Обобщение педагогического опыта по воспитательной работе

Критерии положительного педагогического опыта воспитательной работы

Критерии положительного педагогического опыта Характеристика критериев
1. Актуальность Соответствие: · социальному заказу государства, общества, · концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, · идеям современной педагогической науки, · передовой практике воспитательной работы.
2. Значимость Опыт должен представлять значимый интерес для определенных категорий специалистов, типов учреждений, регионов; решать задачи воспитательной работы, вытекающие из социального заказа государства, общества в области воспитания, интересов личности учащегося.
3. Научная обоснованность Соответствие практической деятельности положениям современной науки в области воспитания.
4. Эффективность Позитивные качественные результаты использования в практике воспитательной работы ( по данным мониторинга).
5. Новизна Отсутствие аналогов в практике воспитательной работы.
6. Стабильность Использование опыта дает на протяжении определенного времени положительные результаты.
7. Рациональность Опыт должен предполагать наименьшие затраты сил при наибольшем эффекте.
8. Воспроизводимость Идеи обобщаемого опыта должны быть применимы в массовой практике воспитательной работы.
9. Креативность Наличие атмосферы творчества, радости, подъема.

Алгоритм изучения и обобщения положительного педагогического опыта воспитательной работы:

Мониторинг массовой практики воспитательной работы (технологические таблицы, приложение №1), выявление наиболее эффективной педагогической деятельности.

Определение проблемы, темы, объекта и предмета изучения.

Знакомство со специальной литературой, нормативно-правовой базой по избранной теме.

Разработка совместно с педагогом-автором плана обобщения опыта:

выявление соответствия результатов педагогической деятельности целям и задачам, которые определены при организации данной деятельности,

определение соответствия содержания работы требованиям нормативно-правовой базы, регламентирующей воспитательную работу,

определение уровня актуальности данного направления, темы воспитательной деятельности,

соответствие содержание воспитательного процесса современным требованиям науки и передовой практики,

выявление, в чем состоит новизна изучаемого педагогического опыта,

выяснить, насколько предлагаемый опыт может быть применен в массовой практике воспитательной работе,

выяснить, насколько данная педагогическая технология влияет на формирование личности учащегося, коллектива в целом, референтные группы,

определить, как данная технология позволяет решать педагогические задачи.

Совместно с педагогом-автором методист должен проанализировать практическую деятельность, документацию (планы, аналитические материалы, технологические карты мониторинговой деятельности, разработки мероприятий) по данной проблеме, изучить материальную базу, используемую в процессе воспитания.

Результаты изучения положительного педагогического опыта рассматриваются на заседании методического (педагогического) совета.

Порядок проведения работ по описанию
положительного педагогического опыта:

Подготовка аннотированного перечня нормативно-правовой документации по данной проблеме.

Анализ литературы по данной проблеме.

Анализ практического опыта по данной тематике.

Обоснование необходимости обобщения педагогического опыта, (опираясь на результаты мониторинга), новизну педагогических технологий, их рациональность, приемлемость применения на практике.

Описание педагогической идеи, вытекающей их данного опыта работы.

Характеристика педагога (коллектива), создавшего опыт.

Показ условий, в которых формировался опыт.

Описание используемых технологий педагогического опыта.

Представление результатов контрольных срезов.

Описание трудностей и проблем формирования опыта.

Приложить иллюстративный материал.

Требования к оформлению материалов по обобщению положительного педагогического опыта воспитательной работы:

Материалы по обобщению положительного педагогического опыта должны получить одобрение методического (педагогического) совета (выписка из решения совета).

Материалы оформляются в 2-х экземплярах.

Текст исполняется 14 шрифтом с интервалом 1,5. В тексте не допускаются сокращения, отсутствие ссылок на используемую литературу.

Материалы должны быть продублированы на электронном носителе.

Письмо о выдвижении материалов исполняется на бланке учреждения. Оно должно содержать: полное наименование и адрес учреждения образования; фамилию, имя, отчество, должность, образование, стаж работы, педагогическую (психологическую) квалификацию автора; категорию, тему, краткую характеристику материалов.

На титульном листе вверху должно быть указано учреждение образования; по центру - название материалов, автор (Ф.И.О. полностью), его должность, адрес, контактный телефон; внизу - год оформления материалов.

В материалах должна быть раскрыта характеристика проблемы, обоснование актуальности, теоретической и практической ее значимости.

Направление воспитательной работы, по которому обобщается опыт, тема.

Цели, задачи.

Содержание опыта, используемые технологии, формы, методы, приемы.

Новизна опыта.

В чем состоит эффективность данного опыта. Результаты мониторинга.

Взаимодействие с субъектами воспитательного процесса.

Возможность реализации идей и замыслов данного опыта.

Перспективы развития данного опыта.

Возникшие трудности и проблемы.

Предложения по использованию представленного опыта.

Иллюстрационный материал.

Список нормативно-правовой базы, литературы с указанием авторов, названия статьи, издательства, года издания, количества страниц.

Материалы должны быть подписаны авторами.


Определение понятия "передовой педагогический опыт"

К передовому педагогическому опыту в более узком и строгом смысле этого понятия относят такую практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством. Такой педагогический опыт особенно ценен потому, что он прокладывает новые пути в педагогической практике и педагогической науке, поэтому именно новаторский опыт в первую очередь подлежит анализу, обобщению и распространению. Между простым мастерством и новаторством часто бывает трудно провести границу, потому что, овладев известными в науке принципами и методами, педагог обычно не останавливается на достигнутом. Находя и используя всё новые и новые оригинальные приёмы или по-новому, эффективно сочетая старые, педагог-мастер постепенно становится подлинным новатором. Из этого следует, что распространять и внедрять в практику ОУ надо любой положительный опыт, но особенно глубоко и всесторонне нужно анализировать, обобщать и распространять опыт педагогов-новаторов.

В педагогическом словаре под редакцией Г.М.Коджаспирова педагогический опыт определяется как "активное освоение и реализация педагогом в практике законов и принципов педагогики с учётом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности; передовой опыт характеризуется тем, что педагог получает лучшие результаты за счёт усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса.

Наши рекомендации