Принципы обучения Я.А.Коменского

В своём труде «Великая дидактика», Коменский выделяет 10 принципов, выводя их из ведущего принципа следования за природой.

Он пишет, что «идя по стопам природы, обучение юношества будет происходить легко и приятно, если:

1.-приступить к обучению своевременно, прежде чем ум подвергнется испорченности;

(пр. учёта возрастных особенностей; пр. доступности

2.-обучение будет протекать с должной подготовкой умов;

(пр. сознательности и активности; пр. доступности

3.-при обучении будут идти от более общего к более частному;

(пр. фундаментальности; пр. научности; пр. связи теории с практикой;

4.-при обучении будут идти от более лёгкого к более трудному;

(пр. систематичности и последовательности; пр. доступности;

5.-при обучении никто не будет обременён чрезмерным количеством подлежащего изучению материала;

(пр. доступности; учёта возраста; пр.прочности

6.-при обучении во всём будут двигаться вперёд не спеша;

(пр.прочности; последовательности

7.-при обучении умам не будут навязывать ничего такого, что не соответствует возрасту и методу обучения;

(пр.учёта возраста, доступности, систематичности, целесообразности

8.-всё будет передаваться через посредство внешних чувств;

(пр.наглядности, природосообразности

9.-всё будет изучаться для непосредственной пользы;

(пр. связи теории с практикой, целесообразности

10.-всё будет изучаться постоянно одним и тем же методом.

(пр систематичности; научности

Коменскому же принадлежит т.н. золотое правило дидактики:

« всё, что только можно, предоставлять учащимся для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – путём осязания.».

Итак, ведущие принципы по Коменскому, это принципы природосообразности, наглядности, народности, а также - последовательности, систематичности, доступности, научности.

Современные принципы обучения.

Повторим, что принципы являются «мостиком» из теории в практику. Они определяют отбор учителем методов, приёмов и форм обучения, регулируют взаимодействие учителя и учащихся.

Место принципов:

Принципы

-методы

Педагог -приёмы Учащиеся

-формы

Принципы

Принципы реализуются через правила, т.е. через предписания учителю как он должен действовать. Их -великое множество.

Сегодня всё больше говорят о необходимости системы принципов, присущих той или иной системе образования. А в любой системе всегда есть системообразующий принцип, вокруг которого выстраиваются все остальные.

Относительно используемой педагогом системы принципов справедлив девиз: «Всё или ничего» : ведь что толку, если обучение научно, наглядно и т.д., но не обеспечена доступность? Или зачем доступность, если не обеспечена научность? И так далее.

Перечислим современные принципы обучения.

1.Принцип культуросообразности обучения.

Он вытекает из его обусловленности широкими социальными процессами и потребностями, которые проявляются в культуре общества, в социокультурном опыте, из чего в конечном счёте и состоит содержание образования. Иногда этот принцип называют принципом «единства типа (историко-культурного)», а также «принципом связи обучения с жизнью».

2.Принцип целостности или единства воспитания, обучения и развития.

Он вытекает из одноимённого закона, связывает воедино основные педагогические категории. На практике этот принцип реализуется путём комплексного планирования целей обучения, когда ставятся не только образовательные, но одновременно, и воспитательные, и развивающие цели уроков.

3. Принцип природосообразности, а также учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Он означает требование строить обучение, сообразуясь с природой, внутренней организацией, задатками ребёнка, а также с законами окружающей ребёнка природой.

4.Принцип научности и связи теории с практикой.

Он относится к отбору содержания образования и опирается на закономерную связь между содержанием науки и учебного предмета. Он означает требование преподавать основы научного знания, раскрывать современную проблематику науки, её методы, способствовать формированию научного мировоззрения; показывать взаимовлияние науки и практики.

5.Принцип системности, а также систематичности и последовательности.

Сама наука есть система знаний, и их усвоение также требует системного подхода. Принцип означает также требование логичности, последовательности и преемственности, когда каждое последующее знание или умение базируется на предшествующем и продолжает его.

6. Принцип сознательности и активности учащихся в обучении.

Обучение эффективно, когда ученик осознаёт необходимость своего обучения, принимает цели урока, ставит свои собственные, самостоятельно планирует и организует свою деятельность, осуществляет самоконтроль и самооценку.

7. Принцип комплексности.

Единства различных методов и приёмов.

8. Принцип наглядности.

Наглядность в обучении обеспечивается применением различного рода иллюстраций, демонстраций, лабораторных работ, компьютерной анимации. Однако не меньшее значение имеет и словесная наглядность, образная речь учителя, эмоциональность и т.д. Благодаря им у учеников появляется интерес к учёбе, развивается наблюдательность, внимание, мышление, а знания наделяются личностным опытом.

8.Принцип доступности.

Он требует учёта особенностей уровня развития учащихся и предполагает, что все компоненты учебного процесса (задачи, содержание, методы, формы) будут проектироваться с учётом реальных учебных возможностей учащихся с учётом зоны их ближайшего развития.

9. Принцип прочности.

Он базируется на убеждении, что «повторенье –мать ученья». Однако, повторять – творчески, в разнообразных ситуациях и сочетаниях.

10. Принцип положительной мотивации и благоприятного эмоционального фона.

Предполагает сотрудничество и сотворчество педагогов и учащихся; стимулирование внутренних мотивов учения (интересов, потребностей, увлечённости и пр.), - всё то, что определяет эмоциональный комфорт участников образовательного процесса.

11. Принцип сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения.

Требование сочетания диктуется необходимостью устранения недостатков этих форм, используемых в отдельности.

12.Принцип фундаментальности обучения.

Изучение главных основ наук, их системообразующих открытий и проблем.

13. Принцип сочетания личности ученика с разумной требовательностью к нему.

14. Принцип согласованности требований школы, семьи и общества.

Принципы педагогической техники

(из кн. А.Гин. Приёмы педагогической техники.)

1. Принцип свободы выбора.

В любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора.

С одним важным условием – право выбора всегда должно уравновешиваться осознанной ответственностью за свой выбор.

2. Принцип открытости.

Не только давать знания, но ещё и показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса. Использовать в обучении открытые задачи.

Иначе откуда же взяться любознательности и изобретательности?

3. Принцип деятельности.

Освоение учениками знаний, умений, навыков – преимущественно в форме деятельности. Ученик должен работать со знаниями, а не только их воспроизводить.

4. Принцип обратной связи.

Регулярно контролировать процесс с помощью развитой системы приёмов обратной связи.

5.Принцип идеальности (высокого КПД).

Максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.

Наши рекомендации