Тема. Разработка творческого урока

Проведите анализ двух подходов к основным элементам урока и предложи­те свой вариант в третьем столбце.

Традиционный урок Творческий урок Мой урок
Цель урока — а) для учителя: дать новый материал; б) для ученика: усвоить новые знания Цель урока — а) для учителя: организо­вать продуктивную деятельность учеников б) для ученика: создать творческую продукцию  
Виды деятельности на уроке а) для учителя: объясне­ние новой темы; б) для ученика: прослу­шивание нового материа­ла, запоминание Виды деятельности на уроке а) для учителя: организа­ция творческой деятель­ности; б) для ученика: исследо­вание нового объекта, анализ явлений  
Структура урока -строго по разработанно­му плану, без отступле­ний Структура урока -ситуативность, отход от запланированного  
Подход к теме урока -одна точка зрения на изучаемую проблему, изложенная в учебнике Подход к теме урока -многообразие точек зрения специалистов на изучаемую проблему  
Контроль -воспроизведение учениками изученной темы Контроль - представление и защита учениками творческого продукта по теме  
Завершающий этап урока — подведение итогов, припоминание изученной темы Завершающий этап урока - рефлексия, осознание собственной деятельнос­ти  

Характерные затруднения при планировании урока.Типичным затруднением при составлении конспекта урока является формули­ровка его целей. Часто цели записываются как направления деятель­ности, а не в качестве конкретного предвосхищаемого результата урока. Например, если целью считать «формирование логического мышления», то непонятно, каким образом можно будет определить, постигнута ли эта цель или нет. В данном случае конкретно постав­ленной и проверяемой целью урока по литературе может быть, например, такая: «Научиться выделять ключевые признаки художественного текста для его последующего анализа».

Другая проблема — постановка слишком общих или глобаль­ных целей на урок, которые не могут быть достигнуты за отведенное время. Например, неопределенную и довольно общую цель «Научиться складывать однозначные числа» лучше заменить на более конкретную и реально проверяемую: «Освоение учениками графического способа сложения однозначных чисел с помощью число­вой прямой».

Обычная ошибка молодых учителей заключается в подмене це­лей обучения его средствами, например: «Пронаблюдать с учащи­мися явление невесомости». Правильнее было бы определить цель в форме предполагаемого образовательного продукта: «Сформиро­вать у учащихся основные признаки понятия «невесомость» и на­учить применять их при решении качественных задач».

Дискуссия.Каким образом при планировании целей урока учесть индивидуальные цели и ожидания учащихся по изучаемой теме?

При формулировании целей урока важно относить их не толь­ко к деятельности учителя, но и учеников. Например, если цели уро­ка формулируются только по отношению к учителю («рассказать...», «показать ...», «проверить...»), то мотивация и деятельность учени­ков окажется вне зоны внимания педагога. В этом случае невозмож­но будет проверить результативность образовательного процесса для учеников, поскольку цели типа «рассказать и показать» учитель мо­жет достичь даже при отсутствии учеников в классе. Более эффек­тивным является первичное формулирование предполагаемых целей деятельности именно учеников, и лишь затем — соответствующих целей учителя или его совместной с учениками деятельности.

Трудности возникают также в различении обучающих, воспитывающих и развивающих целей урока.

Обучающие цели урока предполагают формирование у школьников способов учебной и познавательной деятельности, конкретных знаний (понятий, правил, законов, методов науки и т.д.), умений объяснять и применять эти знания, действовать продуктивно в изучаемой предметной области. С обучающими целями связано рас­ширение опыта творческой деятельности учащихся по отношению к образовательным стандартам.

Воспитывающие цели связаны с формированием мировоззрения, ценностных и культурологических позиций, моральных и нравствен­ных убеждений, положительного отношения к труду, этических, эс­тетических, патриотических и иных качеств личности. Подобные цели и задачи решаются на основе конкретного материала по учебному предмету и могут быть сформулированы не для одного, а для серии уроков как результат соответствующих видов деятельности учеников.

Развивающие цели предполагают работу по развитию мышления, памяти, воображения, эмоций, речи, умений проводить опыты, при­менять знания в незнакомых ситуациях, вести дискуссию, осуще­ствлять групповую коммуникацию и т.д.

Приведем примеры формулировок целей урока.

Урок физики в 7-м классе на тему «Закон Паскаля».

Обучающая: сформировать у школьников знание закона Паска­ля, понимание сути физических процессов, которые он объясняет; научить объяснять с помощью этого закона опыты и изученный ра­нее материал о давлении газа.

Воспитывающая: вызвать у учащихся интерес к эксперименталь­ному методу познания; предоставить им возможность ощутить об­щечеловеческую значимость и экономическую роль физических знаний на примере строительства международных нефтегазопрово­дов.

Развивающая: продолжить формирование у школьников следу­ющих познавательных умений: осознавать проблему, делать выво­ды и обобщения учебного материала.

Урок геометрии в 7-м классе на тему «Отрезок».

Обучающая: обобщить и сформировать понятие об отрезке, дли­не отрезка, внутренней точке отрезка.

Воспитывающая: побудить у учащихся интерес к способам ма­тематических действий в учебных и жизненных ситуациях.

Развивающая: на примере абстрактных математических поня­тий «точка», линия», «отрезок» и понимания сути соответствующих идеализации формировать у школьников навыки логического мыш­ления; развивать аккуратность при построении чертежа.

Часто встречающаяся ошибка молодого учителя — понимание обучения только как преподавания, увлечение изложением содер­жания урока. Желая как можно больше дать материала учащимся на уроке, студенты забывают об организации познавательной дея­тельности учащихся. Однако донести содержание учебного матери­ала до учеников невозможно, если не будет придумана организация их активной деятельности на уроке. Именно этому уделяют основ­ное внимание опытные учителя и учителя-новаторы.

Например, значительный эффект дает использование на уроке активных методов обучения: обсуждение рефератов, защита учени­ческих проектов, рецензирование ответов учащихся или текста учебника самими школьниками, деловые игры, проблемные беседы, викторины, «мозговой штурм» предлагаемых учителем вопросов, составление задач самими учащимися и их взаимное решение, ис­пользование компьютеров, демонстрационных опытов, применение опорных сигналов, физический диктант, сочинение по математике и др. Такие методы следует смелее использовать на уроках.

Приведем фрагмент конспекта урока с экспериментальной со­ставляющей обучения.

Предмет: Биология, 7-й класс.

Тема урока: Работа сердца.

Идея фрагмента урока: экспериментально пронаблюдать рабо­ту собственного сердца.

Цель эксперимента: наблюдение за тем, как в такт биению серд­ца колышется спичка, положенная на запястье.

Материалы: кусочек пластилина и спичка для каждого учени­ка; часы с секундной стрелкой.

Описание фронтального эксперимента:

— воткните конец спички в маленький размягченный кусочек пластилина;

— положите руку на стол, ладонью вверх;

— примните кусочек пластилина со спичкой в разных местах на запястье около основания большого пальца, пока не будут за­метны колебания спички;

— сосчитайте, сколько колебаний совершает спичка за минуту.

Итоги: спичка равномерно колеблется у взрослого — 60—80 ко­лебаний в минуту, а у ребенка — от 80 до 140 колебаний.

Возможны различные продолжения урока:

1) дети делают выводы о полученных результатах;

2) анализируются выполненные действия и формулируются осо­бенности биологического эксперимента; ученики предлага­ют другие идеи эксперимента в продолжение начатого;

3) получив практические знания, ученики изучают затем соот­ветствующий материал из учебника.

Оформление конспекта урока.Существуют различные формы под­готовки конспектов уроков. Наиболее традиционный — в общей тет­ради. Его преимущество — все конспекты уроков собраны вместе, недостаток — отсутствие возможности изменять или дополнять отдель­ные уроки или разделы при повторном их проведении в других клас­сах. В данном случае мы рекомендуем оставлять чистой левую страницу тетради, чтобы потом использовать ее для заметок и изменений.

Более мобильным и удобным является выполнение конспекта урока на отдельных листах бумаги формата А4. Преимущество от­дельных листов состоит в том, что при необходимости их легко мож­но заменить на новые, не вырывая из тетради и не переписывая удачные планы заново. Как и в тетрадях, на листах обязательно от­водятся широкие, примерно в треть ширины страницы, поля для пометок.

Дискуссия.В некоторых западных учебных заведениях наличие у студентов ноутбука во время занятий является обязательным требовани­ем. Это диктуется не только удобством, но и тем, что ряд образователь­ных задач уже невозможно решать без компьютера. Считаете ли вы необходимым построение учебного процесса по вашему курсу с помо­щью компьютеров?

Современной формой конспекта урока является его электрон­ная версия, подготовленная на компьютере — персональном, ноут­буке или палмтопе. В сочетании с проекционной техникой такой конспект может использоваться для демонстрации ученикам необ­ходимых фотографий, графиков, ключевых тезисов урока, презен­таций по изучаемой теме.

Наиболее важные части урока записываются в конспекте дос­ловно. Ведется нумерация этапов урока с поминутной разбивкой. Главные пункты урока выделяются цветом. Особым образом отме­чается то, что ученики должны записать и зарисовать у себя в тетра­дях. Желательно чертить в конспекте вид классной доски с расположением на ней схем, рисунков или формул так, как это пред­полагается делать на уроке.

Тщательно продумывается и описывается методика и техника демонстрационного эксперимента, использование компьютерных программ, Интернет-ресурсов, видеоматериалов, диапозитивов, наглядных пособий. Все демонстрации, даже самые простые, обя­зательно предварительно проводятся самим студентом-практикан­том. В конспекте делаются соответствующие схемы и зарисовки.

В конспекте урока записываются тщательно продуманные фор­мулировки вопросов и заданий учащимся, а также предполагаемые ответы на них и фамилии учащихся, которых планируется спросить. Решение всех задач, включая и предлагаемые на дом, также нужно привести в конспекте.

Домашнее задание на уроке в обязательном порядке поясняет­ся, например, ученикам разъясняется, как именно нужно работать с параграфом учебника (составить план, ответить на вопросы, заполнить таблицу, составить рецензию и др.), какие методы приме­нить при решении задач, на что обратить внимание, что прочитать дополнительно и т.д. Полезны индивидуальные задания творческо­го характера: подготовить сообщение, взять интервью, придумать схему, изготовить модель устройства, проделать и объяснить опыт, составить вопросы для одноклассников и др.

Фрагменты планов творческих уроков.Ниже приведены вариан­ты планов творческих уроков: «Происхождение геометрических эле­ментов» (математика, 1-й класс); «Русские народные сказки» (литература, 5-й класс), «Путешествие по Европе» (география, 8-й класс), «Электродинамика» (физика, 10-й класс). Каждый план име­ет различные цели и структуру, но их общим признаком является ориентация на творческий образовательный продукт детей.

Предмет: Математика.

Тема урока: «Происхождение геометрических элементов», 1-й класс.

Тип урока: урок конструирования понятий.

Лозунг: «Отыщи всему начало и ты многое поймешь» (Козьма Прутков).

Цели урока: 1) ввести детей в процесс отыскания причин проис­хождения математических понятий «точка», «линия», плоскость»; 2) обеспечить выдвижение детьми гипотез о способах получения абстрактных геометрических понятий на основе их материальных эквивалентов.

Материалы к уроку: материальные отражения геометрических элементов в окружающем пространстве: мячик, шнур, границы стен в классе, нитки, листы бумаги, ножницы.

Фундаментальные образовательные объекты: «точка», «линия», плоскость».

Главные проблемы урока: как получить точку, линию, плоскость?

Этапы урока:

1. Вспоминаем предыдущий урок на тему «Происхождение чи­сел» — 3 мин.

2. Математика — наука о числах и фигурах. Откуда появляются геометрические фигуры? Версии детей. Каковы главные эле­менты геометрических фигур?— 5 мин.

3. Задание: нарисуйте в тетрадях точку, линию, плоскость. — 5 мин.

4. Почему вы их изобразили именно так? — 5 мин.

5. Выдвижение версий происхождения точки, линии, плоско­сти. Фиксация на доске наиболее оригинальных вариантов — 15 мин.

6. Итоги урока — 2 мин.

Формулировки заданий и предполагаемые результаты их выполне­ния:

— Как можно получить точку? Версии детей и учителя:

1. Поставить точку на бумаге.

2. Отойти подальше от маленького кружка или запустить раке­ту далеко-далеко.

3. Посмотреть на звезду.

4. Разрезать нитку: точка — место разреза,

5. Пересечь одну линию другой, точка — место их пересечения.

6. Обозначить точкой единицу.

7. Отрезать от отрезка кусочки до самого предела.

— Как можно получить линию ? Версии:

1. Из движущейся точки (чертить точку ручкой, двигать огонь­ком в темноте).

2. Соединить две точки и продолжить линию.

3. Поставить друг за другом много-много точек (точечная ли­ния).

4. Посмотреть на край тетради (парты).

5. Оставить след от самолета (лыж).

6. Наложить один лист бумаги на другой (линия-граница).

7. Разрезать плоский лист бумаги ножницами.

— Как получить отрезок ? (дополнительное задание) Версии:

1. Отрезать от нитки кусок.

2. Поставить на линии две точки.

3. Посмотреть на авторучку и не заметить ее размеров.

4. Посмотреть на грань любого предмета.

— Как можно получить плоскость ? Версии:

1. Покрутить линией (веревкой).

2. Соединить две линии листом бумаги.

3. Разрезать ножом кусок сыра, хлеба.

4. Наставить на бумаге много-много точек.

Задание ученикам по рефлексии их деятельности: Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главный результат?

* * *

Предмет: Литература.

Тема урока: «Русские народные сказки», 5-й класс.

Тип урока: урок-соревнование.

Цели урока: 1) самоопределение учеников по отношению к содер­жанию изучаемого раздела; 2) составление детьми распределенного по ролям пересказа материала; 3) подготовка в форме групповой работы и демонстрация подготовленного образовательного продукта.

Материалы к уроку: книги со сказками; карточки для групп с алгоритмическим заданием.

Фундаментальные образовательные объекты: 1) сказка; 2) глав­ные объекты в каждой из сказок.

Главная проблема урока: существует ли общая основа русских народных сказок?

Этапы урока:

1. Учитель комментирует заранее записанные на доске назва­ния сказок и предлагает детям выбрать для себя сказку и вой­ти в группу, которая будет готовить ее пересказ — 2 мин.

2. Дети распределяются по группам. (Учитель: «Поднимите руку, кто выбрал первую сказку, ... вторую, ...). Ученики рассажи­ваются в указанные учителем места, берут книги с выбран­ными сказками и приступают к групповой работе — 8 мин.

3. Каждой группе учитель вручает карточку с алгоритмическим заданием, в котором описан порядок работы группы: выбе­рите групповода; прочитайте сказку; решите, как вы будете ее пересказывать: по ролям, по очереди, свой вариант; за­планируйте свое выступление; выступите перед классом; от­ветьте на вопросы. Группы работают по предложенному плану — 10 мин.

3. После групповой работы каждая группа встает перед классом и пересказывает свою сказку. Остальные слушают и задают вопросы — 15 мин.

4. Создается жюри (от каждой группы делегируется по 1 чело­веку), которое выбирает наиболее понравившуюся сказку и самый выразительный эпизод из нее. Остальные в это время проводят рефлексию в группах — 5 мин. 5. Жюри объявляет результат. Лучший эпизод еще раз прочи­тывается и анализируется — 5 мин.

Рефлексивное задание ученикам: Напишите свой ответ на воп­рос: что я увидел общего в русских народных сказках?

Формы контроля и оценки результатов урока: наблюдение учи­теля за самоопределением учеников, их групповой работой, каче­ством пересказа; найденной формой пересказа; анализ рефлексивных ответов учеников.

Задание на дом: составить свою «народную» сказку, используя общие особенности русских народных сказок.

Предмет: География, 8-й класс.

Тема урока: «Путешествие по Европе».

Тип урока: урок-путешествие (деловая игра) — 2 часа.

Цель урока: создание буклетов-путеводителей по городам Ев­ропы.

Материалы к уроку: книги, атласы, карты, энциклопедии — в бумажном варианте и на CD-Rom; бумага, клей, старые журналы, карандаши; готовые образцы буклетов и путеводителей (культурные аналоги).

Фундаментальные образовательные объекты: 1) город; 2) страна; 3) Европа; 4) путешествие; 5) маршрут.

Проблема урока: каковы принципы составления маршрута пу­тешествия?

Этапы и виды деятельности учеников:

1. Учитель называет 3—4 европейские страны и групповодов по каждой из стран, которых предварительно инструктирует о характере деятельности. Остальным ученикам предлагается выбрать страну (вариант: групповодам дается возможность самим набрать свою команду) — 5 мин.

2. Задание группам: «Вы работаете в туристической фирме и должны разработать путеводитель (буклет) по городам одной из европейских стран (3—5 городов). Для работы можете ис­пользовать имеющиеся материалы. На следующем уроке вы будете защищать свой буклет» — 5 мин.

3. Работа по группам: разработка концепции буклета, состав­ление плана его изготовления; распределение обязанностей внутри группы; выполнение задания; рефлексия деятельно­сти группы — 35 мин.

4. Рецензирование выполненных буклетов экспертами — уче­никами из других групп — 10 мин.

5. Создание жюри (одновременно с рецензированием буклетов). От каждой группы выделяется по одному человеку в состав жюри, которое занимает позицию туристов, выбирающих пу­тешествие. Группа, чью страну в итоге выбирают туристы, по­беждает в конкурсе — 5 мин.

6. Презентация группами своих буклетов — 30 мин.

7. Итоги урока — 5 мин.

Рефлексивное задание ученикам: Напишите в форме плана реко­мендацию «Как разработать маршрут путешествия».

Формы контроля и оценки результатов урока: 1) решение жюри; 2) мнения экспертов; 3) анализ учителем буклетов и рефлексивных записей учеников.

Задания на дом: а) выполнить рефлексивное задание (см. выше); б) индивидуально по желанию — составить буклет-путеводитель по любым выбранным городам.

Предмет: Физика, 10-й класс.

Тема урока: «Электродинамика».

Тип урока: вводный поисковый урок — 2 часа.

Цель урока: составление учениками системного образа предсто­ящей темы на основе собственного опыта и знаний.

Материалы к уроку: эбонитовая палочка, шерсть, электрометр, демонстрационная электрическая цепь с лампочкой, магнитная стрелка на подставке; имеющиеся в кабинете физики приборы по электромагнетизму; литература на данную тему.

Фундаментальные образовательные объекты: электрический за­ряд, электрический ток, электромагнетизм.

Проблема урока: каковы способы классификации материала по теме «Электродинамика?»

План урока:

1. Объяснение структуры урока, постановка его целей — 5 мин.

2. Демонстрация учителем опытов по электричеству — 5 мин.

3. Фронтальный коллективный сбор учащимися информации об электромагнетизме и ее классификация по разделам — 10 мин.

4. Выборы групповодов и создание ученических групп — 5 мин.

5. Работа групп по выбранным разделам — 20 мин.

6. Выступления групп — 40 мин.

7. Оценка выступлений. Рефлексия — 5 мин.

Описание хода урока.

Введение в тему электромагнитных явлений учитель начинает с помощью простейших опытов: притягивание мелких предметов наэлектризованной палочкой, зарядка электрометра, горение лам­почки в электрической цепи, отклонение магнитной стрелки вбли­зи проводника с током.

В ходе демонстраций обсуждается причина притяжения легких предметов заряженными телами, выясняется сущность электриза­ции, условия существования электрического тока, обозначается су­ществование электрического и магнитного полей.

Систематизация ученических знаний и представлений по элек­тричеству и магнетизму происходит с помощью называния школьниками известных сведений или собственных гипотез по электромагнетизму, которые учитель заносит в три графы на доске: электромагнитные явления, понятия, законы:

Электромагнетизм
Явления Понятия Законы
     
     
     

Собранное учениками содержание в ходе последующего обсуж­дения распределяется по 3—4 темам, которым даются названия, на­пример: 1) радиотехника; 2) электромагнитные феномены; 3) электрический заряд; 4) электрический ток.

Явления, понятия и формулы законов, написанные в таблице, распределяются по выделенным темам, которые становятся назва­ниями творческих групп. Класс делится на 4 группы, каждая из кото­рых готовит выступление по своей теме, используя следующий план:

— краткая теория вопроса (собственная или известная) с ис­пользованием тех понятий, которые приведены в таблице;

— рисунок или концепт, иллюстрирующий основные положе­ния темы;

— простейший придуманный опыт по теме;

— 1—2 вопроса по своей теме для другой группы.

При подготовке к выступлению группы учащиеся пользуются доступными приборами, материалами, литературой, самостоятель­но организуют свою работу.

От каждой группы выбирается по одному представителю в экс­пертную группу, которая вырабатывает критерии оценки выступле­ния групп, например: содержание выступления, техника выступления, оригинальность придуманных вопросов, ответы на вопросы других групп, качество рисунка-концепта.

После выступления групп эксперты поясняют свои критерии, анализируют выступления групп, объявляют количество набранных ими баллов.

Задание ученикам по рефлексии их деятельности: Каковы спосо­бы классификации материала по теме «Электродинамика»? В чем состоит приращение знаний по данной теме? Благодаря чему оно произошло? Какие возникли вопросы по теме?

Задание на дом: составить индивидуальные образовательные программы по теме «Электродинамика».

Проведение урока.Урок проводится согласно разработанному плану и конспекту. Однако, вполне возможно, а часто и необходи­мо, внесение коррективов по ходу урока. Так, одной из задач ситу­ативного обучения является умение учителя видеть и чувствовать специфику реально происходящего образовательного процесса и действовать адекватно ему, применяя именно те методы и приемы, которые соответствуют имеющимся условиям.

К таким коррективам относится изменение очередности эта­пов урока в зависимости от состояния учеников, особенностей клас­са. Например, если урок проводится рано утром и дети еще недостаточно бодрые, можно начать со спокойной самостоятель­ной работы, затем перейти к объяснению новой темы и организа­ции дискуссии по обозначенной проблеме. В случае, если предыдущим уроком была физкультура, ученики пришли в класс возбужденные, последовательность этапов урока может быть уже иной: сначала обсуждается учебная проблема, после небольшой дис­куссии предлагается письменно изложить свои аргументы, затем учитель познакомит детей с взглядами ученых на рассматриваемую ими проблему.

Перечисленные примеры основаны на принципе природосообразности — ученикам первоначально предлагается деятельность, соответствующая их состоянию, затем — иная. Тем самым осуще­ствляется «дыхание урока». Таким образом, урок может быть построен вариативно и вклю­чать реально 3-4 этапа из запланированных в конспекте урока 5-7 возможных этапов.

В конце урока формулируются четкие выводы, подводится итог работы отдельных учащихся и всего класса. При необходимости выставляются отметки. На завершающую часть урока обязательно следует выделять время уже на стадии подготовки конспекта. В слу­чае, если студент не успевает выполнить те или иные запланиро­ванные этапы урока, их можно опустить, но завершающий, рефлексивный этап урока необходим всегда.

Реальное занятие не всегда совпадает с намеченным. Поэтому итогом урока не обязательно может стать решение запланирован­ной задачи, но и формулирование проблемы, решение которой еще предстоит.

С точки зрения личностной ориентации обучения полезно пре­доставить каждому ученику возможность осознать и оценить свои результаты на уроке. Можно сделать это одновременно, предложив всем ученикам письменно сформулировать краткие ответы на 2—3 заранее подготовленных вопроса. Последующий анализ ответов позволит оценить общую результативность урока, скорректировать цели очередного занятия.

Примерная схема анализа урока.Главной задачей анализа урока является установление результатов деятельности учителя и учащих­ся. Важно вскрыть не только недостатки урока, но и положитель­ные стороны работы учителя, выяснить, чему у него можно научиться.

При наблюдении урока записываются основные его эпизоды, затраченное на них время, мнения и замечания к ним. Это дает воз­можность более глубокого анализа урока.

Письменное оформление анализа урока и его обсуждение осу­ществляются с учетом следующих пунктов:

1. Общие сведения (дата, предмет, класс, Ф.И.О. учителя, тема урока).

2. Цель посещения урока.

3. Цели урока и их достижение.

4. Организация урока (своевременность начала и окончания урока, готовность учеников, оборудования и кабинета к уро­ку).

5. Обоснованность выбора типа урока, его структуры и содер­жания.

6. Эффективность используемых методов и приемов обучения. Методы изучения нового материала, закрепления, контро­ля, оценки знаний.

7. Наглядность на уроке. Использование демонстрационного и лабораторного эксперимента, ТСО, компьютера.

8. Деятельность учащихся (подготовка к уроку, активность, продуктивность, самостоятельная работа, дисциплина, ин­терес к уроку, отношение к учителю, культура труда и речи).

9. Деятельность учителя (умение владеть классом, организо­вать его работу, индивидуальный подход кучащимся, педа­гогический такт, выдержка, культура речи, дикция, ритм изложения, находчивость, юмор, мимика, жестикуляция, внешний вид).

10. Результаты урока (достижение цели, выполнение плана, за­мечания и пожелания практиканту).

РЕЗЮМЕ

Главные вопросы при создании творческого урока: Что именно будет создано учениками на уроке в направлении изучаемой темы? Как обеспечить этот процесс?

Успех творческого урока определяется открытым заданием, ко­торое вовлекает учеников в мотивированную деятельность по со­зданию образовательного продукта.

Предчувствие оригинальных ответов учеников — важный субъективный критерий качества открытого задания. Задания мо­гут быть сгруппированы по доминирующим видам деятельности учащихся: креативной, когнитивной, оргдеятельностной. Помощь в их выполнении оказывают алгоритмические описания и рекомен­дации.

Планирование творческого урока включает в себя:

1) планирование серии занятий по одной теме (разделу);

2) актуализация творческого потенциала учащихся в сознании учителя;

3) выработка личностного отношения учителя к проблемати­ке урока;

4) определение смысла урока;

5) разработка идеи урока;

6) отбор материала, средств, методов и форм продуктивной деятельности учеников;

7) соотнесение возможных результатов учеников с образова­тельными стандартами;

8) формулирование целей урока;

9) разработка структуры урока;

10) написание конспекта (плана) урока.

ВОПРОСЫ И УПРАЖНЕНИЯ

1. Какие чувства, мысли и желания вызвало изучение вами темы данного параграфа?

2. Что такое творческий урок? Предложите свое определение.

3. Что такое открытое задание? Предложите свое определение.

4. Какие типы творческих уроков более всего соответствуют ва­шему педагогическому мировоззрению? Почему?

5. Сформулируйте возникшие у вас вопросы по проблеме раз­работки творческого урока.

Дидактический практикум Тема 25. Разработка творческого урока

1. Придумайте и сформулируйте для одной и той же темы учебного курса три открытых задания разных типов: креативное, когнитивное, оргдеятельностное. Лучше, если время выполнения ваших заданий будет ограничено рамками од­ного урока.

2. Составьте план урока, построенного на одном или нескольких из состав­ленных вами открытых заданий. План урока опишите следующим образом:

- Тема урока, класс.

- Тип урока.

- Цели урока.

- Оборудование и материалы к уроку.

- Фундаментальные образовательные объекты.

- Главная проблема урока.

- Этапы урока по минутам.

- Задания ученикам и варианты их выполнения.

- Культурно-исторические аналоги (если необходимы).

- Рисунки, схемы и т.п.

- Задание ученикам по рефлексии их деятельности.

- Формы контроля и оценки результатов урока.

- Задания на дом.

- Список использованной литературы.

- Итоги обсуждения проведенного урока.

Смоделируйте и обсудите фрагмент разработанного вами урока со студен­тами на семинарском занятии или с реальными учениками во время педагоги­ческой практики.

ЛИТЕРАТУРА

Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Дея­тельность. Обратная связь. Идеальность. М., 1999.

Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. 3-е изд., перераб. М., 2006.

Заир-Бек СИ., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уро­ке. М., 2004.

Зотов Ю.Б. Организация современного урока. / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1984.

Кульневич СВ., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть III. Проблемные уроки. Ростов-н/Д, 2006.

Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформ­ления. М., 2006.

Махмутов М.И. Современный урок. М., 1985.

Окунев А.А. Как учить не уча. СПб., 1996.

Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок (со­временная технология). Изд. 2-е доп. и перераб. М., 2006.

Урок физики в современной школе: Творческий поиск учителей / Сост. Э.М. Браверман; Под ред. В.Г. Разумовского. М., 1993.

Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения. М., 2000. (Педагогическая мастерская).

Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? М., 2005.

Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Увлекательная физика: Сборник заданий и опы­тов для школьников и абитуриентов с ответами. М., 2001.

Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М., 1979.

Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. М., 1980.

Школа творчества: Сб. ученических работ/ Под ред. А.В. Хуторского. Ногинск, 1996.

§ 3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ

Что такое образовательная ситуация.Образовательная ситуация обозначает конкретный временной и пространственный участок педагогической реальности, который выполняет функцию стимула и условий создания учениками образовательной продукции.

Продолжительность образовательной ситуации — от несколь­ких минут до трех и более дней, возможна также цепочка взаимо­связанных ситуаций. Ситуативный принцип может лежать в основе каждого уровня организации творческого обучения: отдельного уро­ка, системы занятий по учебному курсу, деятельности всей школы.

Образовательная ситуация — это ситуация образовательного напряжения, возникающая спонтанно или организуемая учителем, требующая своего разрешения через совместную деятельность всех ее участников. Ее целью является рождение учениками образова­тельного результата (идей, проблем, гипотез, версий» схем, опытов, текстов) в ходе специально организованной деятельности. Получа­емый в результате образовательный продукт непредсказуем, педа­гог проблематизирует ситуацию, задает технологию деятельности, сопровождает образовательное движение учеников, но не опреде­ляет заранее конкретное содержание образовательных результатов, которые должны быть получены.

Ситуация — сочетание условий и обстоятельств, создающих определен­ную обстановку, положение.

Цикл образовательной ситуации включает в себя мотивацию деятельности, ее проблематизацию, личное решение проблемы уча­стниками ситуации, демонстрацию образовательных продуктов, их сопоставление друг с другом и с культурно-историческими анало­гами, рефлексию результатов.

Началу образовательной ситуации соответствует искусственно созданная или естественным образом возникшая образовательная напряженность. Моменты занятий, для которых характерна обра­зовательная напряженность:

— целенаправленное создание образовательной напряженнос­ти учителем;

— возникновение проблемы или вопроса;

— непредвиденное противоречие;

— несоответствие полученных результатов ожидаемым;

— затруднение решения задачи или выполнения задания;

— нарушение привычных норм образовательной деятельности;

— введение противоречивых культурно-исторических аналогов;

— многообразие различных позиций по рассматриваемому воп­росу и др.

Внешне заданный педагогом учебный материал в образователь­ной ситуации выполняет роль среды, а не результата, который дол­жен быть получен учащимися. Цель такой среды — обеспечить условия для рождения у учеников собственного образовательного продукта. Степень отличия созданных учениками образовательных продуктов от заданной учителем образовательной среды является показателем эффективности решения образовательной ситуации.

Наиболее «сильной» является та образовательная ситуация, в которую оказывается включен в роли участника сам учитель, т. е. возникшая проблема является для него не учебной, а реальной, ко­торую ему приходится решать наравне с учениками. Результаты та­кого обучения оказываются наиболее продуктивными. Включен­ность учителя в решение проблем типа: Откуда произошел мир? Что такое точка? Каковы причины грозы? — позволяет учителю всякий раз по-новому взглянуть на бесконечные в своем познании первопричинные вопросы.

Дискуссия.Может ли учитель, который имеет опыт и профессию, быть в состоянии реального незнания истины во время совместного с учениками ее познания?

Наши рекомендации