Технология организации педагогической деятельности классного руководителя
Основным структурным элементом школы является класс. Именно в классе осуществляется познавательная деятельность, развивается личность школьника, формируются социальные отношения между учащимися. В классах проявляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга детей и сплочения коллектива, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель. Классный руководитель – непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначенное директором школы для осуществления воспитательной работы в классе. Без активной работы классных руководителей в школе трудно и даже невозможно создать психологический комфорт и творческую атмосферу, условия, в которых дети и подростки смогут себя по-настоящему раскрыть и творчески реализовать.
Сегодня классный руководитель также непосредственно взаимодействует как с учащимися, так и их родителями. Современный классный руководитель осуществляет свою деятельность на основе базовых принципов, среди которых выделяются следующие:
– сочетание природосообразности и культуросообразности в организации воспитательной деятельности учащихся;
– социализация личности каждого школьника осуществляется через самоопределение, самоуправление и самореализацию;
– педагогическое стимулирование творческого саморазвития личности и ученического коллектива.
Воспитательные задачи, содержание и формы работы классного руководителя не могут быть единообразными. Они определяются запросами, интересами, потребностями детей и их родителей, условиями класса, школы, социума, возможностями самого педагога. Следовательно, основными задачами классного руководителя являются:
– помощь каждому ученику в становлении его личности; создание условий для проявления и обогащения его внутренних сил, склонностей, интересов и способностей;
– организация в классном коллективе воспитывающей и развивающей деятельности;
– формирование в классном коллективе благоприятного психологического климата, способствующего духовному развитию каждого школьника;
Исходя из задач, обозначаются функции классного руководителя, которые в свою очередь определяют содержание воспитательной деятельности с классом.
1) концептуальная: Выбор приоритетных теорий и принципов воспитания исходя из характеристики класса
2) целевая: Отбор и конкретизация целей и задач воспитания
3) диагностическая: Углубленное изучение личности и классного коллектива на основе наблюдения, анкетирования, бесед, интервьюирования, тестирования.
4) планирование: Отбор и структурирование форм и методов воспитания, проектирование деятельности учащихся.
5) организаторская: Организация органов самоуправ-ления класса, коллективной деятельности обучающихся; обучение их рациональному использованию учебного времени и приобщение к внеклассным занятиям по интересам.
6) стимулирующая: Активизация деятельности и позитивного поведения учащихся, их интересов и творческого потенциала на основе мотивации
7) коммуникативная: психологический контакт с классом: благоприятная атмосфера, взаимопонимание, сотрудничество.
8) контрольно-оценочная: Оперативность и системность контрольных мероприятий; анализ, учет и оценка результатов воспитания, стимулирование самоконтроля и самооценки.
9) корректирующая: Коррекция системы общения и поведения учащихся, применение технологии разрешения конфликтов.
10) прогностическая: Построение модели возможного хода и результатов воспитания
Направления деятельности классного руководителя:
– воспитание у школьников положительного сознательного отношения к учению;
– подготовка учащихся к труду и выбору профессии;
– формирование социально значимых качеств личности, нравственной позиции каждого воспитанника, культуры его поведения;
– включение учащихся в сферу внеклассной деятельности с учетом их интересов и способностей;
– взаимодействие с учителями-предметниками, родителями учащихся и общественными организациями в процессе воспитания;
– забота о сохранности психического и физического здоровья учащихся.
Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками, работающими во вверенном ему классе, направлено на решение следующих задач:
изучение особенностей преподавательской деятельности каждого учителя, его отношений с детьми;
регулирование отношений между учителями класса, между учителями и детьми, между педагогами и родителями;
определение общих целей и средств деятельности, организация совместной работы по их достижению;
педагогически целесообразное использование возможностей педагогов в организации внеклассной воспитательной работы с детьми и их родителями.
Классный руководитель должен знакомить учителей с результатами диагностики уровней обученности и воспитанности учащихся, степени их продвижения в знаниях по изучаемых предметам. Совместно с учителями классный руководитель намечает способы и средства, обеспечивающие самореализацию каждого учащегося на уроке и во внеурочное время.
Классный руководитель является связующим звеном между учащимися, социальным педагогом и школьным психологом. Чаще всего он обращается к специалисту тогда, когда собственные меры воздействия на воспитанника и его семью не приносят желаемого результата. Взаимодействие классного руководителя, социального педагога и школьного психолога имеет своей целью совместное выявление причин возникающих у ребенка проблем и проведение социально-педагогической и психологической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.
Наиболее распространенные вопросы, с которыми обращаются классные руководители к социальным педагогам:
оказание помощи в социально-педагогическом обследовании ребенка (окружение ребенка, жизнедеятельность вне школы и т.д.);
своевременная поддержка детей, попавших в экстремальные ситуации (лишение их отцов и матерей родительских прав, сиротство ребенка, определение ребенка в госучреждение для дальнейшего обучения и воспитания и т.д.);
сбор документов для определения детей и подростков в специальные воспитательно-профилактические учреждения и т.д.;
принятие мер воспитательного воздействия к ребенку в случае частых пропусков занятий в школе;
взаимодействие в ходе работы с родителями ребенка;
обеспечение охраны жизни и здоровья, пропаганда здорового образа жизни среди детей и подростков;
получение специальной информации или консультации, связанной с отклонениями в поведении ребенка нравственного характера (пристрастие к вредным привычкам, алкоголизм, наркомания и т.д.).
К школьному психологу классный руководитель обращается, как правило, по следующим вопросам:
трудности учащихся в усвоении учебной программы;
сложности взаимоотношений учащихся с педагогами, сверстниками и родителями; разрешение ситуация конфликтного характера;
адаптация детей (особенно новичков) в школе и классе;
эмоциональные и личностные нарушения учащихся, становящиеся причинами школьных и коммуникативных проблем;
выявление и развитие интересов, склонностей, потенциальных способностей учащихся.
Совместные формы работы классного руководителя, социального педагога и школьного психолога: совместные консультации как для отдельных учащихся, так и для всего класса; психолого-педагогические практикумы с детьми и их родителями; совместные семинары для учащихся, родителей, педагогов школы; игровые способы коррекции поведения детей, совместное проведение родительских собраний; наблюдения за учащимися на уроках и во внеклассное время и т.д.