Роль спорта в современном обществе. Культура и ценности Олимпизма. Влияние особенностей национальных культур на спортивную и физкультурную деятельность. Спорт и искусство

Политики давно рассматривают спорт как национальное увлечение, способное сплотить общество единой национальной идеей, наполнить своеобразной идеологией, стремлением людей к успеху, к победе.

Социологические опросы населения, особенно молодежи, занимающейся спортом, показывают, что спорт формирует первоначальное представление о жизни и мире. Именно в спорте наиболее ярко проявляются такие важные для современного общества ценности, как равенстве шансов на успех, достижение успеха, стремление быть первым, победить не только соперника, но и самого себя.

Люди, прошедшие «школу спорта», убеждены, что спорт помог им воспитать веру в свои силы и возможности, а также умение ими воспользоваться. Спорт учит идти на жертвы ради достижения цели. Уроки, усвоенные юными спортсменами на спортивном поле, затем, как правило, помогают и в жизни. Многие из спортсменов утверждают, что именно спорт сделал из них человека, способного быть личностью. Посредством спорта реализуется принцип современной жизни - «рассчитывать на самого себя». Это означает, что достижение успеха зависит прежде всего от личных, индивидуальных качеств - честолюбия, инициативы, трудолюбия, терпения, волевых навыков.

Однако, говоря о положительных моментах социализации средствами спорта, нельзя не сказать о негативных фактах развития современного спорта, которые серьезно повлияли на его ценности. Погоня за медалями и рекордами привела к возникновению таких негативных явлений в спорте, как стремление к победе любой ценой, допинг, ранняя специализация, жестокость, насилие и т.д. Поэтому всё чаще возникает вопрос: «Гуманен ли современный спорт, что необходимо сделать, чтобы сохранить этот феномен для благородных целей развития личности и общества?» По своей природе спорт, несмотря на присущую ему соревновательность, гуманен, поскольку он способствует развитию личности, помогает раскрывать непознанные возможности человеческого организма и духа. Реализация гуманистического потенциала спорта не происходит сама собой и во многом зависит от того, в каких целях общество использует спорт.

Процессы коммерциализации и профессионализации приняли чрезмерный и необратимый характер. В конце XX века профессиональный спорт стал составной частью международного спортивного и олимпийского движения. Сегодня многие ученые, критикуя существующий путь развития международного спорта, пытаются найти новые модели соревновательной деятельности. Особенно важны такие исследования для массового и детского спорта. Уже созданы концепции спартианского движения, спортизированного физического воспитания, валеологического и олимпийского воспитания молодёжи. Это первые шаги, позволяющие сохранить и развивать гуманистические ценности спорта.

Спорт - уникальный социальный институт развития, распространения и освоения культуры двигательной деятельности человека и человечества. Общепризнанно связывать спорт с соперничеством, состязательностью, под которыми понимается борьба между людьми, меду человеком и природными явлениями или человека с самим собой. Именно соревновательная деятельность и подготовка к ней являются основными признаками, отличающими спорт от других феноменов. Ключевым в определении понятия является и то, что спорт выступет как средство и форма выявления социального признания высших психических и духовных способностей индивида и команды. Это детский и юношеский спорт, массовый спорт, спортивно-воспитательная деятельность (СВД), профессиональный или коммерческий.

Спорт - социальное явление, которое создало свою собственную национальную и международную структуру, специальную материальную базу, кадры по специальности, систему и принципы обучения и тренировки. Вместе с тем нельзя сводить суть спорта только к достижению высоких результатов, ибо в нём как в общественно-культурном явлении сочетаются наряду с соревновательной функции разностороннего развития спортсменов, воспитания и подготовки их к жизненной практике; эвристические, оздоровительно-рекреативные, эстетические, экономические, зрелищные, т.е. функции присущие ему прежде всего как социокультурному явлению.

Спортивная культура — это составная часть общей культуры, объединяющая категории, закономерности, учреждения и блага, созданные для интенсивного использования физического упражнения в рамках соревновательной деятельности. Её цель — первенства и рекорды, за счет использования физического и духовного совершенства человека.

Система физического и спортивного воспитания — совокупность идей, методов и способов, структурно организованных по единым принципам с целью реализации определенных политических, биологических и социальных идей в сфере физического воспитания и спорта.

Культура в ценности Олимпизма.

Олимпизм — социально-культурное явление, базирующееся на принципах демократизма, гуманизма, либерализма, на общечеловеческих морально-этических ценностях. Он интегрирует в себе процессы образования, воспитания и культуры, создавая тем самым предпосылки для формирования олимпийской культуры, основанной на гуманитарных и гуманистических ценностях физической культуры и спорта.

Олимпийская культура — это специфическая философия жизни, включающая в себя духовное содержание спорта. Она несёт в себе исторический, мировоззренческий, аксиологический потенциал. В этой связи возрастает роль олимпийского образования, содержание которого состоит в освоении ценностей олимпийской культуры.

Ценности олимпийской культуры, как нам представляется, имеют два уровня развития: социальный (общественный) и личностный. Социальная значимость олимпийской культуры рассматривается нами с позиций гуманизма, где наивысшими ценностями спортивной деятельности признаются человек, его достоинство, гармоничное развитие, в отличие от технократической модели спорта, в которой главенствующее место отводятся достижению побед и высокого спортивного результата.

Социальные ценности олимпийской культуры — это те ценности, которые созданы обществом в виде исторических знаний, социально-психологических норм, спортивных движений, коллективов, составляющих триаду: олимпизм, олимпийское движение, олимпийские игры. Основанием для некоторой систематизации ценностей олимпийской культуры послужила её функциональная направленность. Исторические ценности олимпийской культуры включают в себя знания об истоках спорта, олимпийского движения, историю становления научного знания в спорте, об эволюции ценностей, норм, смыслов олимпизма.

Мировоззренческие ценности олимпийской культуры выражаются в философском осмыслении спортивной деятельности, разработке гуманистических основ спорта, развитии олимпийского движения в соответствии с идеологией Олимпийской Хартии.

Коммуникативные ценности олимпийской культуры в наибольшей степени характеризуют спорт как средство общения, взаимопонимания народов. Эти ценности ярко демонстрируют интернациональность спортивной деятельности. Язык спорта не требует перевода, он понятен и доступен каждому, кто приобщается к спортивным занятиям, познаёт их красоту, эмоциональность, художественную самоценность.

Усвоение ценностей олимпийской культуры происходит через систему образования и воспитания.

Содержание педагогического процесса по освоению ценностей олимпийской культуры должно включать в себя следующие составные части:

- процесс формирования знаний об олимпийских играх, истории олимпийского движения, о гуманистических идеалах и ценностях олимпизма;

- процесс формирования интереса к спорту, потребности к спортивным занятиям, стремление к достижению спортивного результата, победы в соревнованиях;

- процесс активного включения детей и молодежи в физкультурно-спортивную деятельность различной направленности: оздоровительной, спортивной, досуговой.

Особенность процесса олимпийского воспитания в отличие от физического заключается в его целостности и интегрированности, в приоритетном освоении культурного потенциала спортивной деятельности. Формирование спортивных умений и навыков происходит наряду с целенаправленным формированием гуманистических качеств личности.

Воспитание таких качеств непременно должно быть целенаправленным, с использованием средств соблюдения честной борьбы, проявлением юным спортсменом нравственных, моральных качеств. Недостаточное внимание к вопросам нравственного воспитания приводит к формированию у спортсменов эгоизма, стяжательства, алчности.

Олимпийское воспитание, построенное на гуманистических идеалах, даёт в руки тренеров и педагогов эффективные средства воздействия на социально-психологические качества юных спортсменов, нравственные и ценностные ориентации, установки, мотивы спортивной деятельности.

Спорт и искусство.

Спорт - самостоятельное явление общественной и культурной жизни, со своими законами, со своими традициями, со своими характерами. И использовать он может приёмы из смежных областей жизни, преобразовывая и переосмысливая для себя. При этом спорт действительно заимствует некоторые приёмы из сферы искусства. Но это не делает его искусством.

По сути спорт всегда являлся составляющей искусства. Спорность этого утверждения может быть решена с ответом на первостепенный вопрос «Что первично: искусство или спорт». Сегодня такой вопрос является риторическим. Наличие односложного ответа в данном случае было бы абсурдным. Культура общества живет и развивается как единый организм, все органы которого крепко взаимосвязаны. Однако, проследив историческое взаимодействие искусства и спорта, можно увидеть нарастающее влияние искусства на эволюцию спорта. На современном этапе общественного развития в спорт пришли, казалось бы, не совместимые с ним понятия музыкальности, артистичности исполнения. Культура общества уже достигла такого уровня, при котором только прямое воздействие друг на друга различных сфер деятельности человека, а быть может и слияние их, будет способствовать эффективному прогрессу. Возможно, в данный момент мы являемся свидетелями начала сложнейшего процесса слияния сфер искусства и спорта с образованием новой супер-составляющей общечеловеческих ценностей. Но скорей всего, учитывая позитивное действие на спорт со стороны искусства, длящееся на всём протяжении истории развития человечества, в тот или иной момент произойдёт качественное изменение большинства характеристик спорта, позволяющее процессу самореализации личности происходить на более высоком уровне.

БИЛЕТ 8 (вопрос 2)

Понятие о силовых способностях человека. Биологические и психологические факторы их определяющие. Мышечная композиция и её связь с силовыми способностями. Средства и методы воспитания силовых способностей спортсменов высокой квалификации в вашем виде восточных боевых искусств.

Сила - способность преодолевать внешнее сопротивление либо противодействовать ему посредством мышечных напряжений (усилий).

Факторы:

- личностно-психические, обеспечивающие фактическую готовность к мышечным напряжениям, включая эмоциональные факторы, для максимальной реализации функциональных возможностей организма

- центральные нервные факторы проявляются в частоте эффекторных импульсов, посылаемых к мышцам, в координации их сокращений и расслаблений

- собственно мышечные факторы - это сократительные свойства мышц, физиологический поперечник и масса мышц, а также качество мышечной координации

- адреналин, норадреналин.

Чаще всего говорят о видах силовых способностей:

1. Собственно-силовые: проявляются в статическом режиме и медленных движениях.

2. Скоростно-силовые: результат силы и скорости (динамическая сила, проявляемая в быстрых движениях). Одной из разновидностей скоростно-силовых способностей является взрывная сила - это способность развивать, проявлять максимальную силу в конкретном движении в наименьшее время.

3. Силовая выносливость (способность противостоять утомлению при относительно продолжительных мышечных напряжениях значительной величины): статическая силовая выносливость (например, длительное удержание поднятой тяжести или сохранение заданной позы в условиях внешнего отягощения) и динамическая силовая выносливость (например, многократное поднимание отягощения с возможно короткими интервалами или многократное отжимание в упоре лёжа).

Сократительные способности мышц определяются их анатомическим строением, физиологическим поперечником и композицией мышечных волокон, то есть соотношением количества различных типов двигательных единиц внутри мышцы.

Статической силе соответствует изометрическое напряжение мышцы. Изометрически сокращающаяся мышца развивает максимально возможное для неё напряжение при одновременном выполнении следующих трёх условий: активации всех двигательных единиц данной мышцы, режиме полного тетануса у всех её двигательных единиц, сокращении мышцы при длине покоя. Отношение статической силы к её анатомическому поперечнику (площадь поперечного разреза мышцы, проведенного перпендикулярно к её длине) называется относительной силой мышцы. Отношение статической силы к ее физиологическому поперечнику (поперечный разрез мышцы, проведённый перпендикулярно к ходу её волокон) называется абсолютной силой мышцы.

При измерении динамической силы движение человека требует сложной внемышечной и внутримышечной координации. Динамическая сила, измеряемая при концентрическом сокращении мышц, меньше, чем статическая сила. В режиме эксцентрических сокращений (уступающий режим) мышцы способны проявлять динамическую силу, значительно превышающую максимальную изометрическую. Чем больше скорость движения, тем больше проявляемая динамическая сила при уступающем режиме сокращения мышц. В проявления взрывной силы играет роль характер импульсации мотонейронов активных мышц - частота их им пульсации в начале разряда и синхронизация импульсации разных мотонейронов. Чем выше начальная частота импульсации мотонейронов, тем быстрее нарастает мышечная сила. В проявлении взрывной силы очень большую роль играют скоростные сократительные свойства мышц, которые в значительной мере зависят от их композиции, т.е. соотношения быстрых к медленных волокон.

Средством воспитания силовых способностей являются силовые упражнения:

1. Упражнения с внешним сопротивлением (с отягощением): строгодозированные (вес) и нестрогодознрованные (с амортизаторами, с резиной).

2. Упражнения, отягощенные весом собственного тела.

По количеству задействованных мышечных групп различают.

1. Локальные упражнения (до 1/3 мышечных групп включена в работу).

2. Региональные (до 2/3).

3. Общего или тотального воздействия (свыше 2/3 мышечных групп). Основные параметры методики воспитания силы:

1. Характеристика вида усилий и режима работы мышц:

- статический вид усилий: изометрический режим работы, длина мышц постоянна;

- динамический вид усилий: концентрический режим, длина мышц уменьшается;

- эксцентрический: длина мышц увеличивается;

- смешанный.

2. Особенности проявления силы (по количеству повторений)

- взрывное (до 5-8 повторений);

- непрерывное (свыше 5-8 повторения).

3. Интенсивность нагрузки (в % от максимума).

4. Количество повторений в 1 подходе.

5. Количество серий (и подходов).

6. Продолжительность нагрузки (только для изометрических упражнений).

В практике ФВ широко используется два основных направления воспитания силовых способностей:

1. Основано на использовании так называемых интенсифицированных методов (методы интенсивного воздействия), в основе которых лежит использование предельных и околопредельных напряжений (максимальных усилий).

2. Методы экстенсивного воздействия (основан на использовании непредельных отягощений). Характеристики методов предельных и околопредельных отягощений. Это основной метод воспитания максимальной силы, особенно взрывной для квалифицированных спортсменов.

Предельный вес, который можно поднять без излишних эмоциональных напряжений - 1 раз, околопредельный - 2-3 раза. Недостатки этого метода: происходит очень сильное напряжение, нет оздоровительного эффекта, большая нагрузка на суставной и связочный аппарат. Эти методы эффективны при продолжительности программы 6-8 недель. Достоинство: происходит адаптация нервно-мышечного аппарата, характерна слабая гипертрофия мышц. Каждая тренировка должна осуществляться в неутомлённом состоянии с максимальным проявлением взрывной способности.

Методики, основанные на непредельных отягощениях. Используются для укрепления ОДА, увеличения мышечной массы, собственно силовых способностей, силовой выносливости и при реабилитации восстановления. Используются методы непредельных отягощений с предельным числом повторений (до отказа). Сущность метода: непредельное отягощение поднимается максимально возможное количество раз. При этом ДЕ работают поочередно: по мере утомления ДЕ напряжение постепенно падает, и в работу вынуждены вступать всё новые ДЕ. И только в последних двух, трех попытках все ДЕ работают синхронно, вместе на максимальном усилии. Это самые ценные попытки для совершенствования силы. Достоинства: большой объём нагрузки приводит к значительным сдвигам в организме, отсюда гипертрофия мышц и прирост силы, не так вредны, возможен контроль за техникой, низкий травматизм. Недостатки: велики затраты энергии и времени. Наиболее ценны последние попытки, но они осуществляются на фоне утомленного состояния ЦНС - малый прирост взрывной силы.

Воспитание скоростно-силовых способностей: в процессе силовой подготовки на повышение скорости движения решаются 2 задачи:

1) повышение уровня максимальной мышечной силы собственно силовых способностей,

2) воспитание способностей к проявлению большой силы в условиях быстрых движений.

Для второй задачи используют метод непредельных отягощений с предельной скоростью движений. Движения выполняются с полной амплитудой.

БИЛЕТ 8 (вопрос 3)

Наши рекомендации