Современные дидактические технологии: проблемное, эвристическое, модульное обучение

выясняет, что их недостаточно для ответа, и активно включается в добывание недостающей информации.

Третий этап («открытый») направлен на приобретение различными спосо­бами необходимых для решения проблемы знаний. Этот этап завершается пониманием, как можно решить проблему.

Далее следуют этапы решения проблемы, верификации (проверки) полу­ченных результатов, сопоставления с исходной гипотезой, систематизации и обобщения добытых знаний, умений.

Принцип проблемности содержания обучения может быть реализован в форме учебных деловых игр.

Преимущества проблемного обучения: самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности; высокий интерес к учебе; раз­витие продуктивного мышления; прочные и действенные результаты обуче­ния.

Недостатки проблемного обучения: слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся; большие затраты времени на достижение запроек­тированных целей.

Модульное обучение

Модульное обучение представляет собой метод, при котором содержание учебного материала и организация его изучения заключаются в модули. Модуль - это логически завершенная часть учебного материала, обязательно сопровождаемая контролем знаний и умений учащихся.

Основой для формирования модулей служит рабочая программа дисцип­лины. Модуль часто совпадает с темой дисциплины или блоком взаимосвя­занных тем. Однако в отличие от темы в модуле все измеряется, все оценива­ется: задание, работа, посещение учащимся занятий, стартовый, промежу­точный и итоговый уровень учащихся.

В модуле четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения дан­ного модуля, названы навыки и умения, которыми должен овладеть обучае­мый. Число модулей зависит как от особенностей самого предмета, так и от желаемой частоты контроля обучения. Модульное обучение неразрывно свя­зано с рейтинговой системой контроля. Чем крупнее или важнее модуль, тем большее число баллов ему отводится.

Модуль содержит познавательную и учебно-профессиональную части. Первая формирует теоретические знания, вторая профессиональные умения и навыки на основе приобретенных знаний. Соотношение теоретической и практической частей модуля должно быть оптимальным, что требует про­фессионализма и высокого педагогического мастерства преподавателя.

В основу модульной интерпретации учебного курса должен быть поло­жен принцип системности, предполагающий:

- системность содержания, т. е. то необходимое и достаточное знание (те­заурус), без наличия которого ни дисциплина в целом, ни любой из ее моду­лей не могут существовать;

- чередование познавательной и учебно-профессиональной частей модуля, обеспечивающее алгоритм формирования познавательно-профессиональных умений и навыков;

- системность контроля, логически завершающего каждый модуль, приво­дящая к формированию способностей обучаемых трансформировать приоб­ретенные навыки систематизации в профессиональные умения анализиро­вать, систематизировать и прогнозировать инженерные решения.

При модульной интерпретации учебной дисциплины следует установить число и наполняемость модулей, соотношение теоретической и практической частей в каждом из них, их очередность, содержание и формы модульного контроля, содержание и формы итогового контроля.

Эвристическое обучение.

Эвристическое обучение для ученика - непрерывное открытие нового (эв­ристика - от греч. heurisko - отыскиваю, нахожу, открываю).

Прообразом эвристического обучения является метод Сократа, который вместе с собеседником путем особых вопросов и рассуждений приходил к рождению знаний

Извлечение скрытых в человеке знаний может быть не только методом, но и методологией всего образования. В этом случае ученику предлагается вы­страивать траекторию своего образования в каждом из изучаемых предметов, создавая не только знания, но и личностные цели занятий, программы своего обучения, способы освоения изучаемых тем, формы представления и оценки образовательных результатов. Личностный опыт ученика становится компо­нентом его образования, а содержание образования создается в процессе его деятельности.

Основной характеристикой эвристического обучения является создание школьниками образовательных продуктов в изучаемых предметах и вы­страивание индивидуальных образовательных траекторий в каждой из обра­зовательных областей. Под образовательной продукцией здесь понимается, во-первых, материализованные продукты деятельности ученика в виде суж­дений, текстов, рисунков, поделок и т.п.; во-вторых, изменения личностных качеств ученика, развивающихся в учебном процессе. Обе составляющие - материальная и личностная, создаются одновременно в ходе конструирова­ния учеником индивидуального образовательного процесса.

Творческая самореализация ученика, как сверхзадача эвристического обу­чения раскрывается в трёх основных целях:

- создание учащимися образовательной продукции в изучаемых областях;

- освоение ими базового содержания этих областей через сопоставление с собственными результатами;

- выстраивание индивидуальной образовательной траектории ученика в каж­дой из образовательных областей с опорой на личностные качества.

34.Современные дидактические технологии: развивающее обучение.Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенци­альные возможности человека и на их реакцию. Целью данного вида обуче­ния является подготовка учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни.

Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г. Песта-лоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, J1.B. Занкова, В.В. Давыдова и др.

Обучение - ведущая движущая сила психического развития ребенка, ста­новления у него новых качеств мышления, внимания, памяти и других спо­собностей. Продвижение в развитии ставится условием глубокого и прочного усвоения знаний. Работа с опорой на «зону ближайшего развития» ребенка помогает полнее и ярче раскрыться его потенциальным возможностям. «Зона ближайшего развития» ребенка характеризует ту область действий и задач, которые еще не может ребенок выполнить самостоятельно, но может с ними справиться при помощи, поддержке и объяснении взрослого. Но то, что ре­бенок выполняет сегодня с помощью взрослого, завтра ставится уже внут­ренним достоянием ребенка, его новой способностью, умением, знанием.

Так обучение стимулирует развитие ребенка. Регулирующую роль в системе развивающего обучения выполняют такие дидактические принципы, как обучение на высоком уровне трудности, принцип ведущей роли теоретиче­ских знаний, обучение быстрыми темпами, познание ребенком процесса уче­ния и др.

Структура развивающего обучения представляет собой цепь усложняю­щихся предметных задач, которые вызывают у учащегося потребность в ов­ладении специальными знаниями и навыками, в создании новой схемы реше­ния, новых способов действия. На первый план выступает не только актуали­зация ранее усвоенных знаний и способов действия, но и выдвижение гипо­тезы, поиск идей и разработка оригинального плана решения задачи, отыска­ние способа проверки решения путем использования самостоятельно подме­ченных новых связей и зависимостей между известным и неизвестным. В процессе «добывания» знаний и создания новых способов выполнения дей­ствия ученик получает конкретный результат виде новых фактов. Таким об­разом, уже в самом процессе обучения ученик поднимается на новые ступени интеллектуального и личностного развития.

Основная задача педагога в процессе развивающего обучения - организа­ция учебной деятельности, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, активной жиз­ненной позиции.

Развивающее обучение осуществляется в форме вовлечения учащегося в различные виды деятельности, использование в преподавании дидактических игр, дискуссий, а также методов обучения, направленных на обобщение творческого воображения, мышления, памяти, речи.

Центральное технологическое звено развивающего обучения - это само­стоятельная учебно-познавательная деятельность ребенка, основанная на способности ребенка регулировать в ходе обучения свои действия в соответ­ствии с осознаваемой целью.

Суть развивающего обучения в том, чтобы ученик не только усваивал г

но и овладевал способами действий, обучался кон-

струироватъ и управлять своей учебной деятельностью.

35. Современные дидактические технологии: витагенное, программиро­ванное обучение.

Витагенное обучение.

Витагенное обучение — обучение, основанное на актуализации жизненно­го опыта личности, её интеллектуально-психологического потенциала в об­разовательных целях.

Под витагенном обучением мы понимаем совместную целенаправленную деятельность учителя и учащегося по организации на уроке взаимообога-щающего диалога, в основе которого находится процесс актуализации (вос­требования) витагенного опыта индивида (его личностно значимого жизнен­ного опыта, определяющего мировоззрение на данном этапе онтогенеза) и коллективного витагенного опыта. Организация витагенного обучения пред­полагает наличие специфических организационных форм и технологий, а также знание учителем уровня витагенной информированности школьников в том или ином разделе экологии (естествознания).

Программированное обучение.

Основная цель программированного обучения - улучшение управления учебным процессом.

Особенности программированного обучения заключаются в следующем:

- учебный материал разделяются на отдельные порции (дозы);

- учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих пор­цию знаний и мыслительных действий по их усвоению;

- каждый шаг завершается контролем;

- при правильном выполнении контрольных заданий учащийся получает новую порцию материала и выполняет следующий шаг обучения;

- при неправильном ответе учащийся получает помощь и дополнительные разъяснения;

- каждый учащийся работает самостоятельно и овладевает материалом в посильном для него темпе;

- результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируются, они становятся известными как самим учащимся (внутренняя обратная связь), так и педагогу (внешняя обратная связь);

- педагог выступает организатором обучения и помощником (консультан­том) при затруднениях, осуществляет индивидуальный подход;

- в учебном процессе широкое применение находят специфические сред­ства программированного обучения (программированные учебные пособия, тренажеры, контролирующие устройства, обучающие машины).

Современные обучающие программы чаще всего составляются по сме­шанной (комбинированной) схеме, что позволяет сделать их гибкими.

Зб.Методы устного изложения знаний, приёмы активизации познава­тельной деятельности учащихся в процессе устного изложения знаний учителем.

К методам устного изложения знаний относятся: рассказ, объяснение, школьная лекция, беседа; методы иллюстрации и демонстрации при уст­ном изложении изучаемого материала. Первые четыре из этих методов еще называют вербальными (от лат. verbalis - устный, словесный).

Каковы же сущность и приемы применения каждого из методов устного изложения знаний учителем?

Рассказ и объяснение учителя. Рассказ - метод повествовательно - сообщаю­щего изложения изучаемого материала учителем и активизации познава­тельной деятельности учащихся. Чаще всего он используется при изложении такого учебного материала, который носит описательный характер, например краткая биография писателя на занятиях по литературе, материал о геогра­фическом положении и природных условиях той или иной страны по геогра­фии и истории и т.д.

Метод объяснения связан с пояснением, анализом, истолкованием и дока­зательством различных положений излагаемого материала.

Школьная лекция. Под школьной лекцией следует понимать такой метод обучения, когда учитель в течение сравнительно продолжительного времени устно излагает значительный по объему учебный материал, используя прие­мы активизации познавательной деятельности учащихся. В отличие от рас­сказа и объяснения лекция используется для изложения более или менее объ­емистого учебного материала, и поэтому она занимает почти весь урок.

Рассказ, объяснение и школьная лекция относятся к числу монологиче­ских, или информационно-сообщающих методов обучения.

Беседа. Беседа является диалогическим методом изложения учебного мате­риала (от греч. dialogos - разговор между двумя или несколькими лицами). Сущность беседы заключается в том, что учитель путем умело поставленных вопросов побуждает учащихся к рассуждению и анализу в определенной ло­гической последовательности изучаемых фактов и явлений и самостоятель­ному формулированию соответствующих теоретических выводов и обобще­ний. Беседа представляет собой не сообщающий, а вопросно-ответный спо­соб учебной работы по осмыслению нового материала.

Этот метод чаще всего применяется тогда, когда изучаемая тема является сравнительно несложной и когда по ней у учащихся имеется определенный запас представлений или жизненных наблюдений, которые позволяют ос­мысливать и усваивать знания.

Методы иллюстрации и демонстрации. Сущность этих методов состоит в том, что в процессе учебной работы учитель использует иллюстрации, то есть наглядное пояснение или же демонстрирует то или иное учебное посо­бие. Эффективность применения иллюстраций и демонстраций в значитель­ной мере зависит от умелого сочетания слова и наглядности, от умения учи­теля вычленять те свойства и особенности, которые более четко раскрывают сущность изучаемых предметов и явлений.

37.Методы проверки и оценки знаний учащихся, виды и формы контро- | ля, уровни и критерии 10-бальной системы проверки и оценки знаний.

К ним относятся: повседневное наблюдение за учебной работой учащихся; устный опрос - индивидуальный, фронтальный, уплотненный; выставление поурочного балла; контрольные работы, проверка домашних работ; програм­мированный контроль; тестирование.

Какова же сущность и дидактические основы использования каждого из этих методов?

Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся. Этот метод по­зволяет учителю составить представление о том, как ведут себя учащиеся на занятиях, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, какая у них память, в какой мере они проявляют сообразительность и самостоя­тельность при выработке практических умений и навыков, каковы их учеб­ные склонности, интересы и способности.

Устный опрос - индивидуальный, фронтальный, уплотненный.

Сущность его заключается в том.что учитель ставит учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя таким образом качество и полноту его усвоения.

Сущность фронтального опроса состоит в том, что учитель расчленяет изучаемый материал на сравнительно мелкие части с тем, чтобы таким путем проверить знания большего количества учащихся.

Сущность уплотненного опроса заключается в том, что учитель вызывает одного ученика для устного ответа, а четырем-пяти школьникам предлагает дать письменные ответы на вопросы, подготовленные заранее на отдельных листках (карточках).

Контрольные работы. Сущность этого метода состоит в том, что после прохождения отдельных тем или разделов учебной программы учитель про­водит в письменной или практической форме проверку и оценку знаний, умений и навыков учащихся.

Проверка домашних работ учащихся. Для оценки успеваемости учащихся! большое значение имеет проверка выполнения ими домашних заданий. Она позволяет учителю изучать отношение школьников к учебной работе, каче­ство усвоения изучаемого материала, наличие пробелов в знаниях, а также степень самостоятельности при выполнении домашних заданий.

Программированный контроль. Сущность этого метода состоит в том, что учащемуся предлагаются вопросы, на каждый ИЗ которых дается три-четыре ответа, но только один из них является правильным. Задача ученика - вы­брать правильный ответ.

Тестирование. Учащимся в письменном виде или с помощью компьютера предлагаются вопросы, по ответам на которые судят о качестве усвоения изучаемого материала.

Критерии оценки успеваемости учащихся:

Наши рекомендации