Связь педагогики с другими науками. Отрасли педагогики и их основные задачи
Объект, предмет, функции и задачи педагогики.
Педагогика - наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека с учетом его индивидуально-возрастных особенностей развития в контексте конкретной педагогической системы.
Объект — это область действительности, которую исследует данная наука.
Объектом педагогики выступает сфера подготовки, которая обусловливает развитие индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.
Предмет – это способ видения объекта с позиций данной науки.
Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс.
Педагогический процесс – это специально организованная, развивающаяся во времени и рамках определенной воспитательной системы воздействия воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.
Функция – обязанность, круг деятельности, назначение, роль; совокупность действий (операций).
Функции педагогики – назначение, роль которую выполняет педагогическая наука
Общетеоретическая функция педагогической науки состоит в теоретическом анализе закономерностей педагогического процесса. Наука описывает педагогические факты, явления, процессы, объясняет по каким законам, при каких условиях, почему они протекают, делает выводы.
Прогностическая функция педагогики состоит в обоснованном предвидении развития педагогической реальности (какой, например, будет школа будущего, как будет изменяться контингент учащихся и т. п.). На базе научно обоснованного прогноза становится возможным более уверенное планирование.
В области воспитания значимость научных прогнозов исключительно велика, ибо по своей природе воспитание обращено в будущее.
Практическая (преобразовательная, прикладная) функция педагогики состоит в том, что на основе фундаментального знания усовершенствуется педагогическая практика, разрабатываются новые методы средства, формы, системы обучения, воспитания, управления образовательными структурами.
Задачи педагогики:
Исходя из представленных функций, основными задачами педагогики являются:
-Изучение истории развития образования и педагогической мысли;
-Анализ современного состояния и прогнозирования развития образования в будущем;
-Разработка теоретико-методологических основ образования;
-Выявление закономерностей обучения, воспитания личности и управления педагогическими системами;
-Определение содержания образования в конкретных условиях;
-Разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания;
-Изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности, научный анализ педагогических инноваций;
-Внедрение результатов научных исследований в педагогическую практику.
Связь педагогики с другими науками. Отрасли педагогики и их основные задачи.
Для развития педагогики большое значение имеют связи с другими науками. Педагогика развивает укрепляет и совершенствует свои связи с Философией, психологией. Физиологией этикой социологией другими науками. Философские идеи - о роли деятельности как Факторе развития личности, о влиянии бытия и социальных условий на Формирование ее сознания, исполняют важную методологическую роль в процессе разработки педагогической теории. психология изучает законы развития психики человека, а педагогика исследует закономерности управления развитием личности Воспитание, обучение, образование человека есть не что иное, как целенаправленное развитие психики (мышления деятельности). Психологические методики (тесты, анкеты и т, д) используются в педагогике для выявления описания объяснения и систематизации педагогически Фактов Физиология помогает понять механизмы управления Физическим и психическим развитием Физиологи помогает понять, как Формируются умения и навыки, а анатомия дает представление о строении человеческого
организма Социология способствует более глубокому осмыслению проблемы социализации личности.
Результаты социологических исследований "служат основой для оценки и решения различных педагогически.
Эстетика определяет мораль и ее место в системе общественных отношений тем самым позволяет педагогике учесть и правильно формировать общественное поведение обучаемых. Эстетика определяет мораль и ее место в системе общественное поведения обучаемых. Эстетика показывает как воспитать ценностное отношение человека к миру. Общая педагогика исследует основные закономерности воспитания как социального явления и образования История педагогики и образования изучает развития педагогических идей и практики образования в различные исторические эпохи, возрастная педагогика — возрастные аспекты обучения и воспитания дошкольная школьная педагогика взрослых). Теория и методик;
воспитания сосредоточены на процессе Формирования личности учащегося и ученического коллектива. Теория обучения устанавливает Факты и закономерные связи между различными сторонами процесса обучения. Частные методики (предметные дидактики) исследуют специфику применения общих закономерностей обучения и преподавании отдельных учебных дисциплин, В центре внимания отраслевой педагогики — отдельные отрасли.
общая военная спортивная педагогика высшей школы производственная профессиональная и до
Появляются и заявляют о себе новые отрасли философия образования сравнительная педагогика социальная педагогика и др.
3. Основные педагогические категории и понятия. Раскройте их содержание.
Категория (от греч. categoria— высказывание, суждение) — предельно широкое понятие, в котором отражены наиболее общие существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений действительности и познания.
Педагогические категории — представляют собой систему понятий, характеризующих педагогическую науку.
В схеме «образование», «воспитание», «обучение» во взаимосвязи с «самообразованием», «самовоспитанием» и «самообучением» обеспечивают процесс развития личности.
Все вышеприведенные педагогические категории лежат в основе развития личности, благодаря чему формируется такое личностное качество, как готовность к жизнедеятельности.
Развитие каждого своего представителя человечество обеспечивает через воспитание, передавая опыт свой собственный и предшествующих поколений.
Воспитание (в широком смысле) как функция общества, социальное явление определяется как процесс передачи опыта одним поколением и освоение его другим, направленный на развитие человека и формирование его готовности к жизни в обществе.
Воспитание позволяет объяснить, каким образом внешняя среда (общество) влияет на развитие человека. Так, опыт может передаваться через средства массовой информации, через искусство, политику, идеологию, систему образования. Категория «воспитание» как интегративная функция общества может быть представлена через общественные институты.
Воспитание в педагогическом смысле — это специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях системы образования и направленный на развитие личности.
Воспитательные отношения — это обмен опытом, процесс его передачи, усвоения и использования. Они всегда направлены на развитие человека как личности, т.е. на его самовоспитание, самообразование и самообучение.
Воспитательные отношения организует и осуществляет педагог, основываясь на определенных закономерностях воспитания. Проектируя воспитательные отношения, он должен использовать все многообразие педагогических методов, средств и форм для достижения поставленных целей. Структура воспитательных отношений включает педагога, воспитанника, средства их взаимодействия, окружающую среду.
Обручение — это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия обучающего и обучаемого, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработка и закрепление навыков самообразования в соответствии с потенциальными целями.
В Законе РФ «Об образовании» под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.
Образование – специально организованная в обществе система, представляющая собой совокупность образовательных учреждений и органов управления ими, в рамках которых осуществляется процесс воспитания и обучения человека.
Развитие – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних факторов.
Специфические категории и понятия профессиональной педагогики.
Среди основных категорий педагогики выделены образование, воспитание, обучение. В профессиональной педагогике также имеются свои категории: производительные силы; работник (рабочий); профессия (специальность); профессиональное воспитание, образование, обучение; профессиональная квалификация
В профессиональных учебных заведениях учащиеся готовятся, условно говоря, стать производительной силой, являющейся составной частью общественного способа производства, в которую кроме объектов труда (средств и предметов труда) входят и его субъекты (работники).
Рабочий — работник, выполняющий труд, требующий начального, профессионального образования, в основном исполнительского характера.
Специалист — человек со средним или высшим профессиональным образованием, выполняющий функции по планированию, организации и руководству, т.е. осуществляющий управленческий и производительный труд.
Работник (рабочий, специалист) является субъектом труда и относится к производительным силам. Подготовка рабочего осуществляется в образовательных учреждениях системы начального профессионального образования, а специалиста — в средних и высших профессиональных учебных заведениях.
Профессия — это относительно постоянный вид трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и используемый как источник существования.
Специальность — конкретизированный вид трудовой деятельности в рамках данной профессии.
Процесс профессиональной подготовки будущего рабочего (специалиста) обязательно связан с его развитием, которое осуществляется также посредством образования, воспитания, обучения. При этом задействуются и развиваются механизмы самообразования, самовоспитания, самообучения, но все они имеют профессиональную направленность. Результатом такой подготовки является готовность к профессиональной деятельности.
Профессиональная квалификация ступени профессиональной подготовленности работника к профессиональной деятельности.
Рост профессиональной квалификации измеряется количественно в разрядах и категориях, а высший качественный уровень, приобретаемый в процессе работы с элементами творческой деятельности, оценивается как профессиональное мастерство.
Профессиональное обучение — специально организованный и управляемый процесс передачи профессиональных знаний и умений, способов творческой деятельности мастером профессионального обучения (педагогом) и освоение их учащимися в их непосредственном взаимодействии с целью развития личности и формирования готовности к профессиональной деятельности.
Профессиональное воспитание — специально организованный и управляемый процесс включения учащихся в различные социально-профессиональные отношения мастером профессионального обучении (педагогом) с целью развития у них профессионально важных личностных качеств и формирования готовности к профессиональной деятельности.
Профессиональное образование – социально и педагогически организованный процесс трудовой социализации, обеспечивающий ориентацию и адаптацию в мире профессий, овладение специальностью и уровнем квалификации
Профессиональный потенциал – это совокупность объединенных в систему естественных и приобретенных качеств, определяющих способность специалиста выполнять свои обязанности на заданном уровне. Профессиональный потенциал может быть определен и как база профессиональных знаний, умений в единстве с развитой способностью педагога активно мыслить, творить, действовать, воплощать свои намерения в жизнь, достигать запроектированных результатов.
Готовность к профессиональной деятельности – субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению определенной профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнить
Профессиональная деятельность – реализация определенных функций в конкретной профессиональной среде.
Профессиональное мастерство – высокий уровень овладения профессиональной деятельностью, достигнутый на основе глубоких профессиональных и общих знаний, определенного опыта, глубоких умений и навыков и творческого подхода, обеспечивающий его успешность. Достижение профессионального мастерства обуславливается наличием профессиональных знаний, широкого кругозора, сформированного профессионального сознания, профессионально значимых личностных качеств и большого опыта работы.