Понятие, сущность процесса самовоспитания
Самовоспитание-осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств.
В пословицах и поговорках разных стран мира нередко высказывается мысль о том, что человека в себе ты воспитываешь, прежде всего, сам. Народная педагогика стремится дать детям идеал героя, которому следует подражать, старается побудить их вырабатывать у себя положительные качества.
Прогрессивные педагогические деятели прошлого призывали бережно относиться к ребенку, уделяли много внимания его внутреннему миру. Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А.И. Герцен,
Н.Г. Чернышевский, говоря о формировании человека, подчеркивали «важность самовоспитания и самосовершенствования». История развития педагогической науки свидетельствует о том, как усиливалось внимание ученых к внутреннему миру ребенка, без знания которого не может быть полноценного и эффективного воспитания. Воспитание невозможно и без участия в нем самого ребенка.
Сегодня не только в педагогической литературе, но и в самых разнообразных общественно-политических изданиях, в периодической печати все чаще стали встречаться слова: самостоятельность, творческая самодеятельность, самообразование, самовоспитание, самодисциплина граждан, самосознание, самовыражение, самоконтроль, самокритичность и т.д. И дело вовсе не в том, что в русском языке огромное количество слов, начинающихся с корня «сам», а в том, что самовоспитанию и самосовершенствованию долгое время не уделяли должного внимания.
Другой объективной предпосылкой саморазвития является биологическая природа человека, его генотип, программа его созревания. Недаром И.П. Павлов назвал человека великолепной, совершенной, саморегулирующейся системой. Современная наука полностью подтвердила это определение.
Чем же все это объяснить?
Внутренний мир ребенка - результат взаимодействия его психики с окружающим миром, поэтому изменение этого внутреннего мира порождается двумя факторами: характером и содержанием внешних условий и уровнем развития и состояния психики. Вот почему воспитание только в том случае может влиять на развитие ребенка, когда оно соответствует потребностям его развития, опирается на его внутренний мир. Нельзя забывать, что уровень достигнутого развития сам становится ведущим фактором последующего развития ребенка.
Поэтому воспитание есть процесс научно организованного педагогического воздействия на психику ребенка с целью формирования качеств, необходимых обществу и самой личности, процесс побуждения к самосовершенствованию, процесс управления саморазвитием. Если образно выразить суть педагогического воздействия, то можно сказать так: судьба всякого воспитательного влияния зависит не столько от потенциалов станции назначения (т.е. от силы общественного мнения детского коллектива, влияния семьи и т.д.), сколько от потенциалов станции отправления (т.е. от уровня развития ребенка, его отношения к воспитательным явлениям, от того, что и как он воспринимает, перерабатывает и т.д.) Вот почему со всей остротой встает вопрос о сущности развития ребенка, о механизмах изменения его внутреннего мира, о возможностях воспитания и самовоспитания, об их взаимодействии.
Методы самовоспитания
МЕТОДЫ САМОВОСПИТАНИЯ - методы, направленные на сознательное изменение человеком своей личности в соответствии с требованиями общества и личного плана развития. К данной группе методов относятся: самонаблюдение, самоанализ, самоприказ, самоотчет, самоодобрение (поощрение), самоосуждение (наказание). К самовоспитанию воспитатель ведет воспитанника путем осознания собственных действий через внешнюю оценку, затем - через формируемую самооценку и потребность ей соответствовать и далее - через деятельность по самовоспитанию и самоусовершенствованию.
Процесс воспитания ребенка можно считать эффективным тогда, когда у него появится потребность в самовоспитании - в сознательной, планомерной работе человека над собой. Эта работа направлена на формирование таких свойств личности, которые отвечают требованиям общества и личной программе развития.
Самовоспитание возникает тогда, когда ребенок подготовлен к нему, когда он начинает сознавать себя личностью, задумываться над своим будущим, проявлять известную самостоятельность в практической жизни. Наиболее благоприятные условия для самовоспитания создаются в коллективе, когда ребенок научается корректировать свое поведение с его требованиями.
Самовоспитание может осуществляться ребенком в различных сферах его развития - нравственного, физического, эмоционально-волевого, эстетического и интеллектуального. Содержание и направленность самовоспитания зависят от ряда обстоятельств: от особенностей жизненного склада, от идеалов школьника, от осознания тех объективных и субъективных трудностей, с какими он сталкивается.
К самовоспитанию школьника побуждают как внешние воздействия (идеологические и моральные требования общества, требования коллектива и отдельной личности), так и внутренние (материальные и духовные потребности, интересы человека). Процессу самовоспитания содействуют соревнование, стремление отстоять честь класса, школы, критика и самокритика, пример авторитетного человека.
Элементы самовоспитания возникают уже у дошкольника: он учится правильно говорить, соблюдает правила гигиены. У младшего школьника этих элементов становится больше. В этом возрасте ребенок занимается закаливанием своего организма, физическим самовоспитанием, работает над исправлением своего почерка, учится сдерживаться и т. д. Более осознанно заниматься самовоспитанием начинают подростки и старшие школьники.
Учителя и родители призваны руководить самовоспитанием школьника. Прежде чем составить программу самовоспитания, младший школьник должен с помощью учителя определить слабые стороны своего поведения или характера, над которыми следует работать. В эту программу могут быть включены вопросы физического совершенствования, воспитания воли, выработки прилежания, сдержанности, самообладания. Для того чтобы программа отражала первоочередные задачи самовоспитания, надо научить ребенка критически относиться к своим действиям и поступкам. Когда программа составлена, намечаются общие пути ее реализации. В реализации программы самовоспитания младшему школьнику помогают убеждение в необходимости работать над своим характером и поведением, а также постоянные упражнения, тренировка в определенных действиях или поступках. Наиболее употребляемыми методами самовоспитания являются: личные обязательства, самоотчет, самоанализ, самоконтроль, самооценка.
Подводя итоги сказанному, следует подчеркнуть, что охарактеризованные выше общие методы воспитания не исчерпывают всего богатства способов педагогического воздействия на учащихся. Педагогическая наука и практика, отвечая на запросы жизни, ищут и находят пути совершенствования воспитательного процесса. При этом ни одно, даже самое совершенное средство не может дать хороших результатов, если не учитывать индивидуальных особенностей детей, их возраста, уровня воспитанности, конкретной обстановки, если его применять обособленно от всей системы воздействия, оказываемого на ребенка взрослыми.
Успех воспитания зависит от того, насколько педагогически целесообразно учитель применяет то или иное средство, метод или прием воздействия на учащихся, насколько это средство включено в систему воспитания данного классного коллектива, насколько применяемые средства и методы воспитания отвечают поставленным задачам и целям воспитания.