьте правильный ответ:

1) теория обучения и образования;

2) теория воспитания;

3) теория обучения;

4) часть педагогики, рассматривающая вопросы методики преподавания отдельных учебных предметов;

5) теория обучения, образования и воспитания.

Ответ: ___________ Обоснование ответа _________________

2.Определите иерархию следующих понятий: частная методика, педагогика, дидактика. Какая схема правильно отражает эту иерархию?

частная методика
дидактика
педагогика
1)

частная методика
дидактика
педагогика

2)

1)

педагогика

педагогика
дидактика
частная методика
3) 4)

дидактика
частная методика

5)

частная методика
дидактика
педагогика

Ответ:_______ Обоснуйте ответ.

3. Какие из перечисленных признаков являются особенностями процесса обучения, а какие характеризуют случайный акт обучения: 1) непродолжительность, 2) планомерность, 3) систематичность, 4) спонтанность, 5) организованность, 6) нацеленность на результат, 7) воспитательная направленность?

Ответ: ________________________

4.Что является движущей силой процесса обучения:

1)ответственность учащихся за свои знания;

2)требования учителей, предъявляемые школьникам;

3)противоречие между возможностями ученика и его потребностями;

4)понимание учащимися необходимости получения образования;

5)___________________________

Ответ:____________________________ Обоснуйте ответ.

5.Какие из перечисленных ниже функций являются функциями процесса обучения?

1) коррекционная;

2) образовательная;

3) диагностическая;

4) воспитательная;

5) развивающая;

6) оздоровительная.

Ответ:____________________________.

Лабораторное занятие № 4

Тема: содержание образования как фундамент культуры личности

Цель:усвоение содержания понятия «содержание образования»; формирование представлений об основных подходах к построению содержания образования в ОУ разных типов; а также особенностях содержания образования в разных типах образовательных учреждений.

1. Ответьте на вопрос: «Что такое содержание образования»?

1) система знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентации и отношений;

2) достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений;

3) общие идеи о построении природы и жизни общества;

Ответ:______________________ .

2. Укажите признаки, относящиеся к понятию «содержание образования»

1) действие, доведенное до автоматизма;

2) способ достижения конкретной учебной цели;

3) межпредметные связи;

4) учебное занятие;

5) знание;

6) календарно-тематический план;

7) учебный план.

Ответ:___________________

3. Найдите в литературе и впишите следующие определения. Укажите источник информации.

Базисный учебный план:________________________________

Государственный образовательный стандарт:________

4. Перечислите компоненты содержания образования по И.Я.Лернеру и заполните схему.

Содержание образования

5. Каковы главные отличия содержания образования в разных типах учебных заведений? Заполните таблицу.

Тип учебного заведения Особенности содержания образования
Лицей  
Гимназия  
Колледж  

9. По различным источникам информации (например: Агафонова А.С. Практикум по общей педагогике: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2003. С.132-134) представьте характеристику теорий отбора содержания образования.

Заполните таблицу:

Теория отбора содержания образования Исторический период Сущность теории Достоинства Недостатки
Диалектический материализм        
Формализм        
Утилитаризм        
Структурализм        

Лабораторное занятие № 5

ТЕМА: методы обучения

Цель: формирование понятий о методах обучения и их структуре.

1. Найдите ответ или дайте собственный вариант ответа на вопрос «Что такое метод обучения»?

1) взаимосвязанные способы деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения;

2) способ взаимосвязанной деятельности учащихся, обеспечивающий усвоение содержания образования;

3) систематически применяемый способ работы учителя с учащимися, позволяющий ученикам развивать умственные способности и интересы;

4) упорядоченная и систематическая деятельность педагога, направленная на достижение заданной цели обучения;

5) часть теории обучения;

Ответ: _____________

2. Какие из перечисленных ниже признаков относятся к понятию «метод обучения»?

1) внешнее выражение процесса обучения;

2) способ достижения конкретной дидактической цели;

3) совокупность знаний, умений, навыков;

4) способ организации общения;

5) способ организации взаимодействия;

6) форма реализации процесса обучения;

7) способ осуществления воспитания и развития;

8) способ контроля учебной деятельности;

9) способ мотивации деятельности.

Ответ: _____________

3. К какому понятию относятся способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается усвоение знаний, умений и навыков, развиваются познавательные способности и формируется мировоззрение школьников?

1) принцип обучения;

2) организационная форма обучения;

3) структура урока;

4) содержание образования;

5) метод обучения;

6) методический прием.

Ответ: _____________

4. Какие факторы определяют выбор методов обучения?

1) психологическое состояние учителя;

2) возраст учеников;

3) характерные особенности изучаемого предмета;

4) учебные цели и задачи;

5) способ организации взаимодействия учителя и учащихся;

6) уровень экономического и социального развития общества;

7) наличие технических средств обучения;

8) уровень мотивации деятельности учащихся.

Ответ: _____________

Лабораторное занятие № 6

Наши рекомендации