Понятие о самовоспитании. Организация процесса самовоспитания, его важнейшие этапы и методы. Психологическая культура личности и критерии ее сформированности.

Самовоспитание - это сознательная и планомерная работа над собой, направленная на формирование таких свойств и качеств, которые отвечают требованиям общества и личной программе развития.

Основные этапы процесса самовоспитания:

1. Когда у человека появляется потребность в преодолении тех или иных недочетов в своем характере или поведении, важно прежде всего поставить пред собой четкую цель и обосновать необходимость ее достижения, иногда даже полезно наметить примерные сроки.

2. Необходима детальная разработка программы самовоспитания. Начинать лучше с более простых целей и программ: изжить употребление вульгаризмов и бранных слов или преодолеть дурную привычку перебивать в разговоре собеседника и т.д. По мере приобретения опыта самовоспитания его программы должны усложняться и становиться более долговременными.

3. Разработка методов самовоспитания. В системе этих методов обычно используются следующие: самоубеждение; самообязательство; самопринуждение; самоприказ; самокритика; мысленный перенос себя в положение другого человека; самонаказание.

4. Практическая реализация целей самовоспитания и намеченной программы работы над собой. Процесс этот приобретает форму регулярного и продолжительного аутотренинга, т.е. осуществления тех действий и волевых усилий, результатом которых в конечном итоге и является развитие и формирование соответствующих личностных свойств и качеств.

56. Взаимосвязь общественного, семейного и школьного воспитания учащихся. Семья как фактор воспитания ребенка. Основные вопросы совместной работы семьи и школы по воспитанию учащихся.

Влияние семьи на развитие и формирование детей связано с эффектом раннего воспитания, согласно которому основы личностного развития человека закладываются в раннем детстве.

Не меньшее влияние оказывает семья и в последующее время, когда дети обучаются в школе. Нельзя также не учитывать, что воспитание учащихся несет на себе отпечаток социальных условий, бытового окружения, воздействия различных общественных объединений. Организующим центром совместной воспитательной работы школы, семьи и общественности должна выступать школа. Это связано с рядом факторов:

- В настоящее время только школа обеспечивает необходимый уровень образования учащихся, который обуславливается требованиями совместного производства и все ускоряющимся научно-техническим прогрессом.

- Школа располагает специально подготовленными кадрами квалифицированных педагогов, большинство же родителей не имеет надлежащей педагогической подготовки.

- Значительную часть своего времени учащиеся проводят в школе, ее влияние сказывается также на их деятельности в семье, поскольку они продолжают свою учебную работу дома, выполняя учебные задания.

Основные вопросы совместной работы семьи и школы по воспитанию учащихся можно объединить в 3 основные группы:

1. Проблемы, которые связаны с осмыслением целей и содержания образовательно-воспитательной работы школы и семьи. Необходимо, чтобы родители осознавали, что современное воспитание имеет своей целью всестороннее и гармоническое развитие личности, прочное овладение основами наук о природе и обществе, воспитание гражданственности, патриотизма, трудолюбия и других общечеловеческих ценностей, а также высокий уровень эстетической культуры, развитие творческих способностей и задатков.

2. Умелое стимулирование активности учащихся, направленной на свое личностное развитие и формирование. Практика показывает, что наиболее интенсивно развиваются те учащиеся, родители которых поддерживают в семье благоприятный психологический микроклимат, показывают пример взаимной доброжелательности и высокой нравственности, всегда помня, что их поведение и деятельность непосредственно влияют на моральное формирование детей.

3. Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Становясь старше, дети стремятся к самостоятельности, тяготятся излишней опекой со стороны родителей, но их потребности и запросы в этом отношении не всегда находят понимание в семье. Старшеклассники испытывают потребность в более активном общении со сверстниками и сверстницами во внеучебное время, которое нередко затрудняется из-за сокращения различных культурно-массовых учреждений или же возрастания оплаты за их посещение.

Наши рекомендации