Номинация «Обобщение педагогического опыта»

Номинация «Обобщение педагогического опыта»

Применение электронных образовательных ресурсов в начальной школе

Айтасова Людмила Ивановна,

Читель начальных классов

ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Александровка

Год

«Расскажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я запомню,

Вовлеки меня – и я пойму».

Китайская мудрость

Я работаю учителем 27 лет. Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Ведь задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей, привлечь внимание обучающихся, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами. Поэтому я поставила перед собой цель - сделать учебный процесс максимально эффективным через систему применения различных инноваций. Слайд №3

Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.

Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Сегодня в традиционную схему «учитель—ученик—учебник» вводится но-вое звено — компьютер, а в школьное сознание — компьютерное обучение.

В рамках Приоритетного Национального проекта «Образования» все школы страны, в том числе и образовательные учреждения Южного образовательного округа, подключены к сети Интернет. Параллельно в рамках Федеральной целевой программы Развития Образования разрабатываются электронные образовательные ресурсы нового поколения, необходимые для удовлетворения потребностей школы. Слайд №4

Что такое электронные образовательные ресурсы (ЭОР)?
Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Слайд№5
В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера.
Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Именно на таких ресурсах я сосредоточу свое внимание.
Иногда, чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи/воспроизведения.

Слайд №6

Как можно классифицировать ЭОР?

Можно классифицировать ЭОР по следующим направлениям:

По технологии создания

 текстографические

 мультимедиа

По среде распространения и использования

 Интернет-ресурсы онлайн – работающие только в режиме подключения к сети Интернет

 Интернет-ресурсы оффлайн – их можно скачать, инсталлировать на компьютер и использовать без Интернета

 ресурсы для «электронных досок»

По содержанию

 учебники

 рабочие тетради

 лабораторные работы

 электронные справочники и словари

 викторины

По принципу реализации

 мультимедиа-ресурсы

 презентационные ресурсы

 системы обучения

По составляющим входящего в них содержания

 лекционные ресурсы

 практические ресурсы

 ресурсы-имитаторы (тренажеры)

 контрольно-измерительные материалы

Как на практике я применяю ЭОР?

Слайд №13

Чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при планировании я стараюсь предусмотреть, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ: для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением изученного, обобщения и систематизации пройденных тем, для уроков развития речи и т.д. К каждой из изучаемых тем стараюсь выбрать различные виды работ и действий: тесты; контрольные вопросы и задания, распечатанные в Word; презентации и проекты. Нельзя ограничивать свои возможности и сужать возможности наших учеников одной только демонстрацией презентации. Нужно обязательно знакомиться с лучшими авторскими разработками уроков для начальной школы с использованием ИКТ, внеклассными занятиями, дидактическими играми, тренажерами, тестами и другими цифровыми методическими ресурсами. Для этого работает достаточно много образовательных порталов, где я и каждый учитель может выбрать для себя нужное, необходимое.

Приведу пример использования ЭОР на своих уроках.

Компьютерные тренажёры

Данный ресурс я использую при фронтальной работе с классом на орфографических пятиминутках на уроках русского языка и при проведении устного счёта на уроках математики, а также для индивидуальной работы и для работы дома. Цель использования тренажёров – создание условий для отработки навыков по изученной теме. В практике я использую как готовые тренажёры различных авторов, так и тренажёры собственной разработки.

Предлагаю вашему вниманию

Картинный диктант

Обучающиеся пишут самостоятельно словарное слово, опираясь на картинку, а не на речь учиться. Цель тренажёра – визуализация правильности выполнения задания. В данном ресурсе предлагается 4 вида картинных диктантов. Их можно написать на одном уроке. А можно использовать на нескольких уроках. Работа по данному тренажёру строится следующим образом: учитель называет или показывает номер картинки (их можно называть и показывать не по порядку), а дети записывают слово. Проверять можно отдельно записанное слово, а можно группу слов, нажав на картинку.

Тренажёр «Таблица умножения пяти»

При создании тренажёра использовался приём «Аннимированная сорбонка», который используется для заучивания учебного материала. На одной стороне карточки записан пример, а на другой ответ. Ученик перебирает карточки, пытается дать ответ и тут же проверяет себя.

Программа «Отличник» способна генерировать примеры, уравнения, задачи по математике и упражнения по русскому языку для учащихся 1-4 классов, после решения которых ученик получает соответствующую оценку; полученные оценки сохраняются – это даёт возможность ведения статистики оценок. Целесообразность использования компьютерного тренажера заключается в следующем:

1. быстрая обработка результатов,

2. определение проблемных моментов (материал для дальнейшей коррекции)

3. объективность оценки учащегося.

Игры

Данный ресурс я использую на уроках, внеурочных и коррекционных занятиях.

При счёте до 10 – использую игры типа «Сосчитай зайчиков» и др. Для отработки навыков устного счёта в пределах 10 использую большое количество игр. Например «Помоги Снеговику».

С детьми с задержкой психического развития я провожу коррекционные занятия, на которых использую игры для развития устойчивости внимания, например «Найди 10 отличий».С этой же целью использую электронные пазлы.

Диафильмы.

Цель данного ресурса – создание условий для совершенствования навыка чтения. Задачи – познакомить с произведениями, развивать устойчивость внимания, зрительное восприятие, воспитывать интерес к чтению.

Тесты.

Проверка техники чтения для всех классов (1-4)

Номинация «Обобщение педагогического опыта»

Применение электронных образовательных ресурсов в начальной школе

Айтасова Людмила Ивановна,

Читель начальных классов

Наши рекомендации