Возрастные этапы в развитии личности. Особенности обучения и воспитания школьников разного возраста
Воспитание и развитие личности в мировой педагогике.
Личность – социальные св-ва и качества чел-ка, которые формируются прижизненно на основе природных задатков в процессе деят-ти и общения. Личность – социализированный индивид. Личность формируется в процессе социализации - освоения и воспроизведения индивидом соц. опыт, присущему опред. обществу в конкретный историч. период его развития. Структура личности (по Платонову): биопсихич. св-ва(темперамент, половые и возрастные особенности) – биологич. ур-нь – формирование через тренировку; психич. процессы(ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, воображение, речь, эмоции, чувства, способности) – биосоциальный ур-нь – упражнение; опыт(ЗУН, привычки поведения) – социобиологич. ур-нь – обучение; направленность(взгляды, убеждения, мировоззрение, мотивы, стремления, интересы, идеалы, ценностные отношения) – социальный ур-нь – воспитание. Задатки – врожденные и унаследованные от родителей анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма чел-ка, составляющие основу развития его способностей. Способности – формирующ-ся в деят-ти на основе задатков индивидуально-психологич. особенности, от которых зависит успешность деят-ти.
Развитие личности – взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании чел-ка, совершенствовании его психики, приобретении опыта познавательной и творческой деят-ти, обогащении его мировоззрения и нравственности (духовное, социальное, писхическое, физиологическое, физическое развитие). Эти изменения происходят под влиянием внешних и внутренних факторов. Факторы: внутренние (наследственность – врожденные и унаследованные от родителей психо-физиологические особенности и св-ва чел-ка), активность личн-ти); внешние (среда – окружающая реальная действит-ть, в условиях которой происходит развитие чел-ка – макросреда, мезосреда, микросреда; воспитание – специально организованная и целенаправленная деят-ть педагогов по развитию и формированию личности).
Концепции разв-ия личн-ти: биогенетические(признают ведущую роль наследственности и внтр активности) – богословская(преформистская), психоаналитич (фрейд) – развитие и поведение чел-ка зависят от полового инстинкта либидо, гуманистич (Маслоу, Роджерс) – развитие личности опред-ся внтр потребностью к самоактуализации); социогенетичнские (вед роль среды и воспитания) – бихевиористская (Скиннер) – «стимул-реакция»(рейтинговая система например) - личность-совокупность поведенческих реакций; культурно-историческая(Выготский) – развитие личн-ти определяется исторической эпохой, культ. ценностями, специальной организацией соц. среды в процессе обучения и воспитания. Выготский выделяет 2 уровня умственного развития: 1) «зона актуального развития»; 2) «зона ближайшего развития» Задача воспитания состоит в том, чтобы создать «зону ближайшего развития», которая в дальнейшем перешла бы в «зону актуального развития».
Возрастные этапы в развитии личности. Особенности обучения и воспитания школьников разного возраста.
Возраст – ограниченная во времени ступень психического развития чел-ка, кот. хар-ся физиологическими и психологическими изменениями, общими для всех нормально развивающихся людей и не связанными с их индивидуальными различиями.
Периодизация: Педагогическая:1 Младенчество (0-1год); 2 Раннее детство (1-3года); 4 Дошкольный возраст (3-7лет). Младший школьный возраст (7-11лет); 5 Средний школьный возраст (11-15лет); 6 Старший школьный возраст (15-18лет)
Возрастные особенности – характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества.
Младенчество: ведущая деят-ть – непосредственно-эмоциональное общение, новообр-ия – потребность в общении, эмоц. отн-ия.
Раннее детство (1-3) – предметно-манипулятивная деят-ть, новобор – наглядно-действенное мышление, речь;
Дошкольный возраст (3-7) – сюжетно-ролевая игра, новообр – потребность в общественно значимой и общественно оцениваемой деят-ти.
Младший школьный возраст (7-11лет) Ведущей деятельностью этого возраста становиться учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими. Новообр-ия – произвольность психич. процессов, внутренний план действий, самоконтроль, рефлексия.Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Младший школьник может путать цифры 9 и 6, мягкий и твердый знаки с буквой «р», но в то же время с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа при восприятии отчасти компенсируется ярко выраженной эмоциональностью восприятия. Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной школы подчинен воспитанию культуры внимания. Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями, и прежде всего с мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности. Мышление у детей начальной школы развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. У младшего школьника развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь). Мл.шк.возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Весьма важно практиковать на занятиях различные виды учебной работы (чередовать письмо с чтением, с выполнением упражнений и других практических занятий, применять наглядность, методы объяснения сочетать с беседой и т.д.), проводить физкультпаузы («физкультминутки»). Важными особенностями характеризуется организация практической деятельности младших школьников. В дошкольном возрасте основным видом деятельности ребят является игра.
Средний школьный возраст (11-15лет). В отличие от младших школьников они уже не удовлетворяются внешним восприятием изучаемых предметов и явлений, а стремятся понять их сущность, существующие в них причинно-следственные связи. Важно обращать внимание на придание процессу обучения проблемного характера, учить подростков самим находить и формулировать проблемы, развитие навыков самостоятельной учебной работы, формирование умения работать с учебником, проявлять самостоятельность и творческий подход при выполнении домашних заданий.
Вед. деят-ть – интимно-личностное общение, новообр. – чувство взрослости. Переходный от детства к юности, он совпадает с обучением второй ступени и характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно и организованно, чем восприятие младшего школьника. Неумение связывать восприятие окружающей жизни с учебным материалом – характерная особенность учеников среднего возраста. Характерная черта внимания учеников среднего школьного возраста – его специфическая избирательность: интересные уроки или интересные дела очень увлекают подростков, и они могут долго сосредоточиваться на одном материале или явлении. Оправдывает себя такая организация учебно-воспитательного процесса, когда у подростков нет ни желания, ни времени, ни возможности отвлекаться на посторонние дела. Мышление в этом возрасте становиться более систематизированным, последовательным, зрелым. Оно приобретает новую черту – критичность. Этот возраст наиболее благоприятный для творческого мышления. Развитие мышления происходит в непрерывной связи с изменением речи подростка. В ней заметна тенденция к правильным определениям, логическим обоснованиям, доказательным рассуждениям. Одна из самых серьезных проблем среднего возраста – несогласованность убеждений, моральных идей и понятий, с одной стороны с поступками, действиями, поведением, с другой. Намерения обычно благие, а поступки далеко не всегда благовидные. Педагогам нужно глубоко осмыслить особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить себя на его место в сложнейшие и противоречивые условия реальной жизни.
Старший школьный возраст (15-18лет) Преобладающее значение в познавательной деятельности занимает абстрактное мышление, стремление глубже понять сущность и причинно-следственные связи изучаемых предметов и явлений.
Вед. деят-ть – учебно-профессиональная деят-ть, новообр. – мировоззрение, проф. интересы. Юношеский возраст – это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения. У старшеклассников обычно ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам. Нравственные и социальные качества старшеклассников формируются ускоренными темпами. Чувство взрослости становиться глубже и острее. Появляется стремление выразить свою индивидуальность. У старшеклассников усиливаются сознательные мотивы поведения. Коллектив шлифует и корректирует качества личности, формирует те черты, которые культивируются в данном коллективе.