В «диалоге культур» и «транскультурной среде»

Социально – педагогические технологии»

Содержание.

Введение - 1

Миграционная педагогика в «диалоге культур»

и «транскультурной среде» - 4

Социально-педагогические технологии в профилактике «ксенофобии»

и «экстремизма» в подростковой среде. - 30

Единая адаптационная программа для детей и семей мигрантов

на основе имеющегося образовательного потенциала Санкт-Петербурга. - 43

Проектная деятельность в миграционной педагогике - 62

Введение

Основной целью Программыгармонизациимежэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге на 2006-2010 годы
(Программа "ТОЛЕРАНТНОСТЬ") является укрепление в Санкт-Петербурге толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и петербургского культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека.

Второй этапреализации системы мероприятий по формированию толерантной среды в сферах межэтнического и межкультурного взаимодействия жителей Санкт-Петербурга был направлен нами на разработку и внедрение эффективных технологий формирования толерантного сознания и поведения учащихся, создания толерантной среды в образовательных учреждениях и анализ достигнутых результатов. В отчётных документах за 2007 год по системе образования Санкт - Петербурга, основными достижениями в реализации программы названо проведение курсов и разработка методических рекомендаций по программе «Методика преподавания русского языка, как неродного в полиэтнических классах». Надо отметить, что не меньшее значение в образовательных учреждениях уделяется и воспитанию толерантности средствами воспитательной, социально – педагогической и психолого – педагогической работы специалистов. В настоящее время стоит задача более четкого обоснования предпринимаемых шагов и более ответственного отношения специалистов общеобразовательных учреждений к выбору тех или иных средств воспитания, педагогической коррекции и социальной реабилитации подростков. Формализм при реализации, официально принятых и дополнительно финансируемых, программ становится почти обязательным в том случае, если не производится тщательное изучение социального (национального) состава учащихся, родителей, педагогов, состава населения микрорайона и состояния межэтнических отношений в ближайшем окружении учащихся. Как показывает опыт образовательных учреждений Санкт – Петербурга , такие срезы проводятся повсеместно. Но если проще происходит выявление общей картины состава социальных групп по национальному признаку, то сложности возникают, прежде всего, по выявлению состояния взаимоотношений между группировками подростков и отношению их к проблемам национальной принадлежности. Силами только педагогов эти вопросы не могут быть решены эффективно, если руководством образовательных учреждений и администрацией районов не обеспечивается межведомственное взаимодействие со структурами молодёжной политики и органами внутренних дел. Оперативное реагирование на агрессивные действия подростков и молодёжи оказывается возможным при согласовании базы данных по правонарушениям несовершеннолетних в системе образования и милиции, при обмене данными об учёте действий на определённой территории агрессивных группировок националистической направленности между учреждениями образования и молодёжной политики. В настоящее время всё острее звучит проблема разобщённости усилий государственных ведомственных структур по противодействию национализму и экстремизму в молодёжной среде и, прежде всего, при решении задач раннего выявления признаков этой социальной беды.

При изучении и реагировании на негативные проявления национализма важнейшее значение имеет способность специалиста квалифицированно оценить ситуацию, адекватно отреагировать и подобрать педагогически целесообразные меры. При этом ведущими условиями результативности становятся: отношение взрослых (педагогов и родителей) к проблеме и личный пример в их повседневном поведении, наличие устоявшейся системы самоуправления, поддержки социальных инициатив и мер по предупреждению межличностных конфликтов, а также характер социально – культурной среды за пределами школы.

Для реализации профессионального подхода к профилактике и к решению возникающих проблем специалисту в области воспитания надо задуматься об их социальном и педагогическом значении, о причинах возникновения. Необходимость создания такого раздела в теории и практике воспитании, как миграционная педагогика, связана с широким кругом проблем в изменяющемся современном человеческом сообществе.

Миграционная педагогика

в «диалоге культур» и «транскультурной среде»

Автор – составитель: Л. С. Нагавкина

Процесс глобализации социального мира приводит к различным и даже противоположным по своему значению социальным образованиям. С одной стороны – это формирование сообществ, интегрирующих в себе элементы самых разных культур, чрезвычайно подвижных и изменчивых, с размытыми формами и системой ценностей. С другой стороны – это возникновение многочисленных субкультур, провоцирующее полемику и культурный плюрализм, порождающее как позитивные, так и негативные последствия, актуализацию жизненно важных ценностей, и потерю целостности, дробление культурного пространства. Также мы можем констатировать, что наблюдаются коренные преобразования форм социальных отношений, нивелирование культурных ценностей, и нарастание антиглобалистских волнений. Эти «Столкновения цивилизаций» (С. Хантингтон) или «этнических общностей, обращённых к глобальным ценностям и символам» (Ерасов Б.С.) вызывают необходимость создания определённых теоретических моделей взаимодействия и механизмов снятия напряжённости между локальными культурами на практике. Таким образом, развитие культуры любого локального сообщества сегодня является не органичным эволюционным этапом, а в большей степени ответом на внешние факторы развития культуры. Становится актуальной проблема удержания культурного наследия, ибо приятие ценностей «других» культур вызывает отчуждение от своей, исходной.

Как утверждают политологи, «антропологическими» показателями трансформации культурного пространства выступают: миграция, демография, отчасти тип межпоколенных отношений, принятый в обществе. (А.Мамонова). Миграционная педагогика должна рассматривать эти социальные процессы как условия и разрабатывать методы, пути, формы воспитательной работы, социально-педагогические технологии решения жизненно важных задач ребёнка в современной социально-культурной среде.

Внешние и внутренние миграции инициируют процесс обновления культурного пространства, порождая многочисленные проблемы. Специалисту по социальной педагогике и воспитанию необходимо учитывать, что, с одной стороны, миграция населения порождает такие процессы и проблемы, как интеграция эмигрантов в другую культурную среду, адаптация их к новому социальному и этническому окружению, ассимиляция с культурой местного населения.

С другой стороны, «местная культура» испытывает давление новых культурных образований, особенно при значительном количестве эмигрантских потоков, объединённых по конфессиональному, культурному, этническому признакам, происходящих из одного историко-культурного пространства, разделяющих регулятивные нормы одной культурной среды. Тогда внутри основной культуры граждан, населяющих данную территорию, образуются сообщества с другой традиционной культурой, актуализирующих проблему культурных различий.

Данные процессы порождают проблему диалога культур как наиболее актуальную на рубеже ХХ и ХХ1 века. Основанием для поиска решения данной проблемы могут послужить исследования выдающихся философов (А.С. Лаппо-Данилевский, М. Бубер, М.М. Бахтин, М.Ю. Лотман, В.С. Библер). Надо учитывать, что диалоговые практики демонстрируют сегодня не только равноправный диалог разных культур, но и псевдо – диалог, способствующий навязыванию ценностей и ориентиров сильной стороны. Практикуется изоляция одной культурной группы по внешним несущественным признакам на фоне нивелирования более существенных и объединяющих культурных ценностей и признаков.

Равноправный субъект-субъектный диалог сообществ, отличных по культурно-историческому пути становления, ценностному ядру ментальности, возможен в «общей заботе об улучшении окружающей жизни» (Н.К.Крупская). В социально значимой и педагогически целесообразной деятельности происходит развитие творческого начала в предъявлении жизненно важных ценностей представителями разных культурных сообществ вне зависимости от количественного их состава. Поддержка социальных инициатив, разрешение противоречий мирным путём способствуют предоставлению равных прав и свобод всем членам школьного сообщества и органам самоуправления. Обучение толерантному отношению и терпимости к выражениям фобии разного рода, как следствия пережитого негативного опыта (см. Л.Н.Толстой «Кавказские повести»).

Развитие способности к диалоговому взаимодействию, может проходить в ходе специально организованных событий и в ситуациях повседневного общения. Кроме того, необходимо культивировать такие нормы школьной жизни, когда результативность межкультурного диалога предполагает глубокое освоение сторонами своей собственной культуры в качестве предпосылки, необходимой для понимания культурного пространства «другого» сообщества. Интеграция в поликультурное пространство, в данном случае, координируется не только традиционными этническими механизмами сплочения, а и социальными стимулами, личностными интересами субъектов образовательного процесса, порождающими инновационные формы межкультурного взаимодействия и способы коллективной организации творческой жизни.

Структура населения мегаполиса располагает механизмами интеграции культур в поликультурное и многонациональное по своему составу сообщество. При этом надо учитывать, что культура как совокупность ценностей, мировоззренческих установок, поведенческих клише может являться силой, стабилизирующей школьное сообщество или разрушающей его. Доминирующая сила одной национальной, религиозной или мифологической культуры представляет интересы определённого сообщества и способна проявить агрессивное отношение к другим. Руководство школьным сообществом заключается в ослаблении влияния агрессивных лидеров внутри локального сообщества через снижение значимости утверждаемых ими установок и несущественных ценностей в глазах остальных членов сообщества.

Предупреждение конфликта между локальными сообществами может произойти как следствие установления «гражданской идентичности» их членов. Как показывает опыт, освоение элементов региональной культуры, а в данном случае, ценностей петербургской культуры обладают примиряющей и объединяющей силой. Предъявление и принятие меры ответственности за развитие петербургской культуры ставит в равное положение каждого жителя и каждое сообщество в едином жизненном пространстве. Не только декларируемое, но и реально предоставленное право на свободу самореализации в этом пространстве, снимает необходимость воинственно отстаивать свои права в школьной жизни. Возможность вступать в равноправный диалог по поводу улучшения своей и окружающей жизни снимает вопрос о профилактике конфликтов, он просто не актуален в атмосфере такой школьной жизни.

Очевидно, что традиционно в школе создаётся жизненное пространство, построенное на принципах доминирования культуры, представленной взрослыми как формальной нормы жизни и существования «транскультурной среды», построенной на основе стереотипов, навязыванных средствами массовой коммуникации. В настоящее время глобализация культуры практически полностью происходит под влиянием манипулятивных технологий средств массовых коммуникаций в реальном и виртуальном пространстве жизнедеятельности человека и социума. При взаимодействии представителей разных национальных групп, эмигрантов из разных стран и даже континентов выявляются одни и те же кумиры, стандарты поведения, музыкальные пристрастия, символы и знаки. Тогда как ценности и возможности реальной жизни существенно отличаются у детей, представителей коренного населения и эмигрантов, доминирующие культурные ориентиры и интересы в виртуальном пространстве их жизни одинаковы. Современная массовая культура так популярна благодаря значительному росту и развитию средств массовой коммуникации. Они формируют культурные стереотипы, то есть производят образцы и соблазны, определяющие стиль жизни, мировоззренческие установки и модели социального поведения. Педагогам необходимо изучать культурные пристрастия и личные интересы учащихся, как представителей разных национальных культур и различных социальных группировок. Но не менее важно знать и признаки массовой культуры, объединяющие их всех в едином пространстве молодёжной субкультуры.

При построении межпоколенных отношений значительную роль играют исторически устоявшиеся ценности культуры. В условиях информационной революции они создают возможность сохранять механизмы регулирования общественно адекватного реагирования и поведения молодого человека. Поэтому так важно вызвать интерес и активизировать познание исторических традиций разных народов. Изменения, вызванные глобализацией культуры, затронули формы материальной, художественной и духовной составляющих культур, восприятие их и интерпретацию. Унификация и доминирование материальной сферы культур привели к смене иерархий и ценностей, обусловили кризис в понимании человеком как своей собственной, так и «другой» культуры. Именно поэтому обращение к духовному потенциалу культуры как способу сохранения локальных культур является «ответом» на глобальный вызов современности. Усиление духовной и художественной составляющей культуры играет оздоравливующую роль в кризисе межкультурных отношений. Это обеспечивает устойчивость основополагающих, жизненно важных ценностей при трансформации прежнего и формировании нового, иного опыта культурного строительства в жизни многонационального города. Старшее поколение должно быть готово к объединению усилий с молодыми в изучении, сохранении и развитии многонациональной, собственно петербургской культуры такого мегаполиса, как Санкт – Петербург.

В основе такого опыта лежит традиция формирования в Санкт-Петербурге позитивных ценностей и установок на уважение, приятие и понимание богатого многообразия культур, традиций и этнических ценностей разных народов посредством утверждения основ гражданской идентичности как начала, объединяющего всех жителей города. При усилении миграционных процессов одним из главных принципов политики становится мультикультурализм и происходит трансформация государственных институтов для обеспечения реального равенства всех граждан, защиты их прав и предотвращения любой дискриминации. Это выражается в изменении практик повседневного взаимодействия с населением представителей конкретных институтов государства. (А.Мамонова). Таким образом, появление государственной программы «Толерантность» можно назвать закономерным явлением и её реализация должна протекать закономерно сложившимися путями:

· уважение самобытности локальных культурных сообществ,

· адекватное реагирование на процесс глобализации и трансформации культуры,

· построение равноправного диалога субъектов культуры.

При этом реализуется в основном два подхода: включение детей –мигрантов в общую творческую жизнь образовательного учреждения и в, специально организованную для них, образовательную деятельность.

С начала 60-ых готов в Ленинграде-Петербурге разрабатывается теория и методика «Педагогики общей заботы» (И.П.Иванов), которая призвана объединять усилия всех участников общей жизни. Разработана и апробирована методика коллективной организации общей творческой жизни как коллективное планирование, подготовка, проведение, обсуждение общих дел и событий, которая способствует включению каждого в отношения «ответственной зависимости», «взаимной зависимости» (А.С.Макаренко) и «общей творческой заботы». Она развивается и применяется по всей стране как: «Методика коллективной творческой деятельности», «Коллективное творческое воспитание», «Воспитание общественника и организатора». Данное направление развития педагогики становится особенно актуальным при решении вопросов интеграции разных культур в едином жизненном пространстве и при определении наиболее эффективного стиля педагогического руководства, то есть при реализации гуманно – демократического характера воспитательных отношений в образовательном учреждении. (И.П.Иванов, а также: И. Д. Аванесян, Л. Г.Борисова, Л. С. Нагавкина, С. Л. Соловейчик, Е. В. Титова, Н. П. Царёва).

Как доказывает в своём исследовании Вера Леонидовна Тузова, коллективная творческая деятельность является наиболее оптимальным средством в развитии толерантности как свойства личности не только у младших школьников, педагогов, но и у родителей как субъектов воспитательного процесса. Для этого, начиная с первых школьных дней, работа с детьми должна строиться в творческом содружестве детей, педагогов, родителей, вожатых, ветеранов и младших друзей из ближайшего детского сада. Весь коллектив класса делится на микрогруппы (команды, творческие содружества, экипажи и т.п.). На общих сборах ребята и взрослые рассказывают о себе, планируют и обсуждают свою общую жизнь. Они думают, что хорошего можно сделать для других людей, как улучшить окружающую жизнь.

Жизнь коллектива в течение учебного хода строится по тематическим периодам. Каждый период жизни – это конкретная забота о близких или далёких людях, о природе, о родной школе, о родном городе. Один из первых тематических периодов года посвящён обмену впечатлениями о лете и вхождению детей в новые взаимоотношения. Узловое событие - это «День Дружбы», где каждый рассказывает о себе, о своих увлечениях, где обсуждаются проблемы, преподносятся сюрпризы и дружеские подарки, изготовленные своими руками летом. Это убеждает и ребят, и взрослых, что каждый может быть интересным и творческим, а всем вместе нам помогает в жизни хорошая дружба. Каждый период жизни коллектива начинается с разведки дел и друзей – экипажи путешествуют по определённым маршрутам и выясняют, кому, в чём нужна помощь. Все вместе обсуждаются результаты разведки, планируют, готовят и проводят разнообразные интересные для себя и полезные дела для окружающих людей. В тематическом периоде «Здравствуй, школа» - это выступления с творческими поздравлениями и сюрпризами для учителей и других классов. В Новогоднем периоде – это праздничная забота о детях из детских садов,. В периоде «Был город – фронт, была блокада» - изготовления подарков для ветеранов и проведение встречи с ними. Период «Любимый город» направлен на изучение истории, традиций культуры нашего города и совместная забота о его благоустройстве. Проводятся и заочные путешествия по разным странам, где идёт знакомство с особенностями жизни людей разных национальностей, представителями культуры которых, являются члены нашего коллектива. Каждая творческая группа представляет одну из национальностей. Ребята и взрослые знакомятся с традициями, шьют национальные костюмы, разучивают стихи, песни, танцы и готовят угощения к «Семейному карнавалу» как проявление заботы о большой многонациональной семье класса. После обсуждения итогов праздника отбираются самые интересные рассказы и выступления, чтобы потом показать их другим членам большой дружной семьи. Коллективная творческая жизнь способствует не только развитию чувства толерантности, но и деятельному, заботливому отношению к окружающим людям - это забота о ребятах из школы-интерната, о пенсионерах из дома престарелых, об особых детях – всем, кому нужно наше внимание и забота. Ибо, как известно, развитие человека происходит в деятельности. Каков характер деятельности, таково и отношение к жизни. Чем больше радости почувствует ребёнок от деятельной заботы о разных людях, вне зависимости от их национальности, тем увереннее мы можем быть в том, что, вырастая, такие люди смогут конструктивно строить отношения с окружающими и брать на себя ответственность за жизнь в этом мире. (ж.Начальная школа – М., 2001.- №8, 2003. - №5, 2004. - №1, 2006. - №3, Воспитание школьников. – М., 2004. - №7)

Интенсификация миграции актуализировала необходимость разработки «российского проекта» интеграции. Важным стало не только облегчить процесс адаптации прибывающего иноэтничного населения к местным нормам повседневного поведения, но и ориентировать принимающее население на жизнь в условиях «признания культурных отличий».

С конца 90-х годов в отечественной педагогике происходит развитие новой области педагогической науки - миграционной педагогики. Впервые она была сформулирована в отечественной научной школе Е. В. Бондаревской. Согласно исследованиям в данной научной школе под "мигрантской педагогикой" понимается интегрированная область современной педагогики, изучающая процесс адаптации детей мигрантов и их семей в иноязычном культурном пространстве (И.В. Бабенко, О.В. Гукаленко, Л.М. Сухорукова). Разрабатывает личностно-ориентированный подход к образованию и воспитанию детей-мигрантов и на этой концептуальной основе разрабатываются социально-образовательные технологии помощи и поддержки детей, имеющих проблемы в образовании и жизнедеятельности в связи с перемещением (миграцией, репатриацией и т. д.). Основными направлениями научных исследований в школе Е. В. Бондаревской являются: методологическое и культурологическое обоснование концепции миграционной педагогики, основополагающей идеей которой являются процессы педагогической поддержки детей-мигрантов в различных социально-образовательных средах и ситуациях. Учёными также разрабатывается методика выявления контингента детей-мигрантов и социально-педагогических проблем их адаптации на основе педагогического и этнологического мониторинга; подготовка учителей образовательных учреждений и преподавателей вузов к работе с мигрантами и беженцами.

Современная ситуация в стране актуализировала ряд новых педагогических проблем, направленных на решение задач поддержки и адаптации детей - мигрантов. В отечественной науке и практике разработаны идеи и накоплен опыт «педагогической поддержки», который позволяет создавать педагогически целесообразные условия для самоактуализации, самоопределения, самореализации личности подростка . (О. С. Газман, Е. Н. Шавринова). И в качестве доминирующего российскими педагогами сегодня избирается метод «педагогической поддержки» детей, перемещенных в инокультурную социально-педагогическую среду. Это обусловлено тем, что он создают условия для усвоения детьми-мигрантами и беженцами смыслов творческой жизнедеятельности, обретения смысла, ценности жизни и ее сохранения, потребность и умение жить в поликультурном пространстве в диалоге с представителями различных национальных культур. (Ш. А. Амонашвили, Л. С. Выготский, и др.).

Для миграционной педагогики большое значение имеют исследования в области коммуникативного поведения. Так, в исследовании национального коммуникативного поведения И. А. Стернин ставит задачи, наиболее отвечающие цели миграционной педагогики:

· сформировать научное представление о коммуникативном поведении как компоненте национального поведения лингвокультурной общности,

· разработать модель описания коммуникативного поведения лингвокультурной общности,

· показать применимость разработанной модели к описанию основных черт коммуникативного поведения определенной лингвокультурной общности.

На практике это становится основанием для разработки педагогических технологий освоения коммуникативного поведения детей – мигрантов в новой национально - культурной среде: освоение представлений и знаний, развитие способности к воспроизведению моделей поведения и перенос их в любую конкретную ситуацию повседневной жизни в инокультурной образовательной среде.

В настоящее время проводится ряд исследований, которые предполагают необходимость изучения трудностей в работе с детьми-мигрантами. В начале этой работы О.В. Гукаленко предлагает провести диагностику особенностей и возможностей поликультурного образовательного пространства школы и региона:

· характеристика особенностей и возможностей поликультурного образовательного пространства школы и региона;

· результаты воспитания, уровня воспитанности учащихся-мигрантов, их адаптивные способности;

· наличие принципов взаимодействия семьи, школы, социума в поддержке и защите детей-мигрантов;

· опыт педагогического руководства процессом адаптации и поддержки учащегося-мигранта в поликультурном образовательном пространстве.

Диагностику проблем учащихся-мигрантов предлагает осуществлять в четыре этапа.

На первом этапе диагностика проводится с помощью популярных методов - опросов, анкет, интервью, рейтинговых оценок, анализа результатов деятельности, наблюдений.

Второй этап педагогической диагностики предполагает углубление знаний о проблемах учащегося методом наблюдений, тестирования, проигрывания проблемных ситуаций.

Третий этап изучения личности учащегося-мигранта предусматривает получение углубленной тестовой информации, использование методов самооценки, анализа продуктов деятельности, творчества учеников, позволяющих определить природу характерологических свойств личности учащегося-мигранта, образующихся в силу изменившихся условий жизни и образования.

Следующим, четвертым этапом, исследователь предлагает осуществить выделение конкретных показателей (индикаторов) развития определенных качеств личности учащегося-мигранта. Здесь следует учитывать степень выраженности идентификации личности в культуру, рейтинговую оценку, анализ деятельности психолого-педагогической социальной службы с учетом опроса компетентных специалистов в области социальной работы с детьми-мигрантами.

Кроме того, следует признать целесообразным уровневый подход к оценке собственного потенциала ребенка (выделение нескольких уровней адаптации и успешности интеркультурной коммуникации); точную фиксацию количественных параметров в тех областях адаптивного продвижения ребенка, где это оказывалось возможным.

В результате, автор рекомендует выделить определённые характеристики учащихся-мигрантов и вычленить их психологические особенности. Это выраженность культурной дистанции - степень, в которой иная культура воспринимается близкой или далекой, похожей или непохожей на собственную, проявляется она между учащимися-мигрантами и преподавателями, а также местными учащимися. Надо увидеть уровень социальной адаптации, которая зачастую связанна с тем, что ребенок-мигрант находится в состоянии растерянности, страха, отличается социально и культурно, он кажется нижестоящим по своим способностям. В каждом конкретном случае следует принимать во внимание и настрой на миграцию - мотивы, причины миграции, фоновые знания о принимающей стороне, о том, является ли миграция временной или окончательной. И, разумеется, нужно учитывать личностные особенности учащихся-мигрантов - «зрелость личности», ее ценностные ориентации, особенности характера, психики, установки на миграцию.

Как показывают исследования, наиболее типичные трудности детей связаны с отличием программ обучения от привычных им. Также сказываются следующие причины: языковой барьер, длительный перерыв в учебной деятельности, потеря личностного статуса по отношению к педагогам и сверстникам. В целом наблюдаются: общее состояние тревожности и психологического недоверия детей к действиям школьной администрации, наличие негативных стереотипов у местного населения, прежде всего - по отношению к выходцам с Кавказа, трудности адаптации к новому окружению и изменившимся требованиям в процессе образования и воспитания.

Серьёзной проблемой для детей мигрантов является освоение двуязычия и наличие дистанции между языками, на основе которой возникает культурная дистанция между языковыми группами. Знание второго языка позволяет разным этносам избежать недопонимания, недоразумений в общении и взаимодействии. Если ребенок-мигрант намерен обучаться в общеобразовательной школе в России, прежде всего он нуждается в помощи по изучению русского языка. Острота проблемы билингвизма может быть смягчена. Облегчить изучение нового языка можно с помощью дополнительного или компенсационного обучения, т. е., начав обучение на родном языке, постепенно вводить новый язык; позволить учащемуся сохранить родной язык, интеллектуальные и эмоциональные контакты со своей культурой. В этом случае школьная программа должна включать в себя систематическое обучение учащегося на его родном языке, а также деятельность, связанную с приобщением его и к одной, и к другой национальной культурам; школа должна обеспечить подлинное двуязычие, с помощью которого достигается равное освоение языков и гармония обеих культур. Но даже самое простое решение - посещение дополнительных занятий по русскому языку может дать хорошие результаты.

О.В. Гукаленко считает, что для осуществления педагогической поддержки и защиты детей-мигрантов необходимы: высокий уровень профессионально-личностной культуры педагога, его педагогическая компетентность; атмосфера сотрудничества в педагогическом коллективе; наличие реальной связи семьи, школы и социума.

Автор выделяет несколько направлений педагогической поддержки и защиты в процессе формирования и развития личности учащегося-мигранта, при создании поликультурного образовательного пространства и адекватной среды для решения социальных, образовательных, нравственных и адаптационных проблем, а также через целевую социально-педагогическую и правовая защиту учащихся-мигрантов.

Проблемы миграции, как утверждают представители данной научной школы, с годами существенно множатся, и, следовательно, общество испытывает объективные потребности в инновационных технологиях поликультурного образования. Поликультурное образовательное учреждение - это не просто институт формирования знаний, умений, навыков и организации воспитательного влияния педагогов на учеников, а пространство их совместной жизнедеятельности, в котором осуществляется соединение общекультурного, социального, собственно образовательного и личностного начал.

Высшей ценностью поликультурного образовательного пространства является человек, личность учащегося, а главный смысл и цель образования должны быть связаны с его развитием, социально-педагогической поддержкой, защитой индивидуальности, ненасильственным культуросообразным воспитанием, созданием условий для творческой самореализации.

Реализация идеалов поликультурного образовательного пространства предполагает:

· воспитание в детях чувства толерантности, отзывчивости, открытости, доброжелательности, терпимости;

· формирование у учащихся умений разбираться в своем внутреннем мире, выработку навыков самоанализа, самокоррекции, идентификации личности в поликультурной среде;

· становление у детей позитивной Я-концепции, социальной активности, уверенности в своих силах, способностей к самовыражению, самоактуализации, самопрезентации;

· выработка умений вступать в межкультурный диалог, слушать и говорить, умений спорить при поиске истины;

· интеграция культур в системе поликультурного образовательного пространства, воспитания коммуникативных характеристик личности;

· внушение детям-мигрантам идей о важности самопринятия, о том, что они «хороши уже тем, что живут на свете»;

· выработка у учащихся способностей к плюралистическому разрешению споров и конфликтов;

· культивирования у детей симпатии и уважения к себе и другим людям.

Поликультурное образовательное пространство способно выполнять вышеперечисленные функции по отношению к личности учащегося-мигранта в том случае, если вся воспитательная система будет иметь гуманистический характер и строиться на принципах педагогики работы с детьми-мигрантами, обеспечивающих поддержку и защиту личности.

Практическая реализация поликультурного образования может быть осуществлена через следующие шаги:

· введение в учебный план (программу) материалов, связанных с этническими национальными особенностями школьника;

· обогащение базовых образовательных дисциплин национальной проблематикой;

· приоритет поликультурного образования как ценности, вхождение личности в мировую, региональную и национальную культуру посредством образования;

· обеспечение психолого-педагогической поддержки, помощи и защиты детей;

· выбор культурно-образовательных программ в соответствии с познавательными возможностями учеников;

· организация медико - валеологической помощи;

· обеспечения каждому ребенку индивидуальной траектории развития и обучения с учетом его психологических особенностей, способностей, склонностей.

Таким образом, как утверждают исследователи, адаптационное поликультурное образовательное пространство призвано реализовать ценностное, бережное отношение человеку, гуманизацию отношений между людьми, поддержку и защиту, культурную идентификацию каждой личности; возвращение образования в контекст культуры и его регионализацию, приобщение ребенка к культуре посредством образования; творческий профессионализм и педагогическое мастерство в любой сфере деятельности, повышение педагогической культуры, педагогизацию общества, интеркультурную коммуникацию.

Данное направление активно развивается, но пока не получило необходимого широкого распространения, несмотря на то, что проблемы поддержки личности человека и, особенно, учащегося - мигранта в поликультурном образовании относятся к числу серьезных педагогических инноваций. Требуются дальнейшие исследования его отдельных аспектов, что представляется наиболее целесообразным осуществлять с учетом специфики миграционной ситуации в конкретных регионах.

Авторы статьи «Учимся жить вместе» Крушельницкая О. И., Третьякова А. Н. предложили свой путь помощи детям - мигрантам (ж. Начальная школа. 2003. № 9).. Они считают, что интеграция таких детей в новое окружение становится одной из первоочередных задач, стоящих перед системой образования. При этом, выделяются основные проблемы, возникающие в ходе решения этой задачи:

Наши рекомендации