Методика определения социометрического статуса учащихся
Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы, указав не более трех фамилий одноклассников.
1. С кем бы я хотел сидеть за одной партой?
2. Кого бы я пригласил из класса к себе на день рождения?
3. С кем бы я хотел выполнять поручения классного руководителя?
4. С кем я не хотел бы иметь ни каких общих дел?
А) «ЗВЕЗДЫ» – лица, которых назвали 6и более человек
Б) «ПРЕДПОЧИТАЕМЫЕ» – тех, кого назвали 4-5 человек.
В) «ПРИНЯТЫЕ» - лица, указанные 1-3 раза.
Г) «АУТСАЙДЕРЫ» – лица, изолированные, не получившие выборов.
Д) «ИЗГОИ» - лица, получившие выборы на 4 вопрос.
«ЗВЕЗДЫ»,
1. «Поневоле» - староста класса, назначенный классным руководителем.
«Правая рука», «Обладатель собственного мнения», «Поборник справедливости».
2. «Террорист» – в большинстве случаев из неблагополучной семьи
3. «Частичный лидер» – лучший математик, лучший рассказчик и т.д.
«НЕСБЫВШИЕСЯ ЛИДЕРЫ»
1. «Фаворит» – любимчик учителя, «Пример для класса»
2. «Шестерка» – пристраивается при «Фаворите» или при «Террористе»
3. «Пижон» – щеголяет модной одеждой, самолюбив, с высокими амбициями
4. «Принцесса» – женский вариант «Пижона», уязвленное самолюбие
5. «Силач» – уверенный в своей силе, флегматичный
6. «Гад» – ребенок, у которого не получилось стать «фаворитом», «честным лидером», нет данных для «террориста», самолюбивый – для «шестерки». Такие дети делают гадости исподтишка, наслаждаются этим.
«ПРЕДПОЧИТАЕМЫЕ», «ПРИНЯТЫЕ»
Младший возраст: не склонны к усидчивости, концентрируют внимание с трудом, конформны («как все»).
Средний возраст: порывисты, нетерпеливы, они усидчивы, если интересно, обычно нет ярко выраженных склонностей, предпочитают игры и гулянье. Выбирают в друзья далеко не отличников.
Старший возраст: максимализм, конформизм, интересуют по большому счету только свои проблемы.
«КАМЧАТКА» – «АУТСАЙДЕРЫ»
Дети, выпадающие из большинства как бы за нижнюю черту. «Камчаткой» в психологическом плане могут быть и «троечники», и «неслухи», послушные «тихони» и т.п.
«ИЗГОИ»
Это неадаптированные в детском коллективе одиночки, самый неблагополучный вариант статуса ребенка. Характерно острое чувство собственной ущербности.
Типы.
1. «Жиртрест» – полные дети, низкая, неустойчивая самооценка
2. «Псих» – эмоциональный взрыв при малейшей обиде, угрозы, брань, слезы, драка, постоянная готовность к обороне
3. «Недоумок» - жертва критики учителя, «козел отпущения, формируется образ «ни на что не способного».
4. «Девчонка» - астенический, кроткий мальчик, отвечающий на обиды тихими слезами.
5. «Прихлебатель» – пытается завоевать «место под солнцем» путем заискивания, иногда до подобострастия. Его обычно терпят, но презирают.
6. «Клоун» – пытается привлечь к себе внимание одноклассников (кривляние, шутки, иногда злые).
АТМОСФЕРА В КЛАССЕ
Шкала ФИДЛЕРА
Ярко | Выражено | Средне | Низко | Плохо | ||
Дружелюбие | Враждебность | |||||
Согласие | Несогласие | |||||
Удовлетворенность делами класса | Неудовлетворенность. | |||||
Увлеченность | Равнодушие | |||||
Взаимная поддержка | Недоброжелательность | |||||
Теплота | Холодность | |||||
Сотрудничество | Отсутствие сотрудничества | |||||
Взаимовыручка | Отсутствие взаимовыручки | |||||
Занимательность | Скука | |||||
Успешность | Не успешность |
Рассчитывается средний балл для каждого ребенка, для получения информации о его психологическом состоянии в классе и средний балл для каждого отдельного параметра в целом по классу.
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ УЧИТЕЛЬ- УЧЕНИК
1. Уважительно тактичное.
2. Справедливо требовательное (по делу).
3. Доброжелательно понимающее.
4. Дружески шутливое.
5. Категорически подчиняющее.
6. Нейтральное (безразличное).
7. Попустительски всепрощающее.
8. Заинтересовано выделяющее среди других.
9. Высокомерно надменное.
10. Необъективно заниженное.
11. Предвзято завышенное.
12. Агрессивно недоброжелательное.
Данные стили выписываются на доске и объясняются значения каждых стилей.
Ребенок перечисляет все школьные предметы в столбик и ставит № того стиля взаимоотношения, который у него сложился с данным учителем-предметником.
Анализируются типичные взаимоотношения для данного учителя.
Предмет Учитель ко мне
Русский № ___________
Математика №____________
И т.д.
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Методика Л.Г. Лускановой
1. Тебе нравится в школе или не очень?
- не очень 1
- нравится 3
- не нравится 0
2. Утром, когда ты проснешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
- чаще хочется остаться дома 0
- бывает по-разному 1
- иду с радостью 3
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?
- не знаю 1
- остался бы дома 0
-.пошел бы в школу 3
4. Тебе нравится, когда у вас отменяются какие-нибудь уроки?
- не нравится 3
- бывает по-разному 1
- нравится 0
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
- хотел бы 0
- не хотел бы 3
- не знаю 1
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
- не знаю 1
- не хотелось бы 3
- хотел бы 0
7. Ты часто рассказываешь о школе родителей?
- часто 3
- редко 1
- не рассказываю 0
8. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
- точно не знаю 1
- доволен 3
- нет 0
9. У тебя в классе много друзей?
- мало 1
- много 3
- нет друзей 0
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
- нравятся 3
- не очень 1
- не нравятся 0
Уровень - ниже 10 б. – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация