Метод изучения и обобщения передового педагогического опыта
Прежде всего, уточним понятия «педагогический опыт», «массовый педагогический опыт», «передовой педагогический опыт».
Под педагогическим опытом следует понимать практику обучения, воспитания и образования, т.е. организованный целенаправленный педагогический процесс и его результаты, находящие свое отражение в качестве личности учащегося.
Массовый педагогический опыт – это типичный опыт работы учреждений народного образования, который характеризует достигнутый уровень практики обучения, воспитания и реализации в ней достижений педагогической науки.
Понятие «передовой педагогический опыт» употребляется в широком и узком смыслах. В широком смысле под передовым опытом понимают высокое мастерство педагога, т.е. такую практику, которая дает высокий устойчивый педагогический результат. Профессор М.Н. Скаткин считает, что «опыт учителя может и не содержать в себе чего-либо нового, оригинального, но, основанный на успешном применении установленных наукой принципов и методов, он явится хорошим образцом для тех учителей, которые ещё не овладели педагогическим мастерством». (М.Н. Скаткин. Методология и методика педагогических исследований. – М., 1986, с. 7).
В узком смысле под передовым педагогическим опытом понимают только такую практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством. К новаторам педагогического труда можно отнести Ш.А. Амонашвили, О.С. Газмана, Н.П. Гузика, Е.Н. Ильина, В.А. Караковского, С.Н. Лысенкову, В.Ф. Шаталова и др.
Научное изучение и обобщение педагогического опыта направлено на решение различных исследовательских целей:
- выявлению существующего уровня решения образовательных и воспитательных задач;
- определению узких мест, «белых» пятен и противоречий, возникающих в практике;
- выявлению ведущих тенденций, оригинальных идей, элементов инновационного, прогрессивного, рождающегося в каждодневном творческом поиске лучших педагогов, а также характерных недостатков и ошибок;
- изучению доступности и эффективности научных рекомендаций, которые становятся достоянием науки и практики.
Но что значит изучить, понять сущность передового педагогического опыта? Вопрос непрост. Дело в том, что немалая часть учителей (особенно начинающих) не имеют ясного представления о том, как изучать передовой педагогический опыт и что в нем изучать. И это вполне оправдано. Потому что метод по изучению и обобщению передового педагогического опыта – это действительно достаточно сложный путь научного поиска.
Сущность этого метода заключается в том, что, во-первых, он основан на изучении и теоретическом осмыслении ведущих (стратегических) идей практики работы лучших школ и учителей, успешно осуществляющих обучение, воспитание, развитие и образование; во-вторых, он позволяет выявить наиболее актуальные научные проблемы; в-третьих, он создает теоретико-методологическую базу не только для установления внешних закономерностей педагогического процесса, но и получения возможности приблизиться к пониманию скрытых (внутренних) педагогических закономерностей; в-четвертых, он представляет возможность изучить педагогическое новаторство, т.е. опыт, содержащий собственные, оригинальные педагогические находки.
Каковы же критерии передового педагогического опыта? Назовём критерии, которые представляются нам наиболее бесспорными и важными.
Новизна и оригинальность в деятельности педагога. Этот признак может проявляться в разной степени: от внесения новых положений в науку до эффективного применения уже известных положений и рационализации отдельных сторон учебно-воспитательной работы.
Высокая результативность педагогического труда: высокое качество знаний, существенные сдвиги в уровне воспитанности, в общем, и специальном развитии учащихся.
Методическая система, которая представляет научно-обоснованную модель (парадигму) усовершенствованного процесса обучения и воспитания.
Стабильность и эффективность опыта, при котором положительные результаты удерживаются на протяжении достаточно длительного времени.
Возможность творческого применения идей передового опыта другими педагогами.
Применение указанных критериев обеспечивает комплексную оценку педагогического опыты и даёт основание, на наш взгляд, для его квалификации как передового.
Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что работа по изучению и обобщению передового педагогического опыта – это не временная компания, не эпизодическое мероприятие, проводимое один раз в год в виде научно-практического семинара или конференции, а обязательный элемент повседневной деятельности всего педагогического коллектива.
Таким образом, приведенный нами анализ методов научно-педагогических исследований позволяет, что каждый из этих методов выполняет свою специфическую роль и помогает изучению лишь отдельных сторон учебно-воспитательного процесса. Для всестороннего же изучения применяется вся совокупность рассмотренных методов в их взаимосвязи и взаимозависимости. Только их комплексное использование может дать желаемые результаты. Указывая на многообразие методов в педагогике, уместно отметить, что для их совершенствования необходимо применять к научно-исследовательской деятельности более широкий круг педагогов-новаторов, учить их педагогическому творчеству.