Выбор модели поведения в этически сложных ситуациях

Как же поступать в этически напряженных ситуациях делового общения? Ключ к решению чисто практических проблем делового общения - этика.

Когда человек попадает в этически напряженную ситуацию, понимая, что ему предстоит нелегкий выбор, очень полезно заранее определить для себя, чего не следует делать ни в коем случае. Здесь требуется не конкретный просчет вариантов, а ясное понимание того, что «я этого не сделаю никогда, хотя это мне будут настойчиво предлагать». Такая предварительная уста­новка помогает не сделать непоправимый выбор, которого человек впослед­ствии будет стыдиться. Великий моралист И. Кант в «Критике практического разума» писал о том, что нравственность проявляется не только в действии, но и в бездействии, когда человек, исходя из требований нравственного им­ператива, отказывается от определенных поступков. Моральная реакция на действительное или замышляемое отклонение от нравственных норм - голос совести. К.Г. Юнг в работе «Аналитическая психология: прошлое и настоя­щее» дает весьма ценный совет для практики делового общения: при колли­зиях долга и совести следует отдавать предпочтение своему внутреннему го­лосу совести как первичному, более древнему, феномену, авторитет которого всегда стоял выше человеческого рассудка. Человеку свойственно путем рас­судка оправдывать свои неэтичные поступки. Если же поставить себя в не­двусмысленную позицию к злу, то добро найдет себя само. Главное - изба­виться от искушения рассудка, что в силу обстоятельств то или иное зло мо­жет быть оправдано. Это самая распространенная и опасная приманка.

В конкретном деловом общении необходим выбор инструментов для анализа этичности поведения в определенной ситуации.

В работе Е.Н. Зарецкой6 предлагается алгоритм этического рас­смотрения деловой проблемы, включающий несколько шагов.

Первый шаг при принятии решения - поиск этической основы, другими словами, следует определить, являются ли данные действия легальными и отвечают ли они своду законов компании и требованием договора. Необхо­димо сразу определить так называемую «черную сферу», т.е. решения, кото­рые не соответствуют определенным нормам. Следующие шаги определяют­ся вариантом ответа

\)Если ответ положительный, то нужно определить, соответствуют ли данные действия стандартам профессионального этического кодекса. Этот письменный документ суммирует нормы этического поведения. В некоторых компаниях этот документ называется кредо, или нормы этического поведе­ния. Обычно такой документ включает в себя правила управления предпри­ятием, а также все, что связано с конфиденциальной информацией; включа­ются также положения об обязанности работников честно вести бизнес и быть объективными в принятии решений, о способах разрешения внутри­фирменных конфликтов.

При принятии решения обращение к этическим нормам про­фессиональной деятельности - насущная необходимость.

2) Если предлагаемое решение соответствует профессиональному эти­ческому кодексу, то нужно использовать принципы этики для того, чтобы оценить, являются ли действия этичными. Если эти действия этичны, то ос­тановите свой выбор на данном варианте и примите меры для его выполне­ния.

При отрицательных ответах на первые три вопроса необходимо вырабо­тать альтернативу.

При определении этичности поступка весьма действенной является сле­дующая модель принятия решения. В соответствии с этой моделью нужно ответить на шесть следующих вопросов:

1) Легально ли ваше решение?

2) Какие выгоды оно приносит окружающим, и какой ущерб будет им на­несен?

3) Хотите ли вы, чтобы это действие стало одним из универсальных стан­дартов поведения, относящихся ко всем?

4) Удовлетворяет ли ваш поступок тесту «дневного света» (вспомним вы­сказывание Святителя Тихона Задонского!), что означает, будете ли вы чув­ствовать гордость за свой поступок, если его покажут по телевидению или о нем узнают знакомые?

5) Соответствует ли ваше решение «золотому правилу»?

6) Проходит ли ваше действие тест на обсуждение? Спросите мнение ум-

6 См.: Зарецкая Е.Н. Указ. соч. С. 460-466.

ного друга, не «втянутого» в ситуацию, считает ли он, что ваш вариант ре­шения проблемы этичен?

Как мы уже говорили, самый простой и древний принцип «золотого пра­вила» - «Поступай с людьми так, как бы ты хотел, чтобы они поступали с то­бой», - до сих пор остается наиболее эффективным критерием при принятии решений. Хотя многочисленные примеры указывают на то, что в деловых от­ношениях допускается нечестность и недобросовестность, существует масса других примеров, показывающих, что миллионы решений, принимаемых в деловой практике, основаны на принципах честности и благополучия окру­жающих. Многим деловым людям становится ясно, что длительные послед­ствия этического поведения, несомненно, намного лучше, чем кратковремен­ные выгоды, полученные в результате аморального поведения. Как вы­сказался один крупный российский предприниматель: «Репутация - это не деньги, а очень большие деньги».

2. Этикет делового общения

Общество во все времена различало понятия добра и зла, справедливого и несправедливого, должного и недопустимого. Эти представления воплоща­лись в нормах и этикетных правилах, регулирующих отношения между людьми во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в области деловых отношений. Современная культура делового общения определяется знанием (и выполнением!) основных норм и требований деловой этики и делового этикета.

Наши рекомендации