Уровни и этапы педагогического профессионализма
Н.В. Клюева описывает фазы жизненного пути профессионала применительно к педагогическому труду следующим образом:
Первые пять лет работы происходит адаптация выпускника к условиям работы в школе, когда молодой специалист знает достаточно, но мало умеет. Педагог сосредоточен на себе и своих возможностях. Зачастую учителя с небольшим стажем работы предпочитают дисциплинарные методы воздействия
В следующие 6-10 лет формируется профессиональная позиция педагога, он совершенствует методы и приемы обучения. В этот период уменьшается количество конфликтов, связанных с потребностью педагога самоутверждаться в глазах коллег и учащихся.
Учителя со стажем работы 11-15 лет зачастую начинают переживать т.н. “пе- | дагогический кризис”, связанный с осознанием противоречия между желанием что-то изменить (методы работы, стиль общения с детьми) и возможностями. В этот период учителя проявляют наибольший интерес к учащимся, | умеют наладить конструктивные отношения с ними, реже используют требования, угрозы и наказания.
16-20 лет работы в школе связаны с вступлением в т.н. кризис “середины жизни”, когда подводятся предварительные итоги жизни, возникает несоот- | ветствие между “Я-реальным” и “Я-идеальным” В этот период возможно временное или стойкое снижение профессионализма, но, с другой стороны, именно этот период может стать временем расцвета профессионализма, увлеченности своей деятельностью.
Наибольших результатов в труде достигают учителя со стажем работы 21-25 лет. К этому периоду у учителя сформированы профессионально важные качества, к тому же, в этом возрасте учителя имеют больше всего возможностей посвятить себя профессии.
Учитель со стажем работы свыше 25 лет может находиться на стадии про- iфессионального развития, которая многими авторами определяется как ста- ' дияпослепрофессионализма, когда биологическое и профессиональное старение приводят к снижению мастерства. В этом возрасте возможно возникновение такой типичной профессиональной деформации учителя, как синдром сгорания; характерными особенностями этого периода являются также невосприимчивость нового и нарушение отношений партнерства с учащимися.
А.К. Маркова выделяет несколько уровнем профессионализма, каждому из которых соответствуют определенные этапы и ступени.
В данной классификации уровней профессионального развития важное значение имеет выделение непрофессионализма в качестве самостоятельного уровня. Непрофессионализм, при котором человек выступает для общества в роли псевдопрофессионала, иногда при этом производя впечатление истинного профессионала, действительно имеет ряд качественных отличий от других уровней профессионального развития. Труд непрофессионала отличается не только по его эффективности и результатам труда, но и по последствиям
для личности самого непрофессионала, которая становится подверженной профессиональным деформациям даже при незначительных трудностях в деятельности. Не принося пользы обществу, непрофессионал наносит существенный вред и самому себе, блокируя свое личностное и профессиональное развитие.
В профессии педагога понятие профессионализма тесно связано с понятием педагогического мастерства. Можно выделить несколько уровней педагогического мастерства:
- репродуктивный - уровень, на котором педагог умеет пересказать другим то, что знает сам, и то, как знает сам;
- адаптивный - когда педагог умеет передавать учебную информацию, учитывая особенности учеников;
- локально моделирующий - педагог, умеющий не только передавать и трансформировать информацию, но и моделировать систему знаний по отдельным вопросам;
- системно моделирующий знания - на этом уровне педагог умеет моделировать систему деятельности, формирующую систему знаний по своему предмету;
- системно моделирующий деятельность, согласно которой педагог умеет моделировать систему деятельности, которая в свою очередь формирует у учащихся необходимые свойства.
70. Понятие о системе образования, современное образование и его основные характеристики.
По мере развития производства и усложнения социально-экономических отношений в обществе происходит непрерывный рост численности и специализации образовательно-воспитательных учреждений, а также возрастание их ступенчатости. Вплоть до конца XIX в. в качестве основной и самой распространенной была начальная школа. Потом над ней начали надстраиваться ее более высшие ступени, и в частности средние и старшие классы общеобразовательной школы.
Процесс приращения к начальной школе новых ступеней происходил не только сверху, но и снизу. Так, вХ1Х в. стала развиваться сеть дошкольных воспитательных учреждений - детских яслей и детских садов, которые в XX в. получили весьма широкое распространение. Жизнь потребовала также создания и развития специальных средних и высших учебных заведений для профессиональной подготовки инженерно-технических работников среднего и высшего звена, а также различных специалистов в области культуры и управления. Интенсивное развитие технического базиса производства в XX в. обусловило необходимость подготовки квалифицированных кадров рабочих массовых профессий и создания для этой цели профессионально- технических учебных заведений (училищ), количество которых во всех странах мира постоянно возрастает. Наряду с этим все более разветвленной становится сеть культурно-просветительных учреждений — клубов, дворцов культуры, театров, кинотеатров и т.д.
Что же следует понимать под системой образования? Слово система греческого происхождения и в переводе на русский язык означает целое, составленное из отдельных частей, соединение частей. Под системой образования следует понимать совокупность образовательно-воспитательных учреждений, функционирующих в том или ином государстве, связь между ними и те общие принципы, на основе которых эти учреждения строятся и работают.
Система образования любой страны обычно включает в себя учебно- воспитательные учреждения, которые осуществляют:
-дошкольное воспитание;
-общее среднее образование;
-внешкольное обучение и воспитание;
- профессионально-техническое образование;
-среднее специальное образование;
-высшее образование;
- подготовку научных и научно-педагогических кадров;
- повышение квалификации и переподготовку кадров.