Теоретические предпосылки педагогики. Связь педагогики с другими науками
Исследования многих педагогических проблем требует междисциплинарного подхода. Поскольку объектом воспитательной деятельности является растущий и развивающийся человек, педагогика, прежде всего, связана с дисциплинами, изучающими человека.
Тесно связана педагогика с биологическими науками. Педагогика тесно связана с физиологией. Опирается на фундаментальные работы великих русских физиологов И.М.Сеченова, И.П.Павлова. Для понимания механизмов управления физическим и психическим развитием обучаемых особенно важно знать закономерности жизнедеятельности организма в целом и отдельных его частей, функциональных систем. Знание закономерностей функционирования высшей нервной деятельности позволяет педагогике конструировать развивающие, обучающие технологии, инструментарий, способствующий оптимальному развитию личности.
Антропология как комплексная наука о человеке дает для педагогики обширный материал о многомерности и многоликости человека. Педагогика разрабатывает способы комплексного подхода в воспитании и обучении человека.
Исходное значение для педагогической науки имеет философское знание. Философское учение является методологической основой педагогики. Оно является базой для осмысления целей воспитания и образования в современный период развития педагогического знания. У философии и педагогики имеется ряд общих вопросов и проблем, в том числе: проблемы цели воспитания, проблемы формирования мировоззрения, взаимосвязь коллектива и личности, гносеологические проблемы, связанные с разработкой теории познания ( в том числе ученического) как одной из форм познания человеком окружающей его действительности.
Педагогика также тесно связана с такими относительно самостоятельными областями философии, как этика и эстетика. Они помогают решению педагогических задач нравственного и эстетического воспитания, формированию научного мировоззрения.
Наблюдается связь педагогики с социологией, исследующей основные тенденции развития тех или иных групп и слоев населения, закономерности социализации, влияния социальной среды на человека, его положение в обществе, воспитания личности в различных социальных институтах. Педагогическая социология как новая наука, образовавшаяся на стыке педагогики и социологии, осуществляет перевод общих данных и результатов социологических исследований о процессах изменения социальной структуры общества. Профессиональной занятости людей в конкретные задачи воспитания, которые должны решать совместно школа, семья и общественность.
Теснейшим образом связана педагогика и с экономикой, в частности с ее областью – экономикой образования. Данные экономики образования необходимы для решения таких важнейших проблем, как: определение затрат на обучение школьников в связи с удорожанием жизни, определение стоимости обучения в различных типах образовательных учреждений, определение затрат на учительские кадры, строительство, наглядные пособия и т.д.
При рассмотрении этих вопросов педагогика и экономика опираются на данные демографии, которая исследует проблемы народонаселения (рождаемости, смертности, миграции).
Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей с отклонениями в развитии.
Образование является частью культуры, поэтому педагогика должна рассматриваться как элемент культуры. Педагогическая культура человека и общества в целом входит в качестве составляющей в мировую культуру современности, педагогические проблемы имеют общекультурное значение. Поэтому важно укрепить связь педагогики с культурологией.
Педагогика органично связана с психологией. Чтобы правильно обучать, воспитывать и развивать человека, его нужно сначала изучить «во всех отношениях» (К.Д. Ушинский - российский педагог, основоположник научной педагогики в России). О наличии взаимосвязи педагогики и психологии свидетельствуют и базовые понятия психологии. Необходимость понимать свойства человеческой природы, ее естественные потребности и возможности, учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности, строить образование (обучение и воспитание), сообразуясь с этими законами, свойствами, потребностями, возможностями, выдвигали все выдающиеся педагоги. Как научная дисциплина, педагогика пользуется психологическим знанием для выявления, описания, объяснения, систематизации педагогических фактов. Так, результаты педагогической деятельности изучаются с помощью психологических диагностик (тестов, анкет и т.д.).
Социальная психология, занимаясь изучением особенностей формирования личности, включенной в различные группы, обеспечивает педагогику многими ценными фактами для исследования проблем воспитания в коллективе и разработки методики воспитания учащихся через коллектив.
Педагогика сотрудничает также с другими отраслями научного знания, с которыми на первый взгляд трудно уловить взаимосвязь.
Образовательная политика является отражением идеологии различных партий и классов, которую изучает политология. С другой стороны, педагогика разрабатывает механизмы формирования политической культуры личности.
В связи с повышением роли информационных технологий в образовании актуальной задачей является укрепление связей педагогики с информатикой. Устанавливаются все боле тесные связи педагогики с инженерной психологией, исследующей взаимоотношения человека и техники. Данные этой науки помогают шире включать технические средства.
Математика служит источником методов, которые применяются в процессе обучения. Связана педагогика и с кибернетикой – наукой об управлении сложными динамическими системами. Одним из практических результатов применения общи идей кибернетики явилось программированное обучение.
Особое место в системе связей педагогики с другими науками занимает этнография фольклористика. Изучение традиций, обрядов, и обычаев разных народов служит основой для формирования особой отрасли педагогического знания – народной педагогики. Она изучает использование памятников культуры в воспитании современных школьников.
Формы взаимодополнения педагогики с вышеназванными науками:
- использование педагогикой основных идей, теоретических положений и обобщающих выводов других наук;
-творческое заимствование методов исследований, применяемых в этих науках;
-использование в педагогике конкретных результатов исследований, полученных в психологии, физиологии, социологии и других научных дисциплинах;
-участие педагогики в комплексных исследованиях человека.
Следует заметить, что педагогика использует материалы и данные смежных наук не путем механического переноса, а на основе строгого отбора с обязательным анализом условий и границ их применимости в педагогике.