Роль среды в образовании ребенка дошкольного возраста
Почему же требования к развивающей среде являются компонентом государственного образовательного стандарта? Ответ на этот вопрос связан прежде всего со спецификой дошкольного возраста, с теми особенностями, которыми дошкольник отличается от более старших субъектов образования. Ребенок дошкольного возраста, как правило, еще не умеет читать. Даже те элементарные навыки чтения, которые складываются к концу дошкольного возраста у отдельных детей, не позволяют им самостоятельно использовать книгу. Социальный опыт и новые сведения об окружающем маленький ребенок получает от других людей, в первую очередь от взрослых (педагогов и родителей) в непосредственном общении с ними. Другим источником знаний, социального опыта и развития ребенка является среда пребывания ребенка. Поэтому очень важно, чтобы эта среда была именно развивающей.
Развивающая среда создает благоприятные условия для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности: ребенок осваивает свойства и признаки предметов (цвет, форма, фактура), овладевает пространственными отношениями; постигает социальные отношения между людьми; узнает о человеке, животном и растительном мире, временах года и т.д.; овладевает миром звуков, приобщается к музыкальной культуре; развивается физически, познает особенности устройства собственного организма; экспериментирует с цветом, формой, создает продукты собственного творчества; приобретает полезные социальные навыки и т.д. Иными словами, среда развития ребенка, обеспечивающая разные виды его активности (умственной, игровой, физической и др.), становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования маленького ребенка. При этом развиваются любознательность и творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки (навыки общения). Происходит развитие личности.
Разумеется, в условиях самостоятельной деятельности детей развивающей среды еще недостаточно для полноценного развития ребенка. В педагогическом процессе самостоятельная деятельность ребенка обязательно сочетается со специально организованными занятиями. Занятия и самостоятельная (нерегламентированная взрослым) деятельность детей - это две основные формы обучения дошкольника в детском саду. При этом организация занятий обеспечивается соответствующими образовательными программами и технологиями, а также определенными способами и средствами взаимодействия взрослого с ребенком (характером взаимодействия педагога с детьми).
Государственный образовательный стандарт дошкольного образования
До введения в действие государственных образовательных стандартов действуют временные (примерные) требования к деятельности дошкольного образовательного учреждения. Эти требования утверждены приказом Министерства образования Российской Федерации (приказ № 448 от 22.08.96). Раздел этого документа посвящен среде развития ребенка и представлен в следующем параграфе данного учебника.
ВРЕМЕННЫЕ (ПРИМЕРНЫЕ) ТРЕБОВАНИЯ К СРЕДЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
В ДОУ созданы условия для развития детей младенческого возраста (от 2 месяцев до 1 года).
1.1. Помещение, в котором находятся младенцы, обеспечивает ребенку возможность постоянного визуального контакта со взрослыми, чтобы он мог наблюдать за ними, адресоваться к ним, не испытывать дискомфорта от одиночества и изоляции.
1.2. В помещении имеется манеж или другое оборудование, обеспечивающее безопасность в период бодрствования ребенка.
1.3. Помещение имеет утепленный пол для игр ползающих детей.
1.4. В группе имеется оборудование для игр в сидячем положении (столики с выдвигающимися стульчиками и др.).
1.5. Имеется оборудование для развития двигательной активности детей (горка, качели, тренажеры, ходунки и пр.).
1.6. В манеже, на пеленальном столике и в комнате имеются зеркала, в которых ребенок отражается во весь рост.
1.7. В помещении имеются красочные картинки, игрушки для самостоятельного и совместного со взрослым восприятия.
1.8. Детей обеспечивают материалами, стимулирующими исследовательскую и манипулятивную деятельность (ярко окрашенными, звучащими игрушками разнообразной формы; куклами типа «неваляшки» и др. с человеческим лицом; игрушками и предметами разной фактуры, в том числе и предметами домашнего обихода: ложками, крышками, катушками, лоскутами и т.п.).
1.9. К кроватке маленьких детей подвешиваются погремушки так, чтобы ребенок мог их достать.
1.10. В группе имеются сюжетные игрушки (детская мебель, посуда и пр.).
1.11. Имеются детские музыкальные инструменты, озвученные игрушки.
1.12. Имеется проигрыватель с пластинками или магнитофон.
1.13. Имеются книжки с картинками, мелки, краски, цветные карандаши, картон.
1.14. Помещение имеет пространство для организации игр с перемещением, движений под музыку, для свободного доступа детей к игрушкам.