Спорт, его роль и организация в обществе
Спорт — это исторически сложившаяся человеческая деятельность, основу которой составляют соревнования, а «продуктом» этой деятельности являются победители, спортивные результаты и достижения. Отсюда основные понятия: «спортивная деятельность», «соревновательная деятельность». Спорт входит в структуру современного общества, его значение универсально, он имеет всеобъемлющий характер. В мировую социально-политическую систему в качестве ее элементов входят различные спортивные объединения: международные объединения по вопросам спорта, международные федерации по видам спорта, международные объединения по техническим видам спорта, международные туристские организации. Вопросы развития спорта обсуждаются в ООН, парламентами государств, они находят отражение в конституциях стран, программах политических партий; руководство спортом обеспечивается на государственном уровне.
В спортивной деятельности выделяют базовую часть (соревнования) и специальные службы, обеспечивающие ее эффективное функционирование. Соревнование задает цели, обеспечивает целостную деятельность служб. На этом основана функциональная структура спорта, в которой выделяют следующие части: спортивные соревнования и обеспечение их функционирования (правила, положения, календари соревнований, судьи, организаторы); тренировка; отбор спортсменов и подготовка резервов; научное и методическое обеспечение; подготовка специальных кадров; материально-техническое обеспечение; организация и управление процессом функционирования соревнования и служб по его обеспечению.
Общественная роль спорта обусловливает многочисленность его функций.
Соревновательная функция как ведущая влечет за собой регистрацию спортивных результатов, выявление победителей среди спортсменов и спортивных коллективов, ранжирование мест участников, коллективов, позволяет определить уровень спортивной подготовленности, предлагает разработку системы подготовки спортсменов к соревновательной деятельности, выявление резервных возможностей человека в экстремальных условиях, установление связи с другими видами деятельности в обществе.
Воспитательная функцияобеспечивает, с одной стороны, повышение эффективности тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов (собственно для спорта), с другой — способствует всестороннему воспитанию социально активной личности. Однако спортивная деятельность сама по себе желаемого воспитательного эффекта не обеспечивает. Воздействие спорта может давать как положительный, так и отрицательный эффект. Направленность воспитательного воздействия спорта зависит, прежде всего от социально-экономического развития общества, его социальной структуры. В нашей стране работа со спортсменами строится на основных положениях концепции гармоничного развития личности.
Функция повышения физической активности способствует подготовке к социально значимым видам деятельности и призвана действовать всестороннему развитию человека, совершенствовать его физические и психические способности, расширять арсенал жизненно важных двигательных умений, повышать их надежность в сложных условиях, способствовать подготовке подрастаю-ero поколения к трудовой и другим видам деятельности; повышение физической активности — это укрепление здоровья людей, обеспечение активного отдыха, формирование здорового стиля жизни, эстетических взглядов, вкусов в области физической активности (рекреационно-оздоровительные аспекты).
Познавательная функция предполагает использование спортивной деятельности в качестве модели для изучения максимальных возможностей человеческого организма при физических и психических напряжениях в экстремальных условиях, открывает широкие возможности для развития познавательных способностей человека.
Функция укрепления мира, улучшения взаимопонимания между странами и народами хорошо выражена П. Кубертеном в его оде спорту: «Ты устанавливаешь хорошие, добрые, дружественные отношения между народами. О спорт! Ты — мир!».
Зрелищная функция удовлетворяет стремление огромного количества людей посмотреть спортивные соревнования, показательные выступления ведущих спортсменов и т. п.. В задачи этой функции входит вовлечение людей в спортивные зрелища, проведение просветительной работы в области спорта, привитие интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями, внедрение занятий спортом в образ жизни людей, использование спортивных зрелищ в интересах общества.
Экономическая функция заключается в обеспечении финансовыми средствами развития спорта внутри страны и установлении внешнеэкономических связей. В нашей стране источниками средств служат доходы от спортивных лотерей, проведения спортивных мероприятий, от промышленной, издательской, научной деятель ности, рекламных услуг, выезда спортсменов, тренеров, специалистов по спорту за границу в коммерческих целях, привлечения крупных зарубежных фирм в качестве спонсоров. В последние годы наблюдается тенденция развития профессионально-коммерческого спорта, основанного на законах бизнеса.
Функция поднятия престижазаключается в том, что успехи в развитии спорта используются для повышения престижа страны, региона, города, клуба.
Все функции спорта указывают на его направленность на благо человека и человечества. Об этом надо помнить всегда, в противном случае возможны негативные явления, чуждые истинному предназначению спорта.
Организация спорта осуществляется на международном, региональном и национальном уровнях. На международном уровне насчитывается более 40 физкультурно-спортивных объединений, в том числе: Комиссия по физическому воспитанию и спорту при ЮНЕСКО; Международный совет физического воспитания и спорта; Международный олимпийский комитет и олимпийский конгресс (высший орган олимпийского движения, проводится раз в 4 года); Ассамблея национальных олимпийских комитетов; Генеральная ассоциация международных спортивных федераций; Трехсторонняя комиссия из представителей МОК, АНОК, ГАИСФ; международные объединения по видам спорта (их около 160); международные объединения по научным исследованиям в спорте и др. На уровне региональных объединений — Ассоциация национальных олимпийских комитетов Европы; Высший совет спорта Африки; Спортивная организация стран Центральной Америки и Карибского моря; Федерация азиатских игр и др.
Важными организующими факторами в спортеявляются правила, положения, календари соревнований и классификационные системы.
Правила соревнований — документ, в котором четко определены условия соревновательной борьбы, способы фиксирования результата, определения победителя и распределения мест. Правила соревнований являются законом для спортсменов, судей, организаторов и руководителей, осуществляющих подготовку к соревнованиям, их материально-техническое обеспечение.
Положения о соревнованиях определяют цель и задачи соревнований, место и срок их проведения, характер руководства соревнованиями, требования к участникам, программу соревнований, способ проведения и определения победителей, формы документов и сроки их представления и др. Изменяя содержание положений, можно также влиять на различные стороны спорта.
Календари соревнований призваны упорядочить их по целям, задачам, месту и времени проведения, составу участвующих спортсменов, по затратам средств и пр. Связь календарей всех видов соревнований — от соревнований международного уровня до соревнований в организации — является важным условием эффективности всей системы соревнований.
Классификационные системы служат для определения уровней спортивной квалификации. Они содержат нормативы и требования для присвоения спортсменам спортивных разрядов и званий. В нашей стране существует Единая всероссийская спортивная классификация (ЕВСК). Она утверждается на 4 года (олимпийский цикл). Есть международные классификации (система А.. Эло в шахматах, система данов в дзюдо, система поясов в каратэ). С помощыо этих систем оцениваются подготовленность спортсменов различных регионов, организаций и ведомств, развитие видов юрта и т.д. Такие системы стимулируют спортсменов и тренеров \ стремлении повысить уровень мастерства.
Типы спорта
Тип спорта определяется характером соревнований, содержанием подготовки спортсменов, иерархией функций спорта, деятельностью по его организации, управлению, развитию и пр. В мире сложились следующие типы спорта.
Спорт высших достижений. В нем выделяют профессионально-супердостиженческий, некоммерческий и профессионально-коммерческий спорт.
Спорт высших достижений некоммерческий базируется на соревнованиях с целевой установкой победить, установить рекорд, занять призовое место, получить спортивное звание. Ведущие функции — соревновательная, престижная, зрелищная и воспитательная. В мировом спорте этот тип спорта — стержневой. Критерием оценки эффективности являются победы на международных состязаниях, спортивные рекорды, призовые места. По этому критерию оценивается деятельность спортсменов, тренеров, обслуживающего персонала, спортивного клуба. Такой жесткий критерий приводит к острой конкуренции, стимулирующей мобилизацию всех ресурсов. На период активного участия в спорте высших достижений спортивная деятельность становится для спортсмена первостепенным делом его жизни. Он получает возможность участвовать во всех официальных международных соревнованиях. В зависимости от специфики спорта спортсмен имеет в год соревнований («стартов») от 50 до 100. При этом соревнования обеспечиваются самыми современными спортивными сооружениями и оборудованием, а спортсмены — экипировкой, квалифицированным судейством, необходимой аппаратурой и службой информации для спортсменов, тренеров, судей, зрителей.
Контингент спортсменов формируется в результате специальной системы отбора. Процесс подготовки и участия в соревнованиях круглогодичный и многолетний. В орбите большого спорта спортсмен находится от 5 до 10 и более лет. Высокие нагрузки требуют специальных восстановительных мероприятий. Все в целом требует больших материальных затрат. В соответствии с правилом 26 Олимпийской хартии определяются виды материального обеспечения спортсменов. Специфика спорта высших достижений в современных условиях приводит к профессионализации этого типа спорта, он «приобретает характер профессиональной деятельности».
Однако это не означает, что весь спорт высших достижений переходит на рельсы профессионального. Некоммерческий спорт высших достижений, который, несмотря на профессионализацию, остается сферой собственно спортивной деятельности, «принципиально не сводимой к бизнесменским отношениям».
Профессионально-коммерческий спорт базируется на соревнованиях с целевой установкой добиться победы и получить вознаграждение. На первый план здесь выступают соревновательная, зрелищная, экономическая и престижная функции. Существует он за счет самоокупаемости и прибыли, рекламы и других источников. Это специфическая социальная деятельность, с помощью которой люди зарабатывают деньги. В капиталистическом обществе профессиональный спорт является зрелищем, по своей популярности не имеющим равных. Зрелище коммерческого конфликта, где элемент условности по сравнению с реальной действительностью сведен к минимуму, отражает жизненные реалии. В данном типе спорта спортивная деятельность для спортсменов является профессией. Их деятельность определена законодательно, они имеют свои профсоюзы, определенные трудовые права и гарантии в виде договоров, контрактов, пенсионного обеспечения. Массовый спорт. В массовом спорте «общедоступном, ординарном» соревнования являются стимулом для повышения двигательной активности человека. Важен сам факт участия в соревновательной борьбе. Спортивный результат имеет значение только для самого участника как показатель уровня его физической подготовленности. Ведущие функции — воспитательная, повышения физической активности, оздоровительная, рекреационно-культурная и производственная. Отличительная черта — доступность широким массам взрослого населения. Здесь нет специального отбора, занятия возможны по месту работы, учебы, жительства, отдыха. Главное в массовом спорте — регулярные занятия по подготовке к соревнованиям, в самих соревнованиях — участие, стремление победить соперников, «победить себя», улучшить личный рекорд. С этой целью развиваются формы спортивной работы, укрепляется материально-техническая база, совершенствуется система подготовки кадров. Проводятся массовые соревнования по бегу, лыжным гонкам, плаванию и т.п.
Критериями оценки эффективности массового спорта служат широта охвата населения занятиями спортом, регулярность тренировочных занятий и участия в соревнованиях, уровень физической подготовленности, личные спортивные результаты, вовлечение в занятия физическими упражнениями членов семьи, участие в соревнованиях семьями и т.д.
Детско-юношеский спорт. В детско-юношеском спорте соревнования являются средством определения эффективности системы подготовки спортивных резервов и физического совершенствования подрастающего поколения. Ведущие функции — соревновательная, воспитательная, повышения физической активности, познавательная, оздоровительная и рекреационно-культурная. Детско-юношеский спорт связан со спортом высших достижений, так как обеспечивает его спортивными резервами, и с массовым спортом, ибо является эффективным средством решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач.
Цель подготовки резервов высококвалифицированных спортсменов состоит в том, чтобы юные спортсмены, переходя в спорт высших достижений, обладали возможностями для подготовки из них спортсменов высокого класса. Содержание работы определяется тремя факторами: модельными требованиями квалифицированных спортсменов, спецификой вида спорта, возрастными возможностями юных спортсменов. Особое значение приобретает воспитательная работа по предупреждению негативных явлений, связанных с отчислением «неперспективных», форсированной подготовкой «на результат», симптомами «звездной болезни» и т.п.
Основной критерий эффективности детско-юношеского спорта — массовость охвата (соревнования с участием всего класса, с участием учителей и родителей учащихся и пр.). Большую роль этот спорт играет в профилактике негативных явлений в поведении детей школьного возраста.
Виды спорта
Типы спорта состоят из видов спорта, для которых характерен устойчивый комплекс соревновательных действий и условий соревновательной деятельности.
Виды спорта различаются по признаку предметной основы соревновательной деятельности. Каждый вид спорта содержит только ему присущие способы ведения соревновательной борьбы, правила соревнований. Все функции спорта в целом в конечном счете реализуются через конкретные его виды. В процессе исторического развития сформировалось большое разнообразие видов спорта, при этом более 60 из них признаны на международном уровне. В каждой стране культивируются национальные виды спорта, например в нашей стране их более 100.
Виды спорта группируются по различным признакам. В целя; практической потребности виды спорта объединены в пять групп В первую, самую большую, вошли виды, в которых спортивные достижения зависят от двигательных возможностей спортсмена (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, бокс и т.д.). Во вторую — виды с действиями по управлению специальными техническими средствами передвижения (мотоцикл, самолет, яхта и т. д.). В третью — входят виды, в которых двигательная активность связана с поражением цели из спортивного оружия (винтовка, лук). Четвертую группу составляют виды, в которых сопоставляются результаты модельно-конструкторской деятельности спортсмена (авиамодели и пр.). Пятую группу представляют виды с абстрактно-логическим обыгрыванием соперника (шахматы, шашки).
2.4. Тенденции развития современной гимнастики
Для составления представления, приближающегося к достоверному, прежде всего следует выявить общие тенденции в развитии гимнастики, учесть выделенные нами восемь факторов — условий развития гимнастики, которые позволяют сгруппировать и тенденции, присущие этому процессу.
Тенденция к расширению «географии» гимнастики, желание многих стран развивать этот вид спорта во многом объясняется не столько перспективой конкуренции с ведущими национальными командами, сколько социальными мотивами приобщения к международному гимнастическому движению, в котором сочетаются два явных полюса: профессионализация спорта высших достижений и приближение массовых видов гимнастики к спортивной.
Фактор научно-методического обоснования процесса подготовки гимнастов проявляется в тенденции дальнейшего развития спортивно-технического мастерства, усложнения программ соревнований, интенсификации тренировочной работы.
В содержании упражнений преобладают элементы динамического характера, продолжается дальнейшая «акробатизация» гимнастики. Унифицируются наиболее прогрессивные методы обучения сложным элементам и соединениям.
В сфере деятельности тренерского корпуса проявляются тенденции к специализации тренеров в мужской или женской гимнастике, появлению «узких» специалистов-тренеров по хореографии, акробатике, отдельным видам многоборья.
Ведущей тенденцией, если иметь в виду контингент занимающихся, в последние два десятилетия является «омоложение» гимнастики. В каждом виде спорта возрастные ограничения весьма специфичны, и выдающихся успехов добиваются в определенном возрасте. В спортивной гимнастике эскалация трудности упражнений и снижение среднего возраста достижения высоких результатов происходили одновременно и определили путь ее развития в рассматриваемый период времени. В обозримом будущем — ближайшие одно—два олимпийские четырехлетия, — без сомнения, трудность упражнений будет возрастать. Причин тому несколько: необходимость конкуренции в рамках правил соревнований, поощряющих более сложные и оригинальные композиции, интенсификация подготовки в сочетании с новыми открытиями в методике обучения, не исчерпанные возможности в поиске новых элементов, технических приемов исполнения упражнений.
Иной оценке подлежит отмечаемая тенденция «омоложения». Можно считать, что ситуация стабилизировалась, то есть определился оптимальный средний возраст национальных сборных команд-участниц олимпийских игр и чемпионатов мира. У мужчин — это 18—21 год, у женщин — 15—19 лет.
Определился целесообразный средний возраст начала специализированных занятий спортивной гимнастикой — 5—7 лет.
В целом развитие гимнастики — противоречивый процесс, где диалектически проявляются законы единства и борьбы противоположностей, взаимодействия количественных и качественных характеристик и показателей. К примеру, высока* трудность упражнений, которыми необходимо овладеть юным спортсменам, отбор наиболее одаренных входят в противоречие с массовостью гимнастики. Интенсивные методы подготовки уменьшают продолжительность активной соревновательной деятельности. Неизбежное и желаемое совершенствование снарядов и оборудования залов в то же время удорожает занятия гимнастикой. Быстрая смена поколений в рядах ведущих гимнастов определяет недолговечность престижа того или иного тренера.
Одной из забот ФИЖ является объективизация судейства. Оценка выступлений лидеров, практически равных по мастерству, до сих пор весьма субъективна.
Как видно, проблем достаточно. Главная из них — забота о достаточной массовости спортивной гимнастики, о гармоничном сочетании двух направлений, обеспечивающих как подготовку спортсменов высокой квалификации, так и функционирование гимнастических школ, работающих со всеми желающими по доступным программам.
Итак, кроме конкретных прикладных результатов прогноза, имеющих отношение к позициям той или иной страны, команды, отдельных спортсменов, прогноз имеет отношение к предвидению глобальных изменений в гимнастике, к перспективам развития упражнений в видах мужского и женского многоборья, появлению новых элементов и соединений, изменению стандарта и качества снарядов, регламента и правил соревнований.
Таким образом, прогнозирование (в широком смысле) связано с осмысленным подходом к самой сути гимнастики: глубинным процессам ее развития; пониманию тренерами, спортсменами, администрацией объективных и субъективных факторов ее функционирования. Не зная и не учитывая этих механизмов, значит работать вслепую, жить только сегодняшним днем. И наоборот, согласовывать свои действия с прогнозом — значит участвовать в процессе творчества гимнастики будущего.
Результаты прогноза в конкретной форме могут быть представлены в модельных характеристиках современной гимнастики, отражающих все стороны технического мастерства и процесса подготовки.