Педагогическое общение в работе врача
Педагогическое общение — это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности. В настоящее время наиболее востребованным является врач, компетентный в вопросах оказания психолого-педагогической помощи пациентам. Психолого-педагогическая компетентность — стержневая, чрезвычайно важная составляющая профессиональной компетентности, позволяющая врачу продуктивно организовывать взаимодействие и взаимоотношения с пациентами и их родственниками, а также передавать свой опыт и знания. Изучение педагогики помогает находить ответы на вопросы: кого, чему, зачем и, главное, как учить?
В работе врача сегодня выделяют три условные функции: лечебно-профилактическая, психолого-просветительская, социально-организаторская, — и все они включают педагогические компоненты (Дианкина М. С. Профессионализм преподавателя высшей медицинской школы. — М., 2000.)
Врачи практически любой специальности учат:
· пациентов правильному выполнению назначений, новому образу жизни;
· родственников пациентов — проведению необходимых лечебных, профилактических, гигиенических процедур, наблюдению за состоянием больного, методам оказания первой помощи, профилактическим мерам при опасности инфекционного заражения;
· коллег и средний медперсонал, интернов и ординаторов на семинарах и конференциях, а также в практике повседневной работы;
· население (потенциальных пациентов) через средства массовой информации — здоровому образу жизни, профилактике заболеваний, навыкам и приемам оказания первой помощи и т.п.;
· студентов высших и средних медицинских учреждений на практических занятиях в поликлиниках и стационарах;
· себя в процессе всей жизни, так как самообразование врачу необходимо постоянно, как и специалисту любой другой профессии.
Рассмотрим различные аспекты педагогического общения, связанные с построением взаимоотношений с пациентами и отражающие учет некоторых индивидуальных личностных и возрастных особенностей.
Неумение или нежелание понять, убедить, научить пациента, преимущественное использование в общении с ним манипулятивных технологий, игнорирование его отношения к происходящему, отторжение (или пассивное восприятие) его активного соучастия в процессах лечения и поддержания своего здоровья — все это приводит к появлению синдрома «выученной беспомощности», который отрицательно сказывается на состоянии здоровья пациента (в том числе и телесного). Если действия человека никак не влияют на ход событий и не приводят к желательным результатам, то у него усиливается ожидание неподконтрольных исходов. Так, например, «выученная беспомощность» легко формируется у престарелых пациентов, когда ухаживающий за ними персонал не столько помогает больным людям справляться со своими потребностями и проблемами, сколько действует независимо от них. И наоборот, эффективность лечения повышается, если пациент взаимодействует с врачом, участвует в выборе метода лечения и, следовательно, берет на себя часть ответственности за выздоровление.
Передача знаний пациенту невозможна без доверительного полноценного общения, партнерской позиции, без уважения к его личности.
Практические советы:
1. Сделайте знак приветствия, который будет символом того, что вы готовы принять другого человека как друга. Посмотреть ему в лицо, укажите рукой и на словах, куда присесть. Если вы начнете встречу с рукопожатия, то кроме жеста вежливости это может дать вам важную информацию. Во – первых, то, как человек пожимает руку, может многое рассказать о характере, физическом психологическом состоянии. Во – вторых, сама форма его поведения может прояснить его настрой на встречу с вами (нерешительность, смущение или, наоборот, агрессивность).
2. Выберите удобное место для общения, которое подчеркнет равноправность ваших позиций в диалоге. Если есть возможность сесть, то лучше поставить стул напротив, а не рядом или повернуться к пациенту (его родственнику) лицом. Если такой возможности нет, то при разговоре вам самому надо встать.
3. После вашего приветствия или первого сообщения сделайте паузу, позволив вступить в диалог вашему партнеру.
4. Сразу же объясните, каким вы видите ход данной встречи, и когда он сможет задать вам вопросы.
5. Обязательно время от времени уточняйте, все ли ему понятно и не испытывает ли он каких либо затруднений.
6. При разговоре старайтесь смотреть в лицо собеседника. Если вам требуется визуальное подкрепление в виде, какого либо источника информации, то во время чтения протяните свободную руку в сторону пациента, подчеркивая его сопричастность.
2.2. Барьеры и средства общения
Какие же условия препятствуют полноценному, плодотворному общению врача и пациента?
Барьеры общения. Барьером для установления доверительных отношений могут послужить личностные черты, особенности характеров партнеров, затрудняющие общение. К ним относят такие качества, как эгоцентризм (неспособность встать на позицию другого человека), властность, стремление к доминированию, категоричность («По любому вопросу существуют два мнения — одно мое, а другое — неправильное!»), нетерпимость к недостаткам других, агрессивность.
Крайне негативно на процесс общения влияют как неадекватно завышенная, так и низкая самооценка, что иногда встречается и у врачей, и у пациентов. Человек с низкой самооценкой обидчив: самые нейтральные ситуации могут им восприниматься как ущемление его прав; в человеческих отношениях он ищет неблагоприятный для него подтекст. Кажущаяся необходимость защищаться нередко приводит к агрессивным реакциям, вспышкам гнева, раздражению. Ведь даже смех, улыбка могут быть истолкованы в негативном смысле — как насмешка или легкомысленное отношение собеседника к его проблемам. Поэтому улыбка, шутка, комплимент — эти мощнейшие орудия в установлении контакта и дальнейшего общения — должны использоваться врачами осторожно, так как перед ними может оказаться человек с заниженной самооценкой, пациент в состоянии депрессии или с тяжелой, неизлечимой болезнью и т. п.
В общении легко возникает барьер отрицательных эмоций. Человек, охваченный гневом или полный обиды, не способен к нормальному взаимодействию, он не в состоянии адекватно воспринимать собеседника. Испытывая по отношению к пациенту чувство брезгливости, раздражения, страха, невозможно рассчитывать, что его удастся понять правильно. Между тем некоторые пациенты без сформированной опытом «привычки» могут вызывать подобные чувства, так как плохо одеты, грязны, пьяны, предъявляют необоснованные требования или обвинения в ваш адрес и т. п. Возникающие при этом негативные чувства не всегда осознаются. Нередко медицинский персонал испытывает страх перед смертью, болезнью, уродством, нищетой — и бессознательно старается отгородиться, свести к минимуму контакты с вызывающими эти чувства людьми. Пациенты часто жалуются, что входя в кабинет врача, сталкиваются с атмосферой враждебности, как будто мешают тому заниматься более важными вещами. Осознав в себе этот страх, медицинский работник, врач может и обязан преодолеть его.
Существует в общении и барьер восприятия. Первый момент восприятия человека человеком во многом предопределяет последующее взаимодействие, создает соответствующую установку, которая может быть либо положительной, либо отрицательной (в последнем случае в дальнейшем приходится тратить немало усилий, чтобы ее изменить). Значимую информацию о другом человеке несут такие элементы, как его внешний вид (общий облик, одежда, прическа, аксессуары), голос, манера поведения. Важно не только их поверхностное восприятие, но и их соответствие конкретной ситуации. Несовпадение внешнего вида врача с ожиданиями пациента может негативно сказаться на дальнейшем взаимодействии, сформировать у него чувство недоверия.
Практический совет.
Попробуйте выяснить ожидания ваших пациентов по поводу внешнего вида врача (его кабинета) и постарайтесь не шокировать их яркой татуировкой или экстравагантной прической и т. п. Если же вы отличаетесь очень высоким ростом, или вы стоматолог-левша, или у вас аллергия на парфюмерные запахи, постарайтесь, чтобы пациентов, обратившихся к вам впервые, к этому подготовили.
В формировании впечатления о человеке большую роль играют невербальные (т.е. неречевые, несловесные) способы общения, которые не всегда осознаются партнерами, но почти всегда оказывают влияние, — интонация и тембр голоса, поза, жесты, мимика, взгляд.
Невербальные компоненты (средства) общения. Первой работой, посвященной невербальным средствам передачи информации, является, по-видимому, книга Ч. Дарвина «Выражение эмоций у людей и у животных», опубликованная в 1872 г. К серьезному изучению невербальных аспектов общения приступили только в 60-х гг. XX в., а общественности они стали известны, когда Джулиус Фаст (США) опубликовал в 1970 г. исследования ученых-бихевиористов о невербальных компонентах коммуникаций. Например, А. Миробян установил, что передача информации за счет слов достигается только на 7%, за счет звуковых средств на 38 %, а за счет невербальных средств на 55%. Исследования Бердвистела обнаружили, что в обучении вербальный компонент составляет 35 %, а невербальный — 65 %. А. Пиз (1977) считает, что восприимчивость, предчувствие и интуиция есть не что иное, как способность читать невербальные сигналы других людей и сопоставлять их с вербальными. Ощущение лживости слов человека происходит, как считает ученый, в результате улавливания разногласия между его словами и поступающими от него невербальными сигналами.
К невербальным (неречевым) средствам общения относятся: интонация, тембр голоса, паузы, скорость речи и т.п.; мимика и пантомимика; дистанция в общении (расстояние между говорящими); контакт глаз.
Восприятие друг друга во многом зависит от голоса говорящего: его интенсивности (громкости), высоты, тембра, интонации. Громкость голоса связана с индивидуальной манерой распоряжаться пространством общения. Владение голосом подразумевает интуитивный выбор громкости, которая соответствует данному помещению, обстоятельствам происходящего разговора. Люди, имеющие привычку говорить громче, чем следует, как бы оккупируют пространство, в котором существуют не только они, но и другие люди. Повышенная громкость в целом свойственна возбужденному, напряженному общению. Носители громкой речи воспринимаются окружающими как доминирующие, желающие привлечь к себе внимание (однако не следует забывать и о возможности нарушения слуха, при котором у человека искажается восприятие собственной речи).
Скорость речи многое может рассказать о темпераменте человека, эмоциональном состоянии собеседника. Человек возбужденный говорит быстрее, чем обычно, слегка недоговаривая слова. Человек подавленный, утомленный произносит их медленнее, монотоннее, снижая и скорость, и громкость речи к концу фраз.
Для установления хорошего контакта оба собеседника, как правило, идут навстречу друг другу. Врач легче установит атмосферу доверия во время беседы, несколько изменяя характеристики своего голоса, приноравливаясь к речи пациента, по возможности подстраиваясь по скорости, но удерживая адекватный уровень громкости.
В создании доверительной, спокойной атмосферы в общении большую роль играет пантомимика — позы и жесты собеседников. Они могут быть напряженными, сигналящими о том, что ваш партнер «собрался» и готов к отпору в ожидании неприятного сообщения; могут они быть «закрытыми», свидетельствующими о недоверии (скрещенные на груди руки, отстраненное от собеседника туловище), или агрессивными (несколько отвернутая голова, руки, сжатые в кулаки). Во время миролюбивой нормальной беседы позы ее участников бывают спокойными, удобными, расслабленными, рассчитанными на продолжительное общение. Для создания атмосферы сотрудничества, внимательного слушания, при котором пациента обычно не торопят, врачу обязательно нужно самому сидеть в удобной, спокойной, стабильной позе.
Важный фактор общения — дистанция, при которой нам комфортно беседовать с человеком. Расстояние, которое мы стараемся сохранять при общении с разными людьми, больше всего зависит от характера общения (Холл) (интимное, личное, деловое или публичное общение), а также от индивидуальных особенностей собеседников, их социального статуса, национальной культуры (Подробнее об этом можно прочитать в кн.: Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения. — М., 1996)
Удобное для врача расстояние в разговоре с пациентом не всегда может быть приемлемым для последнего: слишком далеко отстоящий стул у одного вызывает желание подвинуть его к врачу, у другого — ощущение незащищенности, а третьего вполне устраивает, не нарушая комфортного состояния.
Не следует начинать такую беседу с предложения сесть в специальное медицинское кресло, лечь для осмотра и т.д. Кроме того, если один из собеседников сидит, а другой стоит, это заведомо провоцирует на неравноправные отношения и может вызвать негативную реакцию, затрудняющую общение.
Большое значение для установления первого контакта и дальнейшего результативного общения имеет взгляд человека. Ему издавна приписывали особую роль в налаживании эмоциональных связей с собеседниками и в передаче тонких смысловых оттенков. Существуют общие закономерности восприятия зрительного контакта, схожие для всех людей, и индивидуальные особенности, связанные с ведущим каналом восприятия у конкретного человека, с национальными особенностями и сложившимися культурными традициями. Так, принято выделять «контактные» и «неконтактные» культуры, в которых сложились негласные, но общепринятые нормы, указывающие, когда можно, а когда нельзя смотреть в глаза собеседнику. В России преобладает «контактная» культурная традиция, поэтому лица, избегающие зрительного взаимодействия, оцениваются негативно. Однако не все так однозначно, и долгий прямой взгляд часто воспринимается как нарушение психологической дистанции, что не всегда приятно собеседнику и может быть понято как доминирование, вызов, агрессия. Психологические исследования показывают, что среднее время, в течение которого прямой взгляд в глаза незнакомому человеку переносится им без дискомфорта, составляет не более 3 с. Таким образом, для налаживания продолжительного общения опасно как отсутствие зрительного контакта, так и злоупотреблением.
Иногда для врачей характерен «невидящий» взгляд, когда глаза обращены на пациента, но взор как бы проходит сквозь него или до него не доходит. Это часто бывает следствием психологи ческой усталости, «эмоционального выгорания», желания отгородиться от многочисленных контактов. Такой взгляд полностью уничтожает возможность полноценного общения, остаются лишь формальные контакты.
Восприятие человека человеком может осуществляться и под влиянием стереотипов, что заметно осложняет взаимодействие. В таком случае уже первые мгновения общения окрашены позитивной или негативной установкой. Так, пациент начинает вое приниматься врачом не на основании каких-то его собственных реальных черт и особенностей, а в свете заранее сложивших допущений и предположений, возникших из уже полученной ин формации о пациенте или на основании социальных, национальных, религиозных стереотипов.
Практический совет.
При сборе анамнеза дайте пациенту обратную связь. Кратко резюмируйте его жалобы и спросите, правильно ли вы его поняли. Тогда у него будет уверенность в том, что вы услышали все, что он хотел сказать, а также появится возможность исправить или дополнить свои жалобы.
Не забывайте воспользоваться и обратной связью от пациента — попросите его рассказать, как и какие ваши рекомендации он выполнял и какие получились результаты. В этом случае вы сможете не только более эффективно помочь этому пациенту, но и обучаться на его примере, получая подтверждение или опровержение своих прогнозов.
Каналы восприятия. В 70-е гг. XX в. Р. Бендлер и Д. Гриндер (США, 1975) открыли приоритетные способы восприятия человеком новой информации.
Человек воспринимает окружающий мир при помощи всех своих органов чувств, но при этом одним из них он бессознательно отдает предпочтение. Его врожденная особенность диктует, какой способ познания избрать — зрительный, слуховой или осязательный — и предопределяет выбор объекта внимания, быстроту восприятия, тип памяти. Подобное преобладание не исключает другие ощущения, но тем не менее влияет на данного человека наибольшим образом. Значение этого обстоятельства оказалось осознанным сравнительно недавно.
В психотерапевтическом направлении нейро-лингвистическое программирование (НЛП) выделяет три типа людей по ведущему каналу восприятия: визуалы — зрительный канал, кинестетики — чувственный канал, аудиалы — слуховой канал — и четвертый тип людей, у которых нет четкого предпочтения — дигиталы (логики, как правило, это взрослые). Наблюдая за поведением и речью пациентов, можно определить, к какому типу относится данный человек, и строить с ним беседу, учитывая своеобразие его восприятия. Опишем некоторые индивидуальные особенности поведения этих людей.Характерные особенности каждого из названных типов представлены в таблице
Таблица
Классификация типов людей по ведущему каналу восприятия
Рассматриваемые признаки | Визуалы | Кинестетики | Аудиалы | Дигиталы |
Преобладающая память | Зрительная | На действия | Слуховая | Логическая |
Контакт глаз | Взгляд в глаза собеседнику: смотрят, чтобы услышать | Взгляд вниз: касаться важнее, чем смотреть | Глаза опушены: не смотрят, чтобы лучше слышать | Взгляд поверх головы или в лоб: уклоняются от зрительного контакта |
Голос | Высоки, звонкий | Низкий, густой | Мелодичный, выразительный, быстро меняющийся | Монотонный, прерывистый, зажатый |
Речь и движение | Быстрые, но немного скованные | Медленные, свободные, плавные | Склонность к многословию | Отдаленная |
Дистанция | Располагаются так, чтобы увеличить обзор | Стараются быть ближе , прикоснуться | Не имеет значения | |
Характерные (часто употребляемые) слова | Красиво, наглядно, кажется, взгляд, смотрится, перспектива и т.д. | Удобно, чувствую, схватывать, действовать, напряжение, такое ощущение и т.д. | Гармонично, звучит как, отзвук, послышалось, кричаще, тон и т.д. | Разумно, функционально, знаю, понять, вероятно, логично и т.д. |
Визуал, придя на прием, садится подальше и внимательно смотрит в глаза врачу при разговоре, сразу же замолкает, если тот отводит взгляд, чтобы сделать запись в медицинской карте. Для визуалов очень важен внешний вид врача, его кабинета. Такой пациент легко ответит на вопрос: «Как это выглядит?» и с трудом на вопрос: «Какая именно боль?» Убеждая его в необходимости течения, постарайтесь показать ему все перспективы, «нарисовать ясную картину» выздоровления. Объясняя что-либо визуалам, необходимо одновременно показывать графики, таблицы, рисунки или фотографии.
Кинестетик, наоборот, садится достаточно близко и легко описывает свое самочувствие в ощущениях. Спрашивая его: «Что вы сейчас чувствуете?», не бойтесь пододвинуться и прикоснуться к нему. Доброе прикосновение может его успокоить (этим часто пользуются стоматологи-кинестетики). Если такой пациент останавливает вас в коридоре, чтобы расспросить о чем-то важном, то он, как правило, становится к вам очень близко и даже может придержать за полу халата. Он с удовольствием ходит на лечебную физкультуру или массаж, но обычно запоминает только упражнения, которые выполнял сам. На слух или по написанному запоминает гораздо хуже. Если при обучении не предусмотрены практические занятия, необходимо, чтобы кинестетики записали учебный материал или обсудили его, задавая вопросы (при этом включается механическая память).
Аудиалы в большинстве своем люди с хорошо развитой речью и слуховой памятью. Они с удовольствием беседуют с врачом, обижаются и не доверяют тем, кто не старается подробно рассказать им об их заболевании и о ходе лечения. Если вы спросите: «Как жизнь?», в ответ последует подробный рассказ. Они хорошо запоминают сказанное и не только содержание, но и интонации, которым придают особое значение. Чтобы лучше понять и запомнить, аудиалам желательно переспросить сказанное, проговорить, а не прочитать на плакате или в памятке.
Дигиталы — своеобразный тип людей. Они в большей степени ориентированы на смысл, на содержание. Им необходимо подробно, четко рассказать о стадии их заболевания, его последствиях и перспективах и четко и последовательно объяснить план лечения.
Для наглядности лучше приводить статистические данные. При обучении они хорошо структурируют материал и запоминают его сущность, если он излагается логично и аргументированно. В трудных ситуациях дигиталы могут действовать без лишних эмоций, последовательно, с прагматическим подходом.
Такое деление по типам весьма условно, ибо люди, пользующиеся преимущественно ведущим каналом, безусловно, существуют, но их не очень много. Чаще встречаются сочетания, например, визуально-дигитального или дигитально-кинестетического каналов. Если возможности восприятия используются в равной степени и у человека обнаруживаются все их характерные признаки, его называют полимодалом (такое свойство может достигаться и специальной тренировкой). С возрастом предпочтения могут изменяться. Данные, характеризующие эти возрастные изменения ио материалам обследования российских школьников (Плигин А. А., Герасимов А. В. Исследования закономерностей развития репрезентативных систем школьников // Нейролингвистическое программирование. — 1996. — № 1), представлены в табл. 4.
Таблица 4
Развитие репрезентативных систем в школьном возрасте (%)
Учебный возрастной период | Визуалы | Кинестетики | Аудиалы |
Начальная школа | |||
Средняя школа | |||
Старшая школа |
Учитывая особенности восприятия информации как конкретным пациентом, так и при групповом обучении, врач легче может добиться желаемых результатов.
Совет. Подробнее о людях с различным типом восприятия можно прочитать во многих книгах по нейролингвистическому программированию, например: Любимов А.Ю. Мастерство коммуникации. — М., 2002. Об особенностях восприятия у детей в кн. серии ЮНВЕС; Брэдвей Л., Алберс Х.Б. Ребенок от 0 до 3 лет. Как развить врожденные способности ребенок от 3 до 7 лет. Как подготовиться к школе: ребенок от 7 до 14 лет. Как научить вашего ребенка учиться. — М., 1997 и др.
С помощью психодиагностических методов (наблюдение, беседа или психологическое тестирование) можно также определить такие личностные особенности пациентов, как темперамент или отдельные его свойства, акцентуации характера или соционический тип и в соответствии с этим строить терапевтическое взаимодействие.