Условия возникновения речи. Влияние речи на психическое развитие ребенка раннего возраста
Речь возникает как средство ситуативно-делового общения, в котором взрослый знакомит ребенка с разными предметами, их свойствами и помогает малышу овладеть специфическими, культурно-фиксированными действиями с ними.
Чтобы у ребенка появилось желание заговорить, необходима потребность в общении со взрослым и в деятельности с предметами. Если для эмоциональных контактов вполне достаточно невербальных средств общения, то для осуществления ситуативно-делового общения ему нужно называть словами предметы, действия, обращаться к взрослому за помощью, задавать вопросы и т.п.
В ходе совместной деятельности взрослый предъявляет ребенку два основных элемента, необходимых для возникновения речи: предмет и слово, которым он обозначается. Кроме того он создает для малыша необходимость обозначить предмет словом, т.е. ставит перед ним «коммуникативную задачу» . Слово «задача» в данном случае означает, что перед ребенком объективно возникает проблемная ситуация, которая требует от него именно вербального решения. Взрослый называет предмет и побуждает малыша повторить его название, просит выполнить словесную инструкцию (например, принести какой-либо предмет, показать и назвать рисунок в книжке и т.п.). Если ребенок принимает эту задачу, он старается ее решить. Если взрослый не ставит речевой задачи перед ним, может образоваться разрыв между пассивной речью, т.е. ее пониманием и активной речью самого ребенка.
Дефицит речевого общения является одной из причин задержек не только развития у ребенка речи, но и психического развития в целом. Такие факты наблюдаются в неблагополучных семьях, где дети предоставлены сами себе, и в домах ребенка, где персонал мало общается с детьми.
В исследованиях М.И. Лисиной, А.Г. Рузской, В.В. Ветровой, М.Г. Елагиной, были выявлены три составляющие коммуникативного фактора, которые играют решающую роль в появлении у детей активной речи (См.: Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. М., 1985.).
Первая из них – установление эмоциональных контактов взрослого с ребенком. В работе А.Г. Рузской доказано, что развитие пассивной и активной речи происходит гораздо более высокими темпами у детей, имеющих доброжелательные и доверительные отношения со взрослыми.
Вторая составляющая – насыщение ребенка слышимой речью. В исследовании В.В. Ветровой были получены данные, свидетельствующие о том, что в возникновении речи важен не сам по себе фактор наличия вербальной стимуляции ребенка, но социальный контекст, в рамках которого возникает речь, т.е. насыщение опыта ребенка слышимой речью дает благоприятный эффект лишь в том случае, если оно включено в ситуацию общения со взрослым.
Третья составляющая – организация взрослым сотрудничества с ребенком, в ходе которого он усваивает культурно-выработанные способы и средства общения, т.е. формируется такое отношение к предметной среде, которое требует обозначения в речи (исследование М.Г. Елагиной).
Одним из главных событий в развитии ребёнка раннего возраста является овладение речью.
Ситуация, в которой возникает речь, не сводится к прямому копированию речевых звуков, а должна представлять предметное сотрудничество ребёнка со взрослым. За каждым словом должно стоять то, что оно обозначает, т.е. его значение, какой-либо предмет. Если такого предмета нет, первые слова могут не появиться, как бы много мать ни разговаривала с ребёнком, и как бы хорошо он ни воспроизводил её слова. В том случае, если ребёнок увлечённо играет с предметами, но предпочитает это делать в одиночестве, активные слова ребёнка также задерживаются: у него не возникает потребности назвать предмет, обратиться к кому-либо с просьбой, или выразить свои впечатления. Потребность и необходимость говорить предполагает два главных условия: потребность в общении со взрослым и потребность в предмете, который нужно назвать. Ни то ни другое в отдельности к слову ещё не ведёт. И только ситуация предметного сотрудничества ребёнка со взрослым создаёт необходимость назвать предмет и значит произнести своё слово.
В таком предметном сотрудничестве взрослый ставит перед ребёнком речевую задачу, которая требует перестройки всего его поведения: чтобы быть понятым, он должен произнести совершенно определённое слово. А это значит, что он должен отвернуться от желанного предмета, обратиться к взрослому, выделить произносимое им слово и употребить этот искусственный знак социально-исторической природы (каким всегда является слово) для воздействия на окружающих.
Первые активные слова ребёнка появляются во второй половине второго года жизни. В середине второго года происходит "речевой взрыв", который проявляется в резком нарастании словаря и повышенном интересе ребёнка к речи. Третий год жизни характеризуется резко возрастающей речевой активностью ребёнка. Дети уже могут слушать и понимать не только обращённую к ним речь, но и прислушиваются к словам, которые к ним не обращены. Они уже понимают содержание простых сказок и стихов и любят слушать их в исполнении взрослых. Они легко запоминают небольшие стихотворения и сказки и воспроизводят их с большой точностью. Они уже пытаются рассказать взрослым о своих впечатлениях и о тех предметах, которые отсутствуют в непосредственной близости. Это значит, что речь начинает отделяться от наглядной ситуации и становится самостоятельным средством общения и мышления ребёнка.
Все эти достижения становятся возможными благодаря тому, что ребёнок осваивает грамматическую форму речи, которая позволяет связывать между собой отдельные слова, независимо от реального положения тех предметов, которые они обозначают.
Овладение речью открывает возможность произвольного поведения ребёнка. Первым шагом к произвольному поведению является выполнение речевых инструкций взрослого. При выполнении речевых инструкций поведение ребёнка определяется не воспринимаемой ситуацией, а словом взрослого. Вместе с тем речь взрослого, даже если ребёнок хорошо её понимает, далеко не сразу становится регулятором поведения ребёнка. Важно подчеркнуть, что в раннем возрасте слово является более слабым побудителем и регулятором поведения, чем двигательные стереотипы ребёнка и непосредственно воспринимаемая ситуация. Поэтому словесные указания, призывы или правила поведения в раннем возрасте не определяют действий ребёнка.
Развитие речи как средства общения и как средства саморегуляции тесно связаны: отставание в развитии коммуникативной речи сопровождается недоразвитием её регулятивной функции. Овладение словом и отделение его от конкретного взрослого в раннем возрасте можно рассматривать как первый этап в развитии произвольности ребёнка, на котором происходит преодоление ситуативности и осуществляется новый шаг к свободе от непосредственного восприятия.