Тема 3-4. Воспитание, школа и педагогическая мысль в западной Европе в средние века и эпоху Возрождения

План

1. Развитие церковной культуры.

2. Педагогическая мысль и школа эпохи Возрождения.

3. Реформация и ее политика в области образования и воспитания.

4. Иезуитская система воспитания в период контрреформации.

Литература

1. Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи позднего средневековья и начала нового времени / Под ред. К.Салимовой, Б.Безрогова. – М., 1990.

2. Культура Возрождения и Средние века. / Под ред. Л.Чиколини и др. – М., 1992.

3. Средневековый быт: Сб.ст. /Под ред. О.Добиане – Рождественской. – Л., 1925 (обр.вним.на статью Б.Бахтина. Школьная жизнь в Париже в XII векае).

4. Карсавин Л. Монашество в средние века. М., 1992.

5. Фридолин П. Педагогические идеи итальянского Возрождения. – Баку, 1929.

6. Струков Б. Университеты Германии как центры образования и культуры в средние века. М., 1980.

1) Начало западноевропейского средневековья связано с разложением Римской империи . Гибель Римской империи сопровождалась распадом структуры рабовладельческого общества, общеэкономическим кризисом, утратой прежних ценностных ориентиров. С конца V века на смену изжившему себя рабовладельческому обществу приходит новый жизненный уклад, связанный с зарождением феодальных отношений, оплотом которого становится христианство. Его деятели отвергали античную культуру как языческую и греховную, отрицая при этом и античный идеал воспитания.

Средние века – огромный исторический пласт, захватывающий более двенадцати столетий. В рамках средневековья обычно выделяют 3 периода: V-X вв. – раннее средневековье; XI – XIII вв. – развитое или «высокое» средневековье; и XIV – XVI вв. – позднее средневековье, известное как эпоха Возрождения.

Педагогическую мысль, школу этого периода нам и предстоит рассмотреть.

Возникновение и становление средневекового образования связывают обычно с развитием церковное культуры. Связано это было с тем, что знания требовались, во-первых, для проповедования церковной догматики, усвоение которой было необходимо каждому человеку для принятия крещения, а, во-вторых, для борьбы с еретиками.

Впервые вопрос о необходимости разработки программы церковного обучения в целях осознания народом христианства был поставлен философом и богословом поздней античности Аврелием Августином (Блаженным). Он один из первых выступил против присутствия языческих начал знания в христианском воспитании.

В начале VII века на территории Ирландии и Британии благодаря активности монашества появляются первые церковные школы. Содержание образования в этих школах черпалось главным образом из сочинений Августина. Его образовательная программа предусматривала изучение языков, истории, диалектики, риторики, основ математики, способствующих не только светскому образованию, но и углубленному пониманию религии. Эта программа предназначалась как для закрытых, «внутренних» монастырских школ, готовящих учеников для монашества («пострига»), так и для открытых, «внешних», обучающих будущих священнослужителей и лиц мирской службы. Из философов, заслуживающих изучения в школе, Августин рекомендовал произведения последователей Платона, ибо они наиболее полно отражали христианство.

Основное внимание в монастырских, а позднее и в кафедральных школах (открывались при кафедральных соборах), уделялось воспитанию нравственности. Основные приемы воспитания нравственности – наставления, посты, отказ от пристрастия к богатству, чтении сочинений на религиозные темы. Особенно это относилось к ученикам «внутренних» школ.

В раннесредневековой школе имели место различные уровни обучения:

Элементарный уровень включал:

– чтение

– письмо срок обучения 5 лет

– счет

– пение

Средний уровень включал тривиум:

· Латинская грамматика

· Риторика

· Диалектика

Повышенный курс включал изучение свободных искусств и к тривиуму добавлялся квадривиум:

· Арифметика

· Геометрия

· Астрономия

· Теория музыки

Основной книгой для обучения грамоте служил Псалтырь. Обучение начиналось с механического заучивания наизусть на латинском языке молитв и всех 150 псалмов, после чего переходили к изучению латинской азбуки, чтению и письму.

Позже появились специально разработанные для школ учебные пособия (грамматические руководства, латинские разговорники, словари, хрестоматии). А составленные Северином Боэцием учебники логики, арифметики и музыки служили школе в качестве основных вплоть до 13 века.

Средоточием образования и воспитания на всей территории Западной Европы считались монастырские школы. И поэтому идеал воспитания предлагали именно они.

Аскетический идеал требовал от монаха тяжелой борьбы с самим собой и с миром, особенно с его соблазнами.

Пик развития монастырских школ пришелся на период правления короля Карла Великого в начале IX в., указами которого повелевалось открывать школы при каждой церкви.

Период правления Карла Великого вошел в историю под названием « Каролингское возрождение», поскольку задолго до эпохи Возрождения возникла тяга к изучению классической древности и сохранении. Ее культуры.

В рукописях того времени до нас дошли многие сочинения «золотого» и «серебряного» века римской литературы. В монастырских школах изучались произведения Вергилия, Горация, Овидия, Ювенала, Цицерона и др. В переписанных от руки монахами произведениях в уголке рукописи стояла специальная пометка «для школы».

Следует заметить, что на протяжении всего средневековья школа обеспечивала возможность социального продвижения для людей даже с низким общественным положением. Вместе с тем образование служило и средством совершенствования человека, средством укрепления государственного и церковного порядка.

Со временем последние представители империи Каролингов перестали уделять должное внимание школьному делу и оно постепенно пришло в упадок. Период с XI по XIII вв. отмечен политической централизацией в странах Западной Европы, концентрирующей власть в руках монархии. Это вызывало яростное сопротивление церкви, не желавшей сдавать своих позиций. Оно добивается господства религиозной философии в обществе – схоластики. В результате вырабатывается иной тип культуры, ориентированный на формальную логику Аристотеля и абстрактное богословие. Важнейшая роль в этой ориентации принадлежала Фоме Аквинскому. В своем основном трактате «Сумма теологии» он по-новому интерпретирует церковную традиции., пытаясь подчинить светское знание вере, опираясь при этом на этику, логику, психологию Аристотеля. В течение столетий сочинения Фомы Аквинского служили основным источником изучения богословия в школах повышенного типа – коллегиях и университетах. Развитие схоластики и подогнанных под нее учебных заведений привело к упадку старой церковной школы с грамматикой и риторикой. Ее вытеснили формальная логика и новая латынь. В этой связи требовала пересмотра и организация преподавания. Почти в каждом монастыре учреждались школы средней ступени, а для заведения образования – высшей. Курс обучения в школах был рассчитан на 6–8 лет. Первые 2 года посвящались философии, два следующих – изучению богословия, церковной истории и права, два последних – углубленному изучению богословия. Через 13 лет, получив предварительно степень бакалавра, выпускники могли стать магистрами богословия, т.е. получить один из высших духовных санов.

В связи с огромным ростом школ схоластической направленности появляется определенная прослойка общества, занимающаяся педагогическим трудом. Учителя и ученики объединяются в корпорации, называемые университетами. Появление университетов было признаком возрастающей специализации и дифференциации внутри средневекового образования. Обычно университеты состояли из 4-х факультетов – младшего (артистического), где изучались искусства и 3-х старших – юридического, медицинского, богословского.

Центрами образования и культуры оставались города. Их рост и усиление торговли породили новое сословие – бюргерство, из которого выделилась буржуазия. Для удовлетворения торгово–ремесленного городского населения появляется ряд городских школ – магистратских, цеховых, гильдейских. Это были независимые от церкви учебные заведения, где изучался счет, латинский язык, родной язык. Первые такие школы появились в Италии.

Помимо городских школ средневековье выработало и такую форму образования как ученичество. К этой категории относилось воспитание детей купцов и ремесленников. В ремесленной и купеческой среде такой вид образования осуществлялся следующим образом. Мастер брал к себе в обучение 1-2 учеников за определенную плату. Об умении мастера осуществлять обучение судили представители ремесленного и гильдейского цеха. Выучка у мастера давала возможность ученику по прохождению полного курса (от 2 до 6 лет) работать подмастерьем до тех пор, пока он не найдет себе средств для открытия собственного дела.

Для детей феодалов существовала регулярная система воспитания. Мальчик 10-12 лет попадал в дом знатного феодала или ко двору короля. Принимая участие в жизни семьи и выполняя роль пажа, прислуживая своим благодетелям, ребенок одновременно учился хорошим манерам, игре на музыкальных инструментах, пению, танцам, стихосложению, верховой езде, обращению с оружием. Для этого приглашались в дом учителя. Домашний священник наставлял воспитанника на «путь истинный» и учил грамоте. В 14-16 лет подросток становился оруженосцем, а в 18 лет его торжественно посвящали в рыцари. Идеал рыцарского воспитания предполагал высокую культуру, нравственность, наличие специальных военных умений и навыков.

Девочки знатных семей воспитывались преимущественно дома или в монастырях. Их учили грамоте, языкам, рукоделию, пению, музыке, чтению религиозных книг.

Таким образом, несмотря на религиозную направленность средневековое образование обогатило античное знание, расширило представление о гармонии души и тела человека.

2) Эпохе Возрождения человечество обязано признанием человека как личности, достойной внимания и глубочайшего изучения. Исходной датой западного Возрождения принято считать 1453 год. Захват турками Константинополя вызвал бегство ученых с их греческими рукописями в Италию, где они «возрождали» античный платоновский взгляд на мир. Кроме того, развитие буржуазного общественного строя влекло за собой формирование иного мировоззрения, в центре которого вставала активная личность, способная преобразовать мир.

Наследие древних рассматривалось не как образец для подражания, а как источник идей культурного развития, на который можно опереться в создании собственного мировоззрения и собственной культуры. Со стремлением установить преемственность с античностью путем возрождения классической древности и связано название эпохи – Возрождение.

В Италии – колыбели Возрождения, главным в формировании гармонической личности становится воспитание гражданина. Представители «гражданского гуманизма» Бруни, Вала, Альберти считали основной функцией воспитания формирование социальной личности, действующей на благо общества.

Реализацию гражданского долга гуманисты взяли в трудовой деятельности, которая становится неотъемлемой частью понятия целостной личности.

Гуманистический образец обучения и воспитания родился в недрах частной школы. Образцом такой школы была мантуанская школа на севере Италии, которую возглавлял Витторино. В историю она вошла под названием «Школы радости». Содержалась она на средства частного лица (герцога), располагалась в поместье. Помимо детей герцога там учились еще около 70 неимущих детей. В школе обучались как девочки, так и мальчики, что было новым для того времени. В программу обучения входили классические языки, литература, различные искусства. Кроме того, много времени отводилось длительным прогулкам, спортивным играм, танцам, верховой игре.

Близкой по гуманистическому духу была частная школа в Ферраре. Преподавал там Гуарино из Вероны. В отличие от Витторино он ставил перед собой цель – подготовить своих питомцев к будущей профессии. Поэтому в программе этой школы были широко представлены предметы естественного цикла. Через 20 лет эта школа получила статус университета.

Активно развивается в этот период педагогическая мысль.

Так, один из самых прогрессивных мыслителей Франции того времени Мишель Монтень в сочинении «Опыты» представил концепцию человека нового времени – глубоко образованного и критически мыслящего, основу знаний которого составляет опыт. Ребенку, писал он, внушается с детства готовые истины, когда он еще не в силах судить об их достоверности. Чтобы человек был способен самостоятельно мыслить, ему надо помочь научиться наблюдать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Поэтому ценность в формировании человеческой личности представляет лишь те знания, которые получены путем эксперимента.

Самой значительной личностью среди гуманистов был Эразм Роттердамский. Работы «О методе обучения», «О том, как подобает быстро и достойно обучить детей добродетели и наукам». Преобразование мира он связывал с воспитанием. Одним из первых он заговорил о народном образовании, а труд провозгласил критерием нравственности. По его мнению, с 7 лет ребенок готов к систематическому обучению и воспитанию. Главная цель воспитания – воспитание морального долга и религиозного послушания.

Вершиной педагогической мысли гуманизации стала концепция испанского философа, психолога и педагога Хуана Луиса Вивеса. Он считал, что процесс обучения невозможен без проникновения в закономерности процесса познания, а воспитание немыслимо без понимания и учета психологических закономерностей роста ребенка.

Ему первому принадлежит и обоснование принципа природосообразности в развитии детей, который в дальнейшем подробно разработал Я.А.Коменский. Требовать от ребенка больше, чем он может дать на определенном этапе развития также нелепо, кА «требовать от дерева плода весной, когда оно только начинает расцветать».

Однако к началу 15 в. стало ясно, что гуманистический идеал становится иллюзией. На смену социально-активной, духовно-нравственной, творческой личности приходит деловой человек _ нарождающийся буржуа, для которого идеал, созданный Возрождением, представляется абсолютно ненужным в достижении их целей.

3) На рубеже 15 – 16 вв. гуманистическая мысль становится ведущей идеологией эпохи. И именно в этот период она вступает в непримиримые противоречия с набирающим силу реформационным движением, борющимся с католицизмом. Реформация выступала против идеологии и институтов феодализма. Философия Эразма Роттердамского была отвергнута Реформацией (призыв Эразма к земной гармонии). Движение Реформации связано с именами немецкого деятеля Мартина Лютера, французского реформатора Жана Кальвина, швейцарца Ульриха Цвингли. Рычагом движения выступала Германия. Реформация, направленная против католической церкви, требовала перестройки религиозного сознания масс в духе христианского вероучения. Ее идеологи выступали за упразднение церковной обрядности, за изучение и осмысление Библии без посредничества церкви и священнослужителей. Внутри реформационного движения наметились два направления – бюргерское, выражающее интересы буржуазии и возглавлявшееся М.Лютером, и крестьянское, возглавляемое Томасом Мюнцером, которое под знаменем религиозных требований выдвигало идею уничтожения эксплуатации и частной собственности. В целях распространения своего учения деятели Реформации широко развернули организацию учебных заведений, выдвинув лозунг всеобщего образования детей всех сословий. Обучение осуществлялось на родном языке. Обязательным было начальное образование. Уровень образования, однако, там был очень низким, т.к. основная доля учебного времени уделялась религиозному воспитанию. Таким образом, начальная школа ранее свободная от церкви попала в прямую зависимость от церкви. Средняя школа должна была готовить кадры интеллигенции и квалифицированного чиновничества. Эти школы формально представляли собой светские учебные заведения, ибо официально не были связаны с церковью. Таким образом, главная цель преобразований эпохи Реформации в области образования состояла в разработке рационального содержания знаний, предусматривающего преемственную связь между средней школой, дающей общее развитие ученикам, и высшей, в функцию, которой входила профессиональная подготовка. Эталоном европейской школы этого периода стала гимназия, основанная Иоганном Штурмом. Она базировалась на 3-х принципах: благочестии, красноречии и знании. Система обучения и воспитания в этой гимназии вобрала в себя многие черты гуманистической педагогики. Несмотря на все нововведения (формы организации, методы преподавания, учебные программы, учебные пособия), в школах этого периода доминировала религиозно – политическая направленность, а это делало ее очень ограниченной. Там, где лютеранство, – писал Эразм Роттердамский, – там гибель науки и цивилизации.

4) Католическая церковь выступала против гуманистической культуры и реформационных процессов в области образования и воспитания. Основатель ордена иезуитов Игнатий Лойола считал, что для достижения успехов в образовании и воспитании достаточно просветительской деятельности. С этой целью создается сеть бесплатных начальных школ, развиваются несколько в ином русле средняя и высшая школа.

Преподавание в иезуитских школах держалось на таких методах, как соревнование, конкурсы, театрализованное представление, школьное самоуправление. Но все это сочеталось у иезуитов с изощренной системой слежки и игрой на человеческих страстях, авторитаризмом и формализмом. Развивая фанатическую преданность католической религии, иезуитская система была реакционной, ибо уводила человека от идеала саморазвивающейся творческой личности. В основе их учения лежал идеал общины, подчиняющий себе личность. Кроме того, если гуманисты стремились путем воспитания властвовать над умами людей, то здесь предпринимались попытки властвовать через воспитание над самими людьми.

Таким образом, только Возрождение стало уникальнейшей из эпох, поднявшей человека на небывалую высоту.

Наши рекомендации