Образование как педагогический процесс и социокультурный феномен
Человек становится личностью в процессе социализации, благодаря которой он обретает способность выполнять социальные функции. Социализация предполагает развитие, самоопределение, самореализацию личности. Эти задачи решаются как стихийно, так и целенаправленно, всем обществом, специально созданными для этого институтами и самим человеком. Этот целенаправленно организованный процесс управления социализацией называется образованием. Понятие "образование" происходит от слова "образ". Образование – единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно-ориентированной на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (Сластенин). В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключения индивидов. Поэтому оно есть прежде всего социальное явление, представляющее собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.
Сластенин отмечает, что образовательный и педагогический процесс тождественны. Педагогический процесс – это специально-организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей обществом и самой личности, ее развитие и саморазвитие.
Образовательный процесс имеет исторический и социальный характер и вызван необходимостью формирования личности соответствующей социальным требованиям при помощи мировой культуры духовной и материальной. Элементами человеческой культуры являются: 1.знания (о человеке, о технике, об обществе, о природе) 2.способы деятельности (умения и навыки) 3.опыт творческой деятельности 4.эмоционально-ценностное отношение к действительности изученного материала.В первобытном обществе образованиеимело обществ характер,т.к. оно осуществлялось в процессе повседневной социальной жизни. Все взрослые выполняли педагогические функции по отношению ко всем детям, а не только к своим, причем старшие дети занимались воспитанием младших. Именно эта черта образования в первобытном обществе позволяет называть его архаичным типом образования. Возникновение частной собственности, выделение семьипривело к переходу от общественного образования к семейному, когда в роли педагога стала выступать не община, а родители. Главная цель образования: формирование хорошего хозяина, наследника, способного сохранять и умножать накопленное родителями имущество. Далее произошло выделение из единого процесса воспроизводства общественной жизни духовного воспроизводства - образования, осуществляемого с помощью обучения и воспитания в приспособленных для этих целей учреждениях.Установился переход к классно-урочной системе в школах и лекционно-семинарской - в университетах. Применение этих систем обеспечило организационную четкость и упорядоченность образовательному процессу, позволило передавать информацию одновременно десяткам и сотням людей. Это повысило эффективность образования в десятки раз, снизило стоимость обучения, повысило его доступность и охват населения. Вторая половина XX в. характеризуется небывалым охватом детей, молодежи и взрослых различными формами образования. Это период так называемого "образовательного взрыва".В современных условиях на первый план выходят требования гармонично развитой личности. Образование как социальное явление - общественная ценность. Нравственный, интеллектуальный, научно-технический, экономический потенциал любого общества зависит от уровня развития образовательной сферы. Оно отражает задачи развития, уровень экономики и культуры в обществе, установки, т.к. и педагоги и воспитанники являются субъектами общественных отношений.
В образовательном процессе, несущий личностный характер взаимоотношений, появляется возможность воздействовать друг на друга и производить реальное преобразование не только в познавательной эмоционально-волевой, но и в личностной сфере. Воздействие на учеников может быть прямое или косвенное. В психологии выделяют 2 вида взаимодействия: конкуренция и кооперация. В педагогике выделяют 2 вида педагогических взаимоотношений: личностно-развивающее и личностно-тормозящее. Совместная деятельность педагога и ученика возникает только при реализации личностно-развивающих отношений при условиях: 1)если задачи деятельности образовательного процесса воспринимаются как групповые 2)существует взаимная зависимость при выполнении работы. Для того, чтобы совместная деятельность развивалась дальше необходимо чтобы социальные роли ребенка в процессе этой деятельности менялись. Очевиден двусторонний характер обучения, всегда содержащего взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы преподавания (деятельность педагога) и учения (деятельность обучающегося), общения обучающихся и обучаемых.
Направленность педагогического процесса на всестороннее творческое саморазвитие личности школьника обуславливает существование 3-х функций. Образовательная – вооружение системой ЗУН и их применение на практике. Воспитательная – вытекает из содержания форм и методов обучения, специально осуществляется посредством специального организованного общения учителя и учащегося. Развивающая – вытекает из самой природы процесса обучения, т.к. правильное обучение – всегда развивающее.
36.Социализация: стадии, факторы, агенты, средства, механизмы.
Автором термина «социализация» является американский социолог Ф.Г. Гиддингс, который в 1887 г. в книге «Теория социализации» употребил его в значении, близком к современному, - «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни».
К серединеXX в. социализация превратилась в самостоятельную междисциплинарную область исследований. Сегодня проблему социализации или ее отдельные аспекты изучают философы, этнографы, социологи, психологи, криминологи, представители других наук.
Почти до 60-х гг. XX в., говоря о социализации, почти все ученые имели в виду развитие человека в детстве, отрочестве и юности. Лишь в последние десятилетия детство перестало быть единственным фокусом интереса исследователей, а изучение социализации распространилось на взрослость и даже старость.
Подходы: 1 подход утверждает или предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс его адаптации к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход может быть названсубъект-объектным (общество - субъект воздействия, а человек - его объект). У истоков этого подхода стояли французский ученый Эмиль Дюркгейм и американский - Талкот Парсонс.
Сторонники 2 подхода исходят из того, что человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого. Этот подход можно определить каксубъект-субъектный. Основоположниками такого подхода можно считать американцев Чарльза Кули и Джорджа Герберта Мида. Основываясь на субъект-субъектном подходе социализацию можно трактовать как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.
Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. Соц-ция протекает во взаимодействии детей, подростков,
юношей с огромным кол-вом разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Факторы социализации условно можно объединить в четыре группы. 1)мегафакторы (мега - очень большой, всеобщий) - космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.2)макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах.3)мезофакторы (мезо - средний, промежуточный) - условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам.Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредствованно через 4) группу - микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные организации.
Агенты социализации.Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе и пр. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.
Средства социализации.Социализация человека осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним можно отнести: способы вскармливания младенца и ухода за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры (от колыбельных песен и сказок до скульптур); стиль и содержание общения, а также методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих организациях; последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности - общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельностях, спорте, а также в семейной, профессиональной, общественной, религиозной сферах.
Каждое общество, каждое государство, каждая социальная группа (большая и малая) вырабатывают в своей истории набор позитивных и негативных формальных и неформальных санкций - способов внушения и убеждения, предписаний и запретов, мер принуждения и давления вплоть до применения физического насилия, способов выражения признания, отличия, наград. С помощью этих способов и мер поведение человека и целых групп людей приводится в соответствие с принятыми в данной культуре образцами, нормами, ценностями.
Соц-ция человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда «механизмов». Существуют различные подходы к рассмотрению «механизмов» социализации. Так, французский социальный психолог Габриэль Тард считал основным подражание. Американский ученый Ури Бронфенбренер механизмом социализации считает прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых оно живет. В.С. Мухина рассматривает в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности, а А.В. Петровский – закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграциив процессе развития личности. Обобщая имеющиеся данные с точки зрения педагогики, можно выделить несколько универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и частично использовать в процессе воспитания человека на различных возрастных этапах.Психологич и соц-психологич механизмы социализации: 1)Импринтинг (запечатление) – фиксирование человеком на подсознательном уровне особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. 2)Экзистенциальный нажим – влияние условий бытия человека, определяющее овладение им родным языком (в раннем возрасте) и неродными языками на других возрастных этапах, а также неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами. 3)Подражание– следование кому-либо примеру, образцу поведения, с которыми человек сталкивается во взаимодействии с окружающими его людьми, а также предлагаемыми средствами массовой коммуникации. 4)Идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления индивидом себя с другим человеком, группой, образцом. Также это эмоц-когнитивный процесс усвоения человеком норм, установок, ценностей, моделей поведения как своих собственных во взаимодействии со значимыми лицами и референтными группами. 5)Рефлексия –внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др.
Соц-пед механизмы: 1)Традиционный(стихийный) - усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит на неосознанном уровне с помощью запечатления. 2)Институциональный механизмфункционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия с различными институтами и организациями происходит накопление человеком соответствующих знаний, опыта социально одобряемого поведения. Средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определённой информации, но и через представление определённых образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Люди в соответствии с индивидуальными возрастными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т.д.3)Стилизованный механизмдействует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается тот комплекс ценностей, норм, морально-психологич черт и поведенческих проявлений, которые типичны для людей определенного возраста или конкретного профессионально-культурного слоя, создающего в целом конкретный стиль жизни той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.4)Межличностный механизм социализациифункционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т.д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола.
Соц-ция - это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых "специализируется" на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен. В отечественной науке при определении стадий (этапов) социализации исходят из того, что она происходит более продуктивно в трудовой деятельности. В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие ее стадии:
1. дотрудовая, включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более или менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.;
2. трудовая - охватывает период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает в себя весь период трудовой деятельности человека;
3. послетрудовая, наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности (Г.М.Андреева).
Этапы соц-ции можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека:- младенчество (0 – 1 год); - раннее детство (1 – 3); - дошкольное детство (3 – 6); - младший школьный возраст (6 – 10); - младший подростковый (10 – 12); - старший подростковый (12 – 14); - ранний юношеский (15 – 17); - юношеский (18 – 23); - молодость (23 – 30); - ранняя зрелость (30 – 40); - поздняя зрелость (40 – 55); - пожилой возраст (55 – 65); - старость (65 – 75); - долгожительство (свыше 75).
56.Человек в процессе социализации.
Как объект:Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, является объектом социализации. Об этом свидетельствует то, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями мужчины или женщины (полоролевая социализация), создал прочную семью (семейная социализация), мог бы и хотел компетентно участвовать в социальной и экономической жизни (профессиональная социализация), был законопослушным гражданином (политическая социализация) и т.д. Требования к человеку предъявляют не только общество в целом, но и конкретные группы и организации. Эмиль Дюркгейм полагал, что активное начало в нем принадлежит обществу, и именно оно является субъектом социализации. Взгляды Э. Дюркгейма во многом стали основанием разработанной Талкоттом Парсонсом развернутой социологической теории функционирования общества, описывающей в том числе и процессы интеграции человека в социальную систему.Т. Парсонс определял социализацию как «интернализацию культуры общества, в котором ребенок родился. Универсальная задача социализации - сформировать у вступающих в общество «новичков» чувство лояльности и чувство преданности по отношению к системе. Согласно его взглядам, человек «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими». Теории Э. Дюркгейма и Т. Парсонса оказали и продолжают оказывать большое влияние на многих исследователей социализации. Социализация - это процесс освоения ролей и ожидаемого поведения в отношениях с семьей и обществом и развития удовлетворительных связей с другими людьми.
Как субъектЧеловек становится полноценным членом общества, будучи не только объектом, но субъектом социализации, усваивающим социальные нормы и культурные ценности, проявляя активность, саморазвиваясь и самореализуясь в обществе.В основу рассмотрения человека как субъекта социализации легли концепции американских ученых Ч.X. Кули, У.И. Томаса и Ф. Знанецкого, Дж. Г. Мида.
Чарльз Кули считал, что индивидуальное Я приобретает социальное качество в коммуникациях, в межличностном общении внутри первичной группы (семьи, группы сверстников, соседской группы), т.е. в процессе взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов.Уильям Томас и Флориан Знанецкий выдвинули положение о том, что соц явления и процессы необходимо рассматривать как результат сознательной деятельности людей, что, изучая те или иные социальные ситуации, необходимо учитывать не только социальные обстоятельства, но и точку зрения индивидов, включенных в эти ситуации, т.е. рассматривать их как субъектов социальной жизни.
Субъектом социализации человек становится объективно, т.к. на протяжении всей жизни на каждом возрастном этапе перед ним встают задачи, для решения которых он более или менее осознанно, а чаще неосознанно, ставит перед собой соответствующие цели, т.е. проявляет свои субъектностъ (позицию) и субъективность (индивидуальное своеобразие).
Результатом позитивной социализации является социализированность и воспитанность.
Виктимность характеризует предрасположенность человека стать жертвой тех или иных обстоятельств. Виктимогенность обозначает наличие в тех или иных объективных обстоятельствах социализации характеристик, черт, опасностей, влияние которых может сделать человека жертвой этих обстоятельств (например, виктимогенная группа, виктимогенный микросоциум и т. д.).Виктимизация - процесс и результат превращения человека или группы людей в тот или иной тип жертвы неблагоприятных условий социализации.
Объективные факторы,предопределяющие то или способствующие тому, что те или иные группы или конкретные люди становятся или могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации, многочисленны и многоуровневы.
1 природно-климатические условия той или иной страны, региона, местности, поселения. Климат влияет на здоровье людей по-разному. Суровые или неустойчивые климатические условия могут оказывать нежелательное и даже пагубное влияние на физическое развитие, здоровье и психику человека.
2экологические загрязнения - повышенным уровнем радиации, высоким уровнем шума, загазованностью и т.д. Климатические и экологические условия не только влияют на здоровье человека, но могут приводить к более высокому уровню, чем в других местностях, криминального, антисоциального, саморазрушительного поведения (алкоголизму, наркомании, самоубийствам). Это подтверждается ситуацией, характерной для ряда районов Севера и Дальнего Востока, Кемеровской области, г. Магнитогорска и т.д.
3 общество и государство, в которых человек живет. Наличие тех или иных типов жертв неблагоприятных условий социализации, их многообразие, количественные, половозрастные, социально-культурные характеристики каждого типа зависят от многих обстоятельств, часть из которых может рассматриваться как виктимогенные. Так, в любом обществе наличествуют инвалиды и сироты, но условия их социализации и жизни могут весьма различаться в зависимости от уровня экономического развития и социальной политики государства: инвестиции в сферу социальной защиты и общественного призрения, системы социальной реабилитации, профессиональной подготовки и трудоустройства, законодательства, определяющего права сирот и инвалидов и обязанности по отношению к ним общественных и государственных институтов (органов управления, общественных фондов, производственных и коммерческих предприятий и т.д.). Соответственно и статус, и субъективное состояние сирот и инвалидов зависят от названных обстоятельств.
4. В истории различных обществ бывают катастрофы, в результате которых происходит виктимизация больших групп населения: войны (мировые, корейская, вьетнамская, афганская, чеченская); стихийные бедствия (землетрясения, наводнения и др.); депортации целых народов или социальных групп и т.д. Эти катастрофы делают своими жертвами тех, кто непосредственно был ими затронут, вместе с тем оказывают влияние на виктимизацию нескольких поколений их потомков и на общество в целом. Возможная минимизация последствий подобных катастроф с точки зрения виктимизации их участников отчасти зависит от специальных усилий общества и государства. Восстановление разрушенных поселений, создание нормальных условий жизни - одно из направлений деятельности государственных и общественных структур. Важное значение имеет создание системы реабилитации (медицинской, психологической, профессиональной, социальной) жертв катастрофы (например, по преодолению «афганского синдрома»).
5.Специфические виктимогенные факторы образуются в обществах, переживающих период нестабильности в своем развитии. Стремительная экономическая, политическая, социальная и идеологическая переориентация в России привела к потере индивидуальной и социальной идентичности ряда представителей старших групп населения, к формированию у младших поколений принципиально новых ценностных ориентации и жизненных устремлений и другим не менее существенным последствиям. В результате возросло число жертв неблагоприятных условий социализации традиционных типов (правонарушители, наркоманы, проститутки и др.). Наряду с этим появились новые для России типы жертв (как реальных, так и потенциальных) вследствие массовой миграции из бывших республик СССР, появления и роста явной и скрытой безработицы, имущественного расслоения общества и т.д.
Количество и характер виктимогенности факторов, количественный и качественный уровень виктимизации, отношение к виктимизированным группам населения, усилия по профилактике и девиктимизации - показатели гуманности общества и государственной политики.
6.Специфические особенности тех поселений, конкретных микросоциумов, в которых они живут. Большое значение имеют такие характеристики поселения и микросоциума, как экономические условия жизни населения, производственная и рекреативная инфраструктуры, социально-профессиональная и демографическая структуры населения, его культурный уровень, социально-психологический климат. От этих параметров зависит наличие типов жертв неблагоприятных условий социализации в конкретном поселении и микросоциуме, количественный и демографический состав каждого типа, они же определяют категории жителей - потенциальных жертв.
7. группа сверстников, особенно в подростковом и юношеском возрастах, если она имеет асоциальный, а тем более антисоциальный характер.
8.семья. Склонность к асоциальному образу жизни, противоправному и (или) саморазрушительному поведению может передаваться по наследству. Кроме того, в семье может формироваться определенный тип жертвы, благодаря тем механизмам социализации, которые для нее характерны - идентификации, импринтингу и др.
субъективные факторы. Это индивидуальные особенности человека как на индивидном, так и на личностном уровне. От этого зависит и субъективное восприятие человеком себя жертвой. На индивидном уровне виктимизация человека в тех или иных обстоятельствах зависит от темперамента и некоторых других характерологических свойств, от генетической предрасположенности к саморазрушительному или отклоняющемуся поведению. На личностном уровне предрасположенность к тому, чтобы стать жертвой тех или иных неблагоприятных условий социализации, зависит от многих личностных характеристик, которые в одних и тех же условиях могут способствовать или препятствовать виктимизации человека. К таким характеристикам, в частности, можно отнести степень устойчивости и меру гибкости человека, развитость у него рефлексии и саморегуляции, его ценностные ориентации и т.д.
40.Социально-педагогическая виктимология.
Социализация детей, подростков, юношей в любом обществе протекает в различных условиях. Для условий социализации характерно наличие многочисленных опасностей, могущих оказать и оказывающих негативное влияние на развитие человека. Поэтому объективно появляются целые категории детей, подростков, юношей, становящихся жертвами неблагоприятных условий социализации. Социально-педагогическая виктимология (от лат. victime - жертва и греч. logos - слово, понятие, учение) - отрасль знания, входящая как составная часть в социальную педагогику, изучающая различные категории людей - реальных или потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации.
Более конкретно социально-педагогическую виктимологию можно определить как отрасль знания, в которой:
а) на междисциплинарном уровне изучается развитие людей с физическими, психическими, социальными и личностными дефектами и отклонениями, а также тех, чей статус (социально-экономический, правовой, социально-психологический) в условиях конкретного общества предопределяет или создает предпосылки для неравенства, дефицит возможностей для «жизненного старта» и (или) физического, эмоционального, психического, культурного, социального развития и самореализации;
б) разрабатываются общие и специальные принципы, цели, содержание, формы и методы профилактики, минимизации, компенсации, коррекции тех обстоятельств, вследствие которых человек становится жертвой неблагоприятных условий социализации.
Для соц педагогики понятия «норма» и «отклонение от нормы» очень важны. Они используются для характеристики процесса развития и соц поведения ребенка. Норма (от лат правило, образец) – совокупность правил и требований, которая вырабатывается каждой общностью и играет роль регуляции поведения членов общества.Аномалия - отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии. Соц норма - это официально установленные или сложившиеся под воздействием соц практики правила общественного поведения. Соц нормы закрепляются в законодательных актах, инструкциях.Соц нормы подр-ся на правовые, нравственные, этические и религиозные. Эти нормы служат критерием оценки поведения человека, его положения в обществе. Отклонения могут носить как негативный, так и позитивный характер. Например, негативными отклонениями в развитии ребенка могут быть умственная отсталость, а позитивные - одаренность, талантливость.В соц педагогике понятие «норма» и «отклонение» позволяют выделить определенную точку отсчета, относительно которой уточняются причины, вызывающие те или иные отклонения, каким образом они влияют на процесс социализации, и на основе этого строить практическую социально-педагогическую деятельность.
Отклонения от нормы можно разделить на 4 группы: физич, психич, пед и соц.
1. Физические отклоненияот нормы связаны со здоровьем человека и определенными мед показателями. В медицине для каждой возрастной и половозрастной группы детей определяются свои показатели (вес, рост), которые характеризуют здоровье ребенка. Сейчас используется термин ребенок с ограниченными возможностями здоровья; к ним относят детей, имеющих физич и психич недостатки, которые препятствуют освоению образовательной программы. Также введено понятие «недостаток»: -физические недостатки - временные или постоянные недостатки в развитии или функционировании органов, либо хроническое, соматическое или инфекционное заболевание; -психические недостатки - недостатки в психич развитии человека, нарушении речи, эмоц-волевая сфера, нарушение умственного развития; -сложные недостатки - сочетающиеся психич и физич недостатки; -тяжелые недостатки – физич или психич недостатки, выраженные в такой степени, что образование недоступно;
2. Психические отклонениясвязаны с умственным развитием. К этой группе отклонений относятся: ЗПР и умственная отсталость. УО м.б.обусловлена врожденными дефектами нервной системы или является результатом болезни, травмы. У детей может быть различная степень УО: от легкой дебильности до глубокой идиотии. К психич отклонениям относятся нарушения речи разной степени сложности: от нарушения произношения и заикания до сложных дефектов с нарушением чтения и письма. Также отн-ся нарушения эмоц-волевой сферы ребенка - его крайняя степень аутизм. Для диагностики физических и психических недостатков создается психолого-медико-педагогическая комиссия. Задачи комиссии: ранняя диагностика детей с отклонением в развитии; консультирование родителей.
3. Педагогические отклонения - отклонения в получении общего и профессионального образования. Пед нормой являются стандарты общего образования,т.е. ребенок в определенном возрасте должен получить соответствующий уровень образования. В настоящее время растет число детей, не получивших общего образования, причины: - не пошли в школу вообще по достижении 7 лет возраста; - не доучились: 4-6 классов образования (конфликт с учителями); асоциальная семья (толкает на улицу, где необходимо зарабатывать на жизнь, бродяжничество); - дети-инвалиды в специальных учреждениях; - дети, часто болеющие; - дети с ДЦП - те, кто не может посещать общеобразовательную школу и нуждается в индивидуальном обучении на дому.
4. Социальные отклонения,связанные с понятием «соц норма»: детский алкоголизм, наркомания, проституция, бродяжничество. Следует отметить, что в действительности чистых отклонений не бывает. Одно отклонение провоцирует другое, одно накладывается на другое.
Девиантное поведение является результатом виктимизации и социальной дезадаптации. Это поведение, отклонющееся от норм морали,принтых в общ-ве на данном уровне соц-го и культ-го разв-я .Разновидности такого аморального повед-я: алкоголизм, наркомания, токсикомания.
Виды: Исаев: 1 растройство поведения 2дилинквентное поведение 3аддиктивное поведение 4девиация сексуального характера 5аутоагрессивное поведение Клейберг: 1бродяжничество 2навязчивое состояние 3наркотическое поведение 4разрушительное поведение 5отклонения в сексуальной сфере 6суицидальное поведение 7дилинквентное 8 детский подростковый «черный» юмор
Причины: 1общ-во и соц окружение 2медико-биологический фактор (особенности психического развития) 3психологические (возраст, стремление к взрослости, реакция эмансипации, жажда самоутверждения, стремление к риску), фактор личности (гипертимные подростки-правонарушители, неустойчивый тип 70%, истреойд 50%, шизойд 40%-кража, алкоголизм, эпилептойдный) 4педагогические-неправильные тактики семейного воспитания, ошибки семейного воспитания