Типы методической деятельности
(по С.Ж. Гончаровой)
Ориентируясь на данную схему, можно выделить основные действия методиста (старшего воспитателя) в каждом из этих пространств.
При создании, поисках методов работы с детьми используются: изучение используемых методов в практике, наблюдение, описание, сравнение, выявление закономерностей, экспертное заключение о значимости и т.д.
При внедрении метода в работу педагогов старший воспитатель информирует, обучает, распространяет, организует опытно-экспериментальную работу и воспроизведение данного метода и т.д.
При применении методики, метода основной упор делается на контроль за реализацией основных положений и коррекцию данной методики.
Билет № 15. Теоретический аспект управления дошкольным образовательным учреждением.
Теория управления педагогическими системами исследована:
- Школа – Ю. А. Конаржевский, В. С. Лазарев, Т. С. Кабаченко, П. И. Третьяков и др.
- ДОУ – Л. В. Поздняк, К. Ю. Белая, Л. М. Волобуева, Е. В. Давыткина, В. Н. Казакова, А. Н. Морозова.
Слово «управление» произошло от глаголов править, справляться и означает «давать ход, направление, заставлять идти правильным, нужным путем, распоряжаться, делать что-то хорошее …»
Точка зрения
«Процесс управления определяется как деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации» (Ю. А.Конаржевский, В. С.Лазарев, М. М.Поташник и др.).
Точка зрения
«Управление – целенаправленное воздействие субъекта на объект и изменение последнего в результате воздействия» (В. Г. Афанасьев и др.).
Точка зрения
«Управление – это активное взаимодействие руководителя ОУ и других участников ОП по его упорядочению и переводу в новое, начальное состояние, более отвечающее выполнению поставленных задач» (Третьяков и др.).
Управление дошкольным образовательным учреждением – это процесс активного полисубъектного взаимодействия, направленный на создание условий для саморазвития личности (ребёнка, педагога, руководителя) и обеспечение целесообразного развития всех участников педагогического процесса и педагогической системы в целом.
Основные методологические подходы к управлению ДОУ
1.Системный подход (позволяет увидеть ДОУ как социально-педагогическую систему, к характеристикам которой относятся наличие целей, взаимодействие составляющих её элементов (управляющей и управляемой подсистемы), открытость – взаимодействие ДОУ с окружающей средой, динамичность, адаптация, структура управления, функционирование и развитие.
2. Функциональный или процессный подход позволяет рассматривать управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций. Каждая управленческая функция также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является суммой всех функций. Выполнение этих действий важно для успеха организации.
3. Ситуационный подход. В основе данного подхода лежит идея выбора наилучшего для данного случая управленческого решения, когда учитываются все неблагоприятные и негативные конкретные обстоятельства. Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.
4. Деятельностный подход позволяет выделить в структуре управленческой деятельности заведующего ДОУ следующие элементы: мотив, цель, действия, достижение результатов.
5. Интегративный подход это интеграция знаний, управленческих навыков, интеллектуальных способностей руководителя, позволяющих ему эффективно управлять ДОУ, применять на практике современные методы управления.
6. Исследовательский подход означает, что современный руководитель должен быть прежде всего исследователем, т.е. все принимаемые им решения в области содержания и организации воспитательно-образовательного процесса должны быть научно обоснованы.
Принципы управления
1. Принцип целенаправленности управления (означает, что цели перед коллективом нужно ставить с учетом их оптимальности, реальности, социальной значимости и перспективности);
2. Принцип кооперации и разделения управленческого труда (к управлению образовательного учреждения необходимо привлекать коллектив);
3. Принцип функционального подхода (вся деятельность педагогов и руководителей должна совершенствоваться и изменяться);