Характеристика методов обучения
2.1. Методы обучения по источнику получения знаний.
а) Словесные методы:
рассказ - логическое эмоциональное изложение нового фактического материала, относящегося к изучаемой теме и активизирующей деятельность учащегося;
требования – эмоциональная подача материала, образность, логичность, художественность изложения;
объяснения - изложение материала, целью которого является раскрытие новых понятий, законов, выведение формул, разъяснение характера предстоящего действия;
Работа с учебником и книгой
Приемы самостоятельной работы с учебником:
- конспектирование;
- составление плана текста;
- тезирование;
- цитирование;
- аннотирование;
- рецензирование;
- составление справки;
- доставление матрицы идей.
Учебная дискуссия
Учащиеся приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся его отстаивать Главная функция дискуссии-стимулирование познавательного интереса, вспомогательными функциями являются обучающая, развивающая, воспитывающая и контрольно-коррекционная
Условия учебной дискуссии - предварительная и основательная подготовка к ней учащихся, как в содержательном, так и в формальном отношении.
Беседа - диалог между преподавателем и учащимся по изучению нового учебного материала.
Цель беседы - с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к актуализации (припоминаю) уже известных им знаний и достичь усвоения новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений.
Беседаэффективна для:
- подготовки учащихся к работе на уроке;
- ознакомления их с новым материалом;
- систематизации и закрепления знаний;
- текущего контроля и диагностики усвоения знаний.
Классификация бесед
По назначению:
Вводная беседа.
Проводится перед началом учебной работы.
Цель - выяснить, правильно ли учащиеся поняли значение предстоящей работы, хорошо ли они представляют себе, что и как нужно делать.
Беседа - сообщение новых знаний бывает (вопросно-ответной, не допускающей возражений, с запоминанием ответов), сократической (мягкой, почтительной со стороны ученика, но допускающей сомнения и возражения), эвристической (ставящей ученика перед проблемами и требующей собственных ответов, на поставленные учителем вопросы).
Синтезирующие или закрепляющие беседы
Служат для обобщения и систематизации уже имеющихся знаний, а контрольно-коррекционная беседа применяется в диагностических целях, а также тогда, когда нужно развить, уточнить, дополнить новыми фактами или положениями имеющиеся у учащихся знания.
Требования к подготовке беседы:
- педагог обязан четко определить тему беседы;
- ее цель;
- составить план конспект;
- подготовить наглядные пособия;
- сформулировать основные и вспомогательные вопросы;
- продумать методику ее организации и проведения;
Лекция - последовательное изложение преподавателем содержания какого либо вопроса программы, с включением фактического материала, выводов, обобщений к нему.
Предметом лекции является преимушество описание сложных систем, явлений, объектов, процессов, имеющихся между ними связей и зависимостей главным образом причинно-следственного характера.
Условия эффективности лекции:
- составление учителем детального плана лекции; ознакомление с ним учащимся;
- логическое стройное и последовательное изложение всех пунктов плана;
- логические связи при переходе от одной части лекции к другой;
- проблемность и эмоциональность изложения;
- контакт с аудиторией;
- оптимальный темп изложения;
- выделение (задиктовка) того, что следует записать;
- использование наглядности.
Наглядные методы обучения
Демонстрация. Это наглядно-чувственное ознакомление учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде. При демонстрации плюральных объектов начинают с внешнего вида (величина, форма, цвет, части и их взаимоотношения), а за тем переходят к внутреннему устройству или сдельным свойствам, которые специально выделяются и подчеркиваются.
Требования к демонстрации:
- учащиеся должны хорошо видеть демонстрируемый объект;
- учащиеся могли воспринимать его по возможности всеми органами чувств;
- чтобы важнейшие существенные стороны объекта производили на учащихся наибольшее впечатление и привлекали максимум внимания;
- чтобы обеспечивалась возможность самостоятельного измерения изучаемых качеств объекта.
Иллюстрация - предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений вих символическом изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий и рисунков, схем репродукций, плоских моделей и т. п. Методы демонстрации, иллюстрации используются в тесной связи взаимно дополняя и усиливая совместное действие.
Видеометод - служит для преподнесения знаний, их контроля, закрепления повторения обобщения, систематизации, успешно выполняет все дидактические функции. Использование видеометода в учебном процессе обеспечивает возможность:
а) дать учащимся более полную, достоверную информацию об обучаемых явлениях и процессах;
б) повысить роль наглядности в учебном процессе;
в) удовлетворить запросы, желания и интересы учащихся;
г) освободить учителя от части технической работы, связанной с контролем и коррекцией знаний, умений;
д) наладить эффективную связь;
е) организовать полный и систематический контроль, объективный учет успеваемости.
Практические методы обучения
Упражнение - многократное повторение одних и тех же действий, в результате которых образуются навыки и умения.
Виды упражнений:
Устные упражнения - широко используются в процессе обучения Они связаны с развитием культуры речи и логического мышления, познавательных возможностей учащихся.
Письменные упражнения - их главное назначение - формирование, развитие и упрочнение необходимых умений и навыков.
Лабораторно-практические упражнения способствуют овладению навыками обращения с лабораторным оборудованием (приборами, измерительной аппаратурой) развивают конструкторско-технические умения.
Репродуктивные упражнения – задачи на выделение, понимание и выражение содержания понятного в заданном объекте.
Диагностические упражнения – развитие «диагностических компонентов» технического мышления учащихся.
Творческие упражнения – цель – научить самостоятельно находить оригинальные решения поставленных задач.
Требования к упражнениям:
- сознательная направленность учащегося на повышение качества деятельности;
- знание правил выполнения действий;
- сознательный учет и контролирование условий, в которых оно должно выполняться;
- учет достигнутых результатов;
- распределение повторении во времени.
Лабораторный метод - основан на самостоятельном проведении экспериментов, исследовании учащимися. Дает возможность приобретать умения и навыки обращения с оборудованием, обеспечивает условия для формирования практических умений: измерять и вычислять, обрабатывать результаты и сравнивать их с уже имеющимися, проверять известные и выбирать новые пути самостоятельных исследований
Практический метод – в деятельности учащихся преобладает применение полученных знаний в решении практических задач На первый план выдвигается умение использовать теорию на практике. Выполняет функцию углубления знании, умений и способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной деятельности.
Этапы познавательной деятельности учащихся на практических занятиях:
1 Объяснение педагога, этап теоретического осмысления работы.
2 Показ. Этап инструктажа.
3 Проба.
4 Выполнение работы.
5 Контроль.
Методы обучения по типу (характеру)
познавательной деятельности
Содержание деятельности педагога и учащихся при использовании методов обучения по характеру познавательной деятельности.
Краткое содержание метода | Деятельность обучающего | Деятельность обучаемого |
1. Объяснительно-иллюстративный метод (информационно-рецептивный). Назначение: организация усвоения информации обучаемыми путем сообщения их учебного материала и обеспечения его успешного восприятия. | 1. Сообщение учебной информации с использованием различных дидактических средств: слова, пособии, кино, диафильмы и т.д. | 1. Заключается в восприятии, осмыслении и запоминании сообщаемой информации. |
2. Репродуктивный метод. Назначение: формирование навыков и умений использования и применение полученных знаний. | 2. Разработка и применение упражнений и задач, использование инструкций (алгоритмов) и программированного обучения. | 2. Заключается в овладении приемами выполнения отдельных упражнений и решений различных видов задач, овладение алгоритмом практических действий. |
3. Проблемный метод (проблемные изложения). Назначение: раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их решения. | 3. Выявление и классификация проблем, которые можно ставить перед обучаемым, формулировка гипотез и показ способов их проверки. Постановка проблем в процессе проведения опыта наблюдений, логического умозаключения | 3. Заключается не только в восприятии, осмыслении и запоминании готовых научных выводов, но и в прослеживании за логикой доказательств, за движением мыслей обучающего (проблема, гипотеза, доказательство достоверности или ложности выдвинутых предложений и т.д.) |
4. Частично-поисковый или эвристический метод. Назначение: постепенная подготовка обучаемых и самостоятельной постановке в решении проблем. | 4. Подготовление обучаемых к постановке проблемы, показ им как необходимо находить доказательства, делать выводы из приведенных фактов и т.д. | 4. Заключается в активном участии в эвристических беседах, в овладении приемами анализа учебного материала с целью постановки проблемы и нахождения путей его решения и т.д. |
5. Исследовательский метод. Содержание: обеспечить овладение обучаемыми методами его познания, развить и сформировать у них черты творческой деятельности, обеспечить условия успешного формирования мотивов творческой деятельности, способствовать формированию осознанных оперативно и гибко используемых знаний. | 5. Представление обучаемым новых для них проблем, разработка и постановка исследовательских заданий и т.д. | 5. Заключается в освоении ими приемов самостоятельной постановки проблем, нахождения способов их решения и т.д. |