Педагогическое общение как форма взаимодействия врача, пациента и медицинского персонала. Воспитание культуры общения.

Культура общения – система знаний и навыков тактичного поведения в различных ситуациях общения, одно из социально-психологических условий предупреждения конфликтов. Культура общения характеризует способность индивида не переносить деловые конфликты на эмоционально-личностную сферу взаимоотношений, понять логику и мотивы поведения оппонента, снять ненужный эмоциональный накал в отношениях. Основы культуры общения закладываются в семье и школе. Культура общения является профессионально важным качеством для руководителя, работающего в любой сфере деятельности. Соблюдение этих правил – показатель уровня образования и культуры человека в целом, без культуры общения невозможно взаимодействовать с людьми в цивилизованном обществе.

Актуальным вопросом на сегодняшний день является общение медработника и больного. Многим из нас приходилось бывать в больнице, поликлинике или в каком-либо лечебном учреждении, где каждый из нас общался с врачом или медсестрой.

В культуре общения врача следует различать две стороны – внешнюю и внутреннюю. Внешняя выражается хорошими манерами, умением держать себя в различных обстоятельствах скромно, тактично, ненавязчиво и вместе с тем, соблюдая собственное достоинство. Располагающее поведение, будучи помноженным на доброту и радушие врача, его элементарную культуру внешнего вида, дает тот трудно измеряемый, но чрезвычайно приятный эффект, который известен как внешнее обаяние человека. Внутренняя же культура общения касается того, на какой почве оно происходит и к чему, в конечном счете, сводится. Кроме того, пациент почти всегда ждет от врача не только профессиональной помощи, но и человеческой поддержки, которая не в последнюю очередь связана с передачей опыта в формировании умений. Таким образом, пациент готов быть «обучаемым», он нуждается в том, чтобы врач занял по отношению к нему позицию сходную с педагогической. В практике повседневной работы врач попадает в педагогическую ситуацию не только с пациентом. В качестве его партнера – могут выступать другой работник здравоохранения (коллега – врач или средний медицинский и младший медицинский персонал), родственники пациента, социальные работники и д.р.

Педагогические средства в воспитании пациентов и младшего медицинского персонала.

В работе врача в качестве педагогических средств воспитания пациентов и младшего медицинского персонала выступают:

1. Обучение младшего персонала отдельным приемам и навыкам.

2. Передача личного опыта коллегам.

3. Составление методики приема лекарственных препаратов для пациентов.

4. Обучение родственников навыкам ухаживания за тяжелобольными.

5. Формирование у пациента ответственного отношения к лечению.

6. Объяснение ему значений процедур и лекарственных средств.

7. Убеждение пациента в необходимости соблюдения определенного образа жизни.

8. Участие в просветительских программах.

Приняв на себя педагогическую задачу, врач должен позаботиться о психологической комфортности пациента, которая состоит в защищенности от стрессовых состояний, возможности выяснить все для него необходимое. Особое значение в таком случае приобретает характер протекания беседы, которую ведет врач.

Практические советы.

1. Сделайте знак приветствия, который будет символом того, что вы готовы принять другого человека как друга. Посмотреть ему в лицо, укажите рукой и на словах, куда присесть. Если вы начнете встречу с рукопожатия, то кроме жеста вежливости это может дать вам важную информацию. Во-первых, то, как человек пожимает руку, может многое рассказать о характере, физическом психологическом состоянии. Во-вторых, сама форма его поведения может прояснить его настрой на встречу с вами (нерешительность, смущение или, наоборот, агрессивность).

2. Выберите удобное место для общения, которое подчеркнет равноправность ваших позиций в диалоге. Если есть возможность сесть, то лучше поставить стул напротив, а не рядом или повернуться к пациенту (его родственнику) лицом. Если такой возможности нет, то при разговоре вам самому надо встать.

3. После вашего приветствия или первого сообщения сделайте паузу, позволив вступить в диалог вашему партнеру.

4. Сразу же объясните, каким вы видите ход данной встречи, и когда он сможет задать вам вопросы.

5. Обязательно время от времени уточняйте, все ли ему понятно и не испытывает ли он каких- либо затруднений.

6. При разговоре старайтесь смотреть в лицо собеседника. Если вам требуется визуальное подкрепление в виде какого-либо источника информации, то во время чтения протяните свободную руку в сторону пациента, подчеркивая его сопричастность.

В большинстве случаев врач должен испытывать профессиональную необходимость поддержания деловой связи с пациентом, т.к. результаты его работы напрямую зависят от их совместных действий. В общении врача с пациентом большую роль играет личное доверие, которое может установиться (в благоприятных случаях) между партнерами взаимодействия. Передача знаний пациенту невозможна без доверительного полноценного общения, партнерской позиции, без уважения к его личности

Педагогическое общение – это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

Передача знаний пациенту невозможна без доверительного полноценного общения, партнерской позиции, без уважения к его личности.

Барьером для установления доверительных отношений и полноценного общения между врачом, пациентом и другими могут послужить:

1. Личностные черты, особенности характеров партнеров, затрудняющие общение. К ним относят следующие качества: эгоцентризм (неспособность стать на позицию другого человека), властность, стремление к доминированию, категоричность («по любому вопросу существуют два мнения – одно мое, а другое – неправильное!»), нетерпимость к недостаткам других, агрессивность.

2. Барьер отрицательных эмоций.Человек, охваченный гневом или полный обиды, не способен к нормальному взаимодействию, он не в состоянии адекватно воспринимать собеседника. Испытывая по отношению к пациенту чувства брезгливости, раздражения, страха, невозможно рассчитывать, что его удастся понимать правильно. Возникающие негативные чувства не всегда осознаются.

3. Барьеры восприятия.Первый момент восприятия человека человеком во многом предопределяет последующее взаимодействие, создает соответствующую установку, которая может быть либо положительной, либо отрицательной (в последнем случае в дальнейшем приходится тратить много усилий, чтобы ее изменить). Значимую информацию о другом человеке несут такие элементы, как его внешний вид (общий облик, одежда, прическа, аксессуары), голос, манера поведения.

Самовоспитание.

Правильно поставленное воспитание есть не что иное, как умелое внутреннее стимулирование активности растущей личности в работе над собой, есть побуждение ее к собственному развитию и совершенствованию. Иначе говоря, уже в процессе воспитания имеет место самовоспитательная работа студентов. Но эта работа обусловливается и стимулируется специально организуемым воспитательным влиянием преподавателей. Педагоги ставят воспитательные задачи, формируют у студентов соответствующие потребности (активность), включают их в деятельность и таким образом побуждают их работать над собой.

Во многих случаях люди, в том числе и многие студенты, сами ставят перед собой определенные задачи по собственному развитию и самосовершенствованию, намечают пути их решения и, побуждаемые внутренним стремлением, начинают настойчиво добиваться поставленной цели. Примеров тому в истории множество.

Демосфен, известный древнегреческий оратор, еще юношей мечтал овладеть искусством публичного выступления, но первое же из них закончилось полным провалом. Его освистали, потому что он имел слабый голос, был косноязычен... Другой на его месте оставил бы свои честолюбивые мечты. Но Демосфен поступил по-другому. Он разработал целую систему упражнений и стал упорно овладевать ораторским искусством. Уединяясь, он тренировал свой голос, отрабатывал жесты. Чтобы избавиться от косноязычия, подкладывал под язык мелкие камешки и произносил импровизированные речи. Упорство и воля позволили Демосфену достичь поставленной Цели: он стал выдающимся оратором.

Большое значение самовоспитанию придавал Л. Н. Толстой. В юности он завел дневник, в котором фиксировал свои недостатки и намечал пути их преодоления. Благодаря работе над собой, он сумел преодолеть лень, тщеславие, лживость и многие другие дурные наклонности и выработал в себе человеколюбие, наблюдательность, творческое воображение, память.

Все это говорит об исключительно важной роли самовоспитания в развитии и формировании личности и о необходимости его организации в условиях вуза. Вот почему теоретические и методические основы самовоспитания активно разрабатываются в психологии и педагогике и, в частности, такими учеными, как А. Г. Ковалев, Д. М. Гришин, А. И. Кочетов, Л. И. Рувинский и др.

Что же такое самовоспитание? «Самовоспитание– это деятельность человека, направленная на совершенствование своей личности». Примерно такое же определение дает этому понятию А. И. Кочетов. «Самовоспитание, – пишет он, – это сознательное и управляемое личностью саморазвитие, в котором в соответствии с требованиями общества, целями и интересами самого человека формируются запроектированные им силы и способности».

Человек не может формироваться вне влияния общественных отношений и общественной морали. Другое дело, что от его собственного выбора зависит, какие отношения и какую мораль он будет формировать у себя. Но и в том, и в другом случае черты и качества, которые формируются у него, так или иначе определяются обществом и в идеальном виде существуют как система идеологических, нравственных и эстетических требований общества к личности. Поэтому самовоспитание всегда носит социальный характер. Естественно, что в обществе, которое пронизано гуманизмом, передовой моралью и идеологией, люди стремятся вырабатывать у себя преданность прогрессивным идеалам, служить общему благу, бороться со всем, что ущемляет социальные права и унижает положение и достоинство личности.

Основные факторы, побуждающие личность к самовоспитанию, и их использование в процессе стимулирования учащихся к работе над собой:

1. Ясный отчет в своих действиях и поступках.

2. Самооценка.

3. Потребность в собственном совершенствовании.

4. Формирование общественных идеалов.

5. Гражданские и нравственные качества.

6. Моральные ценности.

7. Благородные цели жизни.

8. Стимулы для самовоспитания.

9. Признание своего достойного места в коллективе.

10. Уважение и авторитет среди коллег.

11. Положительные примеры.

Организация процесса самовоспитания учащихся и его важнейшие методы:

1. Поставить четкую цель и обосновать необходимость ее достижения, иногда даже полезно определить сроки.

2. Составить детальную программу самовоспитания и определить то, чего конкретно необходимо достичь.

Начинать, конечно, лучше с более простых программ, например: изжить употребление бранных слов; не совершать необдуманных поступков; преодолеть дурную привычку перебивать в разговоре собеседника; всегда держать свое слово и т.д.

Занимаясь самовоспитанием, К. Д. Ушинский разработал для себя специальные правила, которые выступали в качестве программы его саморазвития:

1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее.

2. Прямота в словах и поступках.

3. Обдуманность действия.

4. Решительность.

5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова.

6. Не проводить времени бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится.

7. Издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать.

8. Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках.

9. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.

10. Никому не показывать этого журнала.

Намечая программу самовоспитания, необходимо также определить ее методы:

1. Самоубеждение.

2. Самообязательство.

3. Самокритика.

4. Мысленный перенос себя в положение другого человека (эмпатия, от греч. empatea – сопереживание).

5. Самопринуждение (самоприказ) и т.д.

В целом следует сказать, что самовоспитание выступает как важное средство развития и личностного формирования учащихся только при условии, если учителя обращают должное внимание на его организацию и в состоянии умело и грамотно его направлять.

7.2. Материал для самоподготовки

Вопросы:

1. Что такое воспитание? Назовите особенности воспитания.

2. Перечислите закономерности воспитания и дайте им характеристику.

3. Что такое принципы воспитания? Какие требования предъявляет педагогика к принципам воспитания?

4. Назовите основные принципы воспитания.

5. Что такое метод и приём воспитания?

6. Какие методы воспитания Вы знаете?

7. Дайте определение семейного воспитания. Какие задачи ставятся перед семейным воспитанием?

8. Что такое культура общения врача?

9. Назовите основные педагогические средства воспитания пациентов.

10. Перечислите основные барьеры для доверительного общения врача и пациента.

11. Что такое самовоспитание?

Тесты

Воспитание – это

а) процесс автоматической передачи от старшего поколения к младшему духовной культуры

б) процесс организации совместной жизнедеятельности детей и взрослых в целях развития тех и других

в) процесс усвоения знаний, умений, навыков, накопленных человечеством

г) процесс целенаправленного формирования личности

2. Особенностями процесса воспитания являются:

а) отдаленность

б) многогранность

в) целенаправленность

г) эффективность

д) многофакторность

е) практичность

ж) комплексность

з) активность

и) длительность

к) вариативность

3. Закономерность процесса воспитания – это

а) процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу

б) организация жизнедеятельности ребенка в условиях семьи

в) объектно-сущностная, повторяющаяся существенная связь явлений в любой сфере общественной жизни или этапов какого-либо процесса

г) формирование ответственного поведения, проявляющегося в способности контро­лировать себя, свои естественные потребности и задатки, проявлять себя в качестве субъекта деятельности, коммуникации, культуры, проявлять самодеятельность и творческие возможности

4. Что можно отнести к принципам воспитания?

а) нравственное воспитание и формирование личности

б) общественная направленность воспитания

в) воспитание в коллективе

г) объективность и независимость воспитания

д) опора на положительное в воспитании

е) связь с жизнью, трудом

ж) гуманизация воспитания

з) комплексный подход в воспитании

и) личностный подход

к) единство воспитательных воздействий

5. К методам воспитания по характеру относят:

а) обучение

б) повелевание

в) убеждение

г) упражнения

д) поощрение

е) педагогическое требование

ж) приучение

з) наказание

6. Задачи семьи состоят в том, чтобы

а) создать максимальные условия для роста и развития ребенка

б) выяснить закономерности воспитания, обучения, образования ребенка

в) изучить закономерности развития личности и их влияние на ребенка

г) стать социально-экономической и психологической защитой ребенка

д) установить нововведения в учебно-воспитательном процессе ребенка

е) передать опыт создания семьи, воспитания детей

ж) воспитать в детях чувство собственного достоинства

7. Стилями семейного воспитания являются:

а) демократический

б) бытовой

в) авторитарный

г) гиперопека

д) трудовой

е) гипоопека

ж) стимулирущий

з) анархический

и) деловой

к) индифферентный

л) эмоциональное отвержение

м) семейный

н) жестокое обращение

8. Культура общения – это

а) совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство

б) описание различных возможностей и событий, которые воспринимаются как интересные и привлекательные для бессчетного множества людей

в) система знаний и навыков тактичного поведения в различных ситуациях общения, одно из социально-психологических условий предупреждения конфликтов

г) речевая система институтов, оперирующих различными терминологическими инструментами, с помощью которых осуществляются все действия с пациентами

9. К педагогическим средствам в воспитании пациентов и младшего медицинского персонала относят:

а) обучение младшего персонала отдельным приемам и навыкам

б) положительный результат вашей деятельности, которого вы добились большими усилиями и трудом

в) передача личного опыта коллегам

г) составление методики приема лекарственных препаратов для пациентов

д) избирательная направленность на пациента и младшего медицинского персонала

е) обучение родственников навыкам ухаживания за тяжелобольными

ж) совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти пациентов и младшего медицинского персонала

з) формирование у пациента ответственного отношения к лечению

и) чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся непосредственным

к) объяснение ему значений процедур и лекарственных средств

л) простейший процесс, представляющий собой отражение отдельных свойств и состояний окружающей среды

м) убеждение пациента в необходимости соблюдения определенного образа жизни.

н) участие в просветительских программах

10. Барьером для установления доверительных отношений и полноценного общения между врачом и пациентом могут стать

а) темперамент

б) восприятие

в) характер

г) отрицательные эмоции

д) безразличие

е) личностные черты

11. К методам самовоспитания относят:

а) самоубеждение

б) интенсивность

в) самообязательство

г) самообладание

д) изменчивость

е) самокритика

ж) требовательность

з) мысленный перенос себя в положение другого человека

и) индивидуальность

к) самопринуждение

Задачи для самоподготовки

Практическая часть для самоподготовки:

8. Материалы для разбора с преподавателем и контроля его усвоения:

8.1. Разбор с преподавателем узловых вопросов для освоения темы занятия.

8.2. Демонстрация преподавателем методик практических приемов по теме.

8.3. Материал для контроля усвоения материала:

Вопросы для решения с преподавателем:

1. Процесс воспитания. Сущность процесса воспитания.

2. Общие закономерности процесса воспитания.

3. Принципы воспитания.

4. Методы воспитания. Классификация методов воспитания.

5. Семейное воспитание. Стили воспитания в семье.

6. Педагогическое общение как форма взаимодействия врача, пациента и медицинского персонала. Воспитание культуры общения.

7. Педагогические средства в воспитании пациентов и младшего медицинского персонала.

8. Самовоспитание.

Итоговая контрольная работа

Зачет

Тесты для решения с преподавателем:

1. Заполните пропуски

1. Воспитание– процесс … … … .

2. Принципы воспитательного процесса – это общие … … , в которых выражены основные требования к … , методам, … воспитательного процесса.

3. Метод воспитания – это путь достижения … … воспитания, способ воздействия на … , волю, чувства, … воспитанников с целью выработки у них … … .

4.Прием воспитания– часть … … , отдельное действие, конкретное … .

5. Семейное воспитание – процессы воздействия на … со стороны … и других … … с целью достижения желаемых результатов.

6. Культура общения – система знаний и навыков ... … в различных ситуациях … , одно из … … предупреждения конфликтов.

7.Самовоспитание– это … … , направленная на совершенствование … … .

Задачи I уровня:

1. Из перечисленных утверждений выберите те, которые выражают особен­ности воспитательного процесса.

1. Целенаправленность

2. Многофакторность

3. Уважение к личности

4. Длительность

5. Воспитание чувств

6. Комплексность

7. Двусторонний характер

8. Массовость

9. Экономичность

10. Опора на положительное

11. Сложность

12. Отдаленность результатов

13. Непрерывность

14. Вариативность

15. Неопределенность результатов

16. Содружество с семьей

2. Укажите группу, в которой названы основные составные части воспитания:

1. умственное воспитание

интеллектуальное развитие

политехническое образование

духовная зрелость

общая эрудиция

2. нравственное воспитание

духовное совершенствование

энциклопедичность знаний

трудовая зрелость

политехнический кругозор

3. умственное воспитание

физическое воспитание

нравственное воспитание

эстетическое воспитание

трудовое воспитание

4. физическое воспитание

трудовое воспитание

интеллектуальное воспитание

нравственная чистота

политехническая подготовка

Задачи II уровня:

1. Из приведенных понятий выберите те, которые вы считаете принципами воспитания.

1. Нравственное воспитание и формирование личности.

2. Общественная направленность воспитания.

3. Воспитание и развитие.

4. Связь с жизнью, трудом.

5. Воспитание в коллективе.

6. Опора на положительное в воспитании.

7. Единство требований и уважения к личности.

8. Гуманизация воспитания.

9. Комплексный подход в воспитании.

10. Последовательность, систематичность и единство воспитательных воздействий.

11. Единство воспитательных воздействий.

12. Самовоспитание и перевоспитание.

13. Личностный подход.

14. Использование разнообразных методов воздействия.

15. Соответствие возрастным и индивидуальным особенностям учеников.

16. Объективность и независимость воспитания.

17. Сознательность, самодеятельность и активность воспитанников.

2. Анализируя альтернативные утверждения, определите требования принципа общественного характера воспитания

1. Принцип требует оптимального соответствия (соотношения) государственных, общественных и личных потребностей в воспитательном процессе.

2. Принцип требует приоритета государственных интересов и превалирования их над всеми другими в процессе формирования всесторонне и гармонически развитой личности.

3. Принцип указывает на необходимость резкого смещения целей воспитания в область личных интересов граждан.

4. Воспитание гражданина – главное требование данного принципа.

5. Требования принципа сводятся к внедрению в сознание людей господствующей в обществе идеологии.

3. Определите требования принципа связи воспитания с жизнью, трудом.

1. Принцип требует обязательного участия всех детей и

подростков в посильном производительном труде.

2. Принцип требует соединения воспитания с практической деятельностью людей.

3. Принцип требует решений всех воспитательных задач с опорой на реальную жизнь, трудовую деятельность людей, разумно организованное и посильное участие воспитанников в трудовой деятельности.

4. Принцип требует участия воспитанников во всех общественных делах, проводимых в микрорайоне школы.

5. Принцип требует идти в воспитании от жизни, ее проблем и вырабатывать главное качество личности – трудолюбие.

4. Определите требования принципа опоры на положительное в воспитании

1. Принцип указывает на необходимость воспитания положительных качеств в человеке.

2. Принцип требует выявлять в каждом воспитаннике положительные качества, опираясь на которые, искореняют плохие и развивают недостаточно сформированные качества.

3. Принцип требует от воспитателя вести постоянную борьбу с вредными привычками.

4. Принцип обусловлен противоречивым характером развития человека.

5. Принцип рекомендует воспитателю уделять большое внимание развитию личности ребенка, не ущемляя при этом его индивидуальности.

5. Среди приведенных альтернатив найдите правильный ответ, отражающий сущность принципа единства воспитательных воздействий.

1. Сущность указанного принципа заключается в организации воспитательного воздействия, исходящего из единых требований, согласованных действий всех участников воспитательного процесса, причастных к нему людей, служб, социальных институтов.

2. Принцип требует координации всех воспитательных воздействий.

3. Принцип обязывает воспитателей опираться на семью, учитывая при этом индивидуальность ребенка.

4. Принцип заключается в согласовании действий всех воспитателей.

5. Принцип обязывает средства массовой информации координировать свою деятельность со школой.

Задачи III уровня:

1. Укажите, под какими номерами перечислены общие условия, определяющие выбор методов воспитания:

1) коллективизм; 2) цели и задачи воспитания; 3) трудовое воспитание; 4) содержание воспитания; 5) возрастные особенности школьников; 6) эстетическое воспитание; 7) уровень сформированности коллектива; 8) индивидуальные особенности школьников; 9) условия воспитания; 10) профориентация; 11) систематичность; 12) комплексный характер воспитания; 13) средства воспитания; 14) уровень педагогической квалификации; 15) время; 16) демократизация школы; 17) ожидаемые последствия; 18) пожелания родителей воспитанников; 19) требовательность; 20) дифференциация воспитания; 21) нравственное воспитание.

Заполните табличку

Направленность методов Группа методов воспитания
На формирование понятий, представлений, убеждений  
  Методы формирования опыта обществен­ного поведения и организации деятельности
На стимулирование деятельности и поведения  

3. Верно или неверно:

1. Современная семья не может лучше выполнять свои воспитательные функции.

2. Советы педагогов не влияют на качество семейного воспитания.

3. Больше других на воспитание детей в семье влияют экономические причины.

4. Культура семейного воспитания полностью утрачена.

5. Жизнь семьи идет своим чередом независимо от желания родителей.

6. Мастерство родительского воспитания основывается только на знаниях родителей.

7. Когда родители по-разному влияют на воспитание ребенка, он растет всесторонне развитым.

8. Общественное воспитание пытается сделать ребенка человеком, а семейное – индивидом.

9. К старым методам семейного воспитания возврата нет.

10. Люди меняются от поколения к поколению, поэтому воспитательные процессы в семье существенно отличаются в каждом поколении.

4. Среди условий правильного семейного воспитания некоторые сформулированы неверно. Найдите их.

1. Педагогическая культура родителей.

2. Систематические наказания детей.

3. Задобривание детей.

4. Участие в совместных делах.

5. Потакание детям во всем.

6. Слежка за каждым шагом ребенка.

7. Педагогический такт родителей.

8. Знание возрастных и индивидуальных особенностей детей.

9. Опора на положительное.

10. Природосообразность воспитания.

11. Гуманизация отношений.

12. Связь с общественным воспитанием.

Практическая часть

7. Перечень вопросов, рекомендованных для УИРС:

Подготовьте доклады по данным темам:

1. Стили воспитания в семье.

2. Педагогическое общение как форма взаимодействия врача, пациента и медицинского персонала.

3. Воспитание культуры общения.

4. Педагогические средства в воспитании пациентов и младшего медицинского персонала.

5. Самовоспитание будущего врача.

8. Литература:

- Основная:

1. Белогурова В. А. Научная организация учебного процесса. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 448 с.

2. Болотова, М. И. Педагогика в работе врача: учеб. Пособие для студ. Высш. Мед. Учебных заведений / М.И. Болотова. – Оренбург: пресса, 2013. – 104с.

3. Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации. / Н. В. Кудрявая и др. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001- 301 с.

4. Подласый, И.П. Педагогика: учебник / И.П.Подласый. – М.: Высшее образование, 2006. – 540 с.

5. Филонов Г. Н. Воспитание личности. – М., 1985. – 312с.

- Дополнительная:

1. Бордовская, Н. В. Педагогика: учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – СПб: Питер, 2006. – 304с.

2. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – Кн. 1.: Общие основы. Процесс обучения. – 576с.

3. Пуйман, С.А. Практикум по педагогике: пособие / С.А.Пуйман, В.В.Чечет. – Мн.: ТетраСистемс, 2003. – 176 с.

4. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 576 с.

5. Макаренко А. С. Мудрость воспитания. – М., 1989. – 231с.

Наши рекомендации