Доказательство ценности народной игровой культуры, как педагогического явления

Чтобы попытаться доказать ценность народной игровой культуры как педагогического явления, обратимся к конкретному примеру. Например, такая народная игра как «Лапта». В игре ребенок может, поймав мяч, вернуть в круг игрока, «засаленного» ранее. Значит, поведение в игре направляется двойной задачей: самому бегать, увертываясь от меча, и поймать мяч, чтобы помочь товарищу в которого попали мячом. Действия ребенка могут ограничиться лишь ловким бегом, но он ставит перед собой другую цель - помочь товарищу, хотя это связанно с риском: если попытка поймать мяч окажется неудачной, придется покинуть круг играющих. Таким образом, в играх с двойной задачей ребенок по собственной инициативе оказывает помощь товарищу и радуется, когда это удается. В реальной жизни подобные ситуации складываются не часто, и поведение детей чаще направляется словесными указаниями педагога. Товарищескую солидарность такими указаниями воспитать трудно. Другое дело – народные игры, требующие от участников взаимопомощи, особенно если действуют и соревнуются команды. Наличие двойной задачи в игре особо выделял Эльконин в плане морального развития. Таким образом народная игра выступает как средство нравственного воспитания.

Как известно, младший школьный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе. Народная игра как одно из средств нравственного воспитания является наиболее доступной для ребенка формой освоения морали.

Народные игры, игры с правилами дают возможность каждому участнику сравнивать свои действия и их результаты с действиями и результатами других. Ценно и то, что ребенок пытается самостоятельно оценить свои действия и действия других играющих (в отличие от иных видов деятельности, где это делают взрослые).[16; 21] Таким образом, игры с правилами благоприятны для развития у дошкольников способности к взаимооценке и самооценке. То, что ребенок в конкретной ситуации игры, которая ему интересна, ярко, эмоционально окрашена, видит свои промахи, несоответствия требованиям и осознает это в сравнении, вызывает у него желание стать лучше, то есть рождает стремление к самосовершенствованию. Также и успех в игре поднимает его в собственных глазах и глазах других детей, побуждает к новым усилиям и достижениям. Таким образом, игры с правилами – важнейшее средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

В зависимости от характера обучающей задачи народные игры делятся на две большие группы – дидактические и подвижные игры, которые, в свою очередь, классифицируются с учетом различных оснований. Так, дидактические игры подразделяются по содержанию (математические, природоведческие, речевые и другие), по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные).

Подвижные игры классифицируются по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности), по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и другие), по предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и другие).

Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера – обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательной для детей форму.

Ребенка привлекают в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определенны обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр.

Дидактические игры существуют много веков. Их первым создателем был народ, подметивший удивительную особенность маленьких детей – восприимчивость к обучению в игре, с помощью игр и игрушек. За всю историю человечества у каждого народа сложились свои дидактические игры, были созданы своеобразные дидактические игрушки, ставшие частью его народной игровой культуры. В содержании дидактических игр и игрушек отразились особенности национального характера, природы, истории, труда, быта того или иного народа. Но можно проследить и нечто общее, свойственное всем дидактическим играм и игрушкам независимо от того, в каком уголке земного шара они возникли. В них отчетливо прослеживается сложившийся в представлениях разных народов взгляд на ребенка как на существо, которое нуждается для своего полноценного развития в познании окружающего мира, радостном настроении, эмоционально окрашенном общении с окружающими близкими ему людьми, в активных действиях, движениях, позволяющих раскрыться, проявить себя. С полным основанием можно считать народные дидактические игры воплощением гуманного, уважительного, бережного отношения к силам, возможностям, тенденциям развития ребенка.

Народные дидактические игры обеспечивают взаимосвязь воспитательного и обучающего воздействия с учетом возрастных психофизиологических особенностей ребенка. Для народных дидактических игр характерно четко выраженное обучающее эмоционально-познавательное содержание, воплощенное в игровой форме, образности, динамичности игровых действий. Содержание игры событийно, то есть отражает какой-либо случай, происшествие, вызывающее определенный эмоциональный отклик у ребенка и обогащающее его социальный опыт.

Классикой русской народной педагогики стали такие дидактические игры как «Сорока-белобока», «Гули-гули», «Ладушки», «Прыгунки», «Фанты», «Барыня», «Краски» и многие другие. Из поколения в поколение передаются дидактические игрушки, созданные народом для развития речи, воли, внимания, точности и координации движений, формирования представлений о цвете, форме, величине, пространственном расположении. В содержании и конструкции дидактических игрушек нашло выражение свойственное русской народной педагогике представление о воспитании у детей самостоятельности как внешней черты характера. Во многих игрушках заложена возможность самообучения ребенка через игровые действия, их повторность, поиск правильного решения задачи, достижение успешного результата. Способ игрового действия часто подсказывается самой конструкцией народной дидактической игрушки, что отвечает задаче воспитания самостоятельности в игре.[29;30]

В русской народной педагогике имеются дидактические игры и игрушки, предназначенные для детей разных возрастов. Для детей постарше русская народная педагогика предназначает дидактические игры, в которых заложена возможность развития активности, сноровки, инициативы, смекалки. Здесь находят выражения присущая дошкольникам потребность в движении, в общении со сверстниками, заключается обильная пища для работы ума воображения. Выдумка, шутка, юмор, оптимистический характер – отличительные особенности русских народных игр. Они приучают ребенка преодолевать трудности, радоваться выигрышу, мужественно переносить неудачу. В каждой народной игре решается комплекс воспитательно-образовательных задач. Так, игра «Барыня», в которой много запрещающих правил, ненавязчиво учит ребенка выдержке, умению подчинять чувства рассудку; развивает память, гибкость мышления.[18; 240]

С течением времени народные игры подвергаются изменениям, которые вносят сами дети (обновляют содержание, усложняют правила, используют иной игровой материал). Варианты игр творят педагоги-практики. Опираясь на идеи, заложенные в народных играх, ученые создают новые дидактические игры, предлагают целые системы таких игр.

Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившаяся в народной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов. По существу, в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры занимали и занимают особое место.

В советской педагогике система дидактических игр была создана в 60-е годы в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами являются известные педагоги и психологи: Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова и другие. В последнее время поиски ученных идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание. В таких играх часто нет фиксированных правил, напротив, дети ставятся перед необходимостью выбора способов решения задач. Авторы чаще называют предлагаемые игры развивающими, а не традиционно – дидактическими.

Правила обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной: им подчиняются все участники игры. Даже внутри одной дидактической игры правила различаются. Одни направляют поведение и познавательную деятельность детей, определяют характер и условия выполнения игровых действий, устанавливают их последовательность, иногда очередность, регулируют отношения между играющими. Другие правила ограничивают меру двигательной активности ребенка, пускают ее по иному руслу, усложняя тем самым решение обучающей задачи. В некоторых играх есть правила, запрещающие действия и предусматривающие наказание. Запрещающие правила усиливают контроль ребенка за своим поведением, что повышает произвольность последнего. В играх для старших дошкольников правила указывают, как выбирать и сменять водящего, кого считать выигравшим и проигравшим, что влекут за собой проигрыш и выигрыш.

Подлинная игра основана на самостоятельности и самоорганизации детей. Наличие готового содержания и фиксированных правил облегчает объединение в игре. Этому же служат и считалки, с помощью которых дети настраиваются на игру, выбирают водящего, учатся быть справедливыми.

Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группах раннего возраста – основной формой организации учебного процесса.

Вывод.

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Этнокультурное воспитание с помощью фольклора можно рассматривать как синтез всенародного педагогического творчества, как итог своеобразного исторического народного педагогического эксперимента. Этнокультурная терпимость , как одно из проявлений духовной культуры, складывалось под воздействием исторических, социально- экономических, культурных и демографических условий жизни каждого народа. Поэтому уже с раннего возраста надо закладывать основы этнокультурного образования в становлении и развитии личности ребенка. Дидактическая игра в младшем школьном возрасте является одним из основных средств развития личности ребенка и способствует становлению ребенка как субъекта познания: развивает любознательность, познавательную инициативу и активность, способность к поиску решения новых задач, экспериментирование; формирует положительное отношение к своим возможностям, веру в свои силы, чувство собственного достоинства. Как правило, в игре ребенок использует свой познавательный опыт и знания, полученные из различных источников. Развивающий эффект обучения определяется прежде всего тем, насколько гармонично педагогу удается включить новый опыт детей в уже имеющийся у них опыт познания. Организация работы с детьми младшего школьного возраста, направленная на приобщение к иным национальным культурам и формированию толерантного отношения к их носителям, осуществляется в единстве с обогащением информации о собственной национальной культуре и в тесном взаимодействии с семьей. Систематическая работа с детьми по данному направлению будет способствовать созданию этнокультурной среды и принятию детьми мира во всем его многообразии. Народная игра способствует выработке нужных моральных качеств всегда в соединении с качествами, относящимися к физической, умственной, трудовой и другими сторонами культуры. [9; 271]Мы предположили, что дидактическая игра является эффективным средством этнокультурного развития дошкольников. В результате с помощью фольклора и народных игр большинство детей имеют высокий этнокультурный уровень. Дети получили прекрасные знания народного фольклора, знание национальных праздников, традиций, обычаев. Уровень этнокультурного развития после проведения народных игр несколько возрос. Таким образом это подтверждает нашу гипотезу о том, что дидактическая игра является эффективным средством этнокультурного развития дошкольников.

Цель работы достигнута, задачи выполнены.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Этнокультурное воспитание - чрезвычайно важный аспект в педагогике, так как оно содействует полноценной социализации личности в полиэтническом мире. Оно представляет собой не просто определенную совокупность знаний, ценностных представлений конкретной этнической общности, но и через знаково-символические основы обеспечивает осознание, воспроизводство морально-этических и эстетических воззрений своего народа. Этнокультурное воспитание создает основу для понимания, уважительного отношения к культуре своего народа в сочетании с аналогичным отношением к культурам других народов. Итогом реализации такого воспитания является целостное мировосприятие и освоенная система ценностных ориентиров.

Этнокультура как форма самосознания и исторической памяти создает и укрепляет цельность и целостность народа, обеспечивая его историческую сохранность, которая в свою очередь дает основу для дальнейшего развития народной культуры. Образование и воспитание являются частью культуры, и роль их состоит в обеспечении передачи и трансляции культурных ценностей от поколения к поколению.

Особенностью этнокультуры является то, что в условиях постоянно меняющихся исторических ситуаций, уклада общественной жизни она не подвержена трансформациям, мутации, благодаря отбору настоящего ценностного, истинного, воплощающего в себе народную мудрость. Поэтому культура народа - это вечный источник обновления и ориентир воспитания.

Система образования является одним из социальных институтов, обеспечивающих устойчивость, стабильность и целостность общества. Значит, все существующие ступени образования ответственны наряду с семьей за духовное воспроизводство из поколения в поколение устойчивых социокультурных особенностей личности, принадлежащих равно как к определенному этносу, так и к российскому и мировому культурному целому. Актуальная задача современной педагогики - предложить обществу такую систему обучения и воспитания, которая бы способствовала обретению необходимой целостности. Роль народной культуры состоит в том, чтобы дать современной педагогике шкалу ценностных ориентиров, и тем самым определить его содержание.

Мы понимаем этнокультурное воспитание как деятельность, направленную на повышение этнической осведомленности, формирование основ национального самосознания и положительной этнической идентичности через усвоение ценностных ориентаций своего народа и обеспечивающую успешное вхождение ребенка в контекст мировой культуры.

Фольклор является важным средством, обеспечивающим эффективность этнокультурного воспитания младших школьников, что обусловлено, во-первых, игровой и драматической природой этнокультурного воспитания в целом, а во-вторых, тесной взаимосвязью игровой и театральной деятельности, соответствующей возрастным особенностям развития детей.Структурно-содержательная характеристика этнокультурного воспитания младших школьников посредствам фольклора представлена как взаимосвязанная система компонентов (цель, задачи, принципы, условия, содержание, функции и результат).

Основной целью этнокультурного воспитания с помощью фольклора является приобщение детей к традиционной русской культуре, формированием начальной положительной этнической идентичности в процессе познания народного творчества. Достижение данной цели обусловлено решением следующих задач: развитие этнохудожественных интересов, потребности в этнокультурной деятельности, ценностных ориентиров, творческих способностей, идеальных потребностей, создание положительного психоэмоционального фона развития личности. [22; 240]В соответствии с целью и задачами, содержание этнокультурного воспитания посредствам фольклора представлено как система знаний о национально-культурных традициях, о национально-значимых ценностях, о предпочитаемых формах поведения, разносторонности фольклора как частной формы культурного наследия народа, коммуникативных знаний и умений и навыков использования народных игр, как приобщение к фольклору. (речь, движение, действие в публичной ситуации). Этнокультурное воспитание младших школьников с помощью фольклора выполняет ряд важных функций: повышение этнической осведомленности, формирование этнического самосознания, этнической идентичности, выработка устойчивой системы ценностей, обеспечение целостного представления о национальной культуре, обогащение общей культуры ребенка, социализация, формирование потребности в этнокультурной деятельности, первичных представлений об окружающем мире в его пространственных, временных, динамических и энергетических измерениях. Для определения эффективности этнокультурного воспитания младших школьников посредствам фольклора мы рассмотрели критериальную и уровневую характеристику этнокультурной воспитанности детей. В качестве критериев оценки этнокультурной воспитанности детей выделены: ценностно-смысловое отношение к национально-культурным традициям, положительное эмоционально-оценочное восприятие национально-культурных особенностей, коммуникативно-поведенческие навыки, соответствующие принимаемым и одобряемым национальным образцам, креативность. Качественные изменения по данным критериям позволили выделить высокий, средний и низкий уровень этнокультурной воспитанности детей.[13; 268] Структурно-содержательная характеристика этнокультурного воспитания, критерии и уровни оценки изменений, происходящих в данном процессе, были положены в основу понимания сущности и выявления структуры и содержания занятий с этнокультурным компонентом. Фольклор как форма образовательной художественно-эстетической деятельности, проходит путь исторического становления от простейших форм первобытности к функциональной определенности фольклора в средние века и, далее, к самостоятельному существованию в образовательных системах Нового времени. Фольклор с одной стороны, был культурной институцией с развитой эстетической программой, а с другой - вспомогательной частью общей дидактической программы. Он всегда был не только явлением искусства, но и средством воспитания.В последнее время педагогами и психологами фольклор осмысливается как собственно решение некоторых педагогических проблем, актуальных в образовании, ориентированных на сохранение и воспроизводство культурного опыта поколений.Акцент на формирование этнокультурного воспитания по средствам фольклора всегда было достаточно условно. Но в определенные периоды своего существования, когда западная культура особенно агрессивно наступала на российское культурное пространство, народное творчество выступало за национальную самобытную культуру, язык, литературу и бытовой уклад. Фольклор, как этнокультурный компонент может выделить как цель этнокультурное воспитание подрастающего поколения в соответствии с культурными традициями на материале русского фольклора и русской литературы и посредством различных форм народных игр. В структуре фольклора нами были выделены: влиянение народных игр на этнокультурное воспитание младшего школьника. Кроме того, был рассмотрены методы способствующие этнокультурному воспитанию младших школьников с условиям влияния фольклора на материале традиционной художественной культуры. Данный материал позволяет вводить ребенка с самого первого этапа жизни в область особой, духовной жизни, наделенной логикой и смыслом, формировать ценностные установки развивающейся личности, способствовать становлению этнохудоже-ственных и познавательных интересов. Для успешного этнокультурного воспитания детей младшего школьного возраста посредствам фольклора, а так же на примере народной игры необходимо:

- организация деятельности учеников с учетом структуры и содержания народной игры,как компонента фольклора ;

- структурирование содержания занятий на основе русского фольклора и произведений, в которых отражены национально-культурные традиции народа;

- формирование ценностного отношения к культурно-национальному наследию;

- использование игровых технологий, способствующих развитию психофизических и эмоциональных качеств детей.[23; 216]

Опора на традиционную народную культуру дала возможность передавать ребенку конституирующие человеческие качества, мотивацию деятельности, операциональную культуру, имеющие своеобразную этническую окраску, этнические черты, интерпретирующие «всеобщее» через общинное, семейное, национальное. Это позволило формировать этническую самоидентичность, ценностное отношение к наследию народа, устанавливать дружеские и доброжелательные отношения с природой, социумом, окружающим миром, развивать творческие способности, корректировать психофизическое развитие детей, способствовать их вхождению в мировое культурное пространство.[24; 24]

Это позволило решить поставленные задачи, подтвердить необходимости целенаправленной и систематической работы по этнокультурному воспитанию детей посредствам фольклора.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Баркова А. М.. Социально-педагогические факторы воспитания детей сред ствами фольклора : Дис. канд. пед. наук : 13.00.05 : Москва, 2000 216 c. РГБ ОД.

2. Басова, А.Н. Этнокультурное образование как фактор формирования основ национального менталитета у школьников Текст.: Автореф. дис. . .к-та пед. наук / А.Н. Басова. Кострома, 2002. - 26 с.

3. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М., 1999.-С. 27-28.

4. Белозерцев, Е.П. О Национальном государственном образовании в России Текст. / Е.П.Белозерцев // Педагогика. 1998. - №3. - С. 30-35.

5. Бережнова, Л.Н. Этнопедагогика: учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. – М.: Издат. центр «Академия», 2007. – 240 с.

6. Валиева, Р.З. «Художественно-эстетическое воспитание учащихся средствами национального орнамента в процессе дополнительного художественного образования» Электронный журнал "Fan-Nauka", статьи за 2009 г.

7. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г.Н. Волков – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 168

8. Васильева, Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) Текст. / Ю.В.Васильева. -М.: Педагогика, 2001.-424 с.

9. Давидчук, А. Н. Обучение и игра.- М.: Мозайка-Синтез, 2006.-271с.

10. Журкова, О. С. Игры и развивающие игрушки для детей раннего возраста// Дошкольная педагогика.- 2004.- №3.- С. 16.

11. Комарова Т. С. Концепция эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста // В сб.: Актуальные проблемы формирования личности на материале народной культуры. Шуя, 2004.-269с.

12. Литературная энциклопедия. М.А. Загадки. М.,2003, т. 2, с. 970.

13. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре.- М.: Просвещение, 2002.-268с.

14. B.И. Немирович-Данченко. М.: Искусство, 1973. - 487 с.

15. И.К. Панкеев Русские народные игры. М. Издательство: Яуза. – 240 с.

16. “Программы общеобразовательных учреждений. Мировая художественная культура”. М.: Просвещение, 1995.21с

17. Рождественская С. Б. Этническое самосознание и современный быт // Материалы Международного симпозиума. М., Переиздание 2001, с. 70-72.

18. Рылеева, Е. В. Вместе веселее.- М.: Айрис-пресс: Айрис дидактика, 2004.-240с.

19. Сборники: “Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа”. (1—3); (1—4). М.: Просвещение, 1994; То же. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1996; 3-е изд. — М.:

20. Просвещение, 1998; “Программно-методические материалы. Природоведение. Начальная школа”. М.: Издательский дом “ Дрофа”, 1998.

21. Солдатова, Г.У. Психология межэтнической напряженности Текст. / Г.У. Солдатова. М.: Смысл, 1998. - 389 с.

22. Старосельцева Н.П. - М.: Просвещение, 1987.-240 с.

23. Улымжиева, Е.А., Шнейдер, Л.Б. Этничность, средства и механизмы ее формирования: встреча с народной сказкой Текст. / Е.А. Улымжиева, Л.Б. Шнейдер // Мир психологии. 2004. - №3. -С. 216-232.

24. Ченкураева Е. Н. Педагогические условия становления этнокультурного образования в инновационном образовательном учреждении (на примере национальной гимназии) : автореф. дис. канд. пед. наук. Волгоград, 2007. 24 с.

25. Шер, Н.С. Революция искусство - дети: материалы и документы: из истории эстетического воспитания детей в советской школе. Кн. для учителя в 2 ч. Ч. 1 Текст. / Переиздание .2000 г Тюмень с 132

26. Шпет, Г.Г. Введение в этническую психологию Текст. / Г.Г. Шпет. Спб., 1999. - 154 с.

27. Шпикалова Т.Я. Актуальные проблемы разработки системы воспитания и освоения подрастающим поколением народного искусства и традиционной культуры России - Шуя, 2004.-268с.

28. Щукин, В.Г. Дом и кров в славянофильской концепции. Культурологические заметки. Текст. / В.Г. Щукин // Вопросы философии. -1996.-№12.-С. 57-66.

29. Эйзенштадт, С., Шилз, Э. Народная художественная культура Текст. / С. Эйзештадт, Э. Шилз. М., 2000. - 30 с.

Наши рекомендации