Изучение детского коллектива

Коллектив оказывает существенное влияние на психологию и поведение личности. При этом он может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на каждого члена детской группы. В связи с этим перед педагогом стоит сложная задача: как, управляя развитием самого коллектива, усиливать его положительное и уменьшать возможное отрицательное воздействие на личность ребенка. Также педагог всегда решает двуединую задачу – способствует развитию мотивов единения и общности детей в коллективе и создает условия для реализации индивидуальности и творческой самобытности каждой личности. Для более эффективного выполнения этих задач воспитания необходимо изучать не только личность, но и особенности развития коллектива.

В качестве критериев диагностики уровня развития коллектива можно использовать такие главные характеристики:

· Направленность, т.е. содержание тех целей, интересов и моральных ценностей класса, вокруг которых объединяются большинство его членов.

· Готовность класса оказывать помощь другим классам и вступать в со­трудничество с ними; готовность поступиться своими интересами ради интере­сов всей школы (в противном случае классу присущ «групповой эгоизм»).

· Организованность – способность класса к самоуправляемости, умение самостоятельно создавать организацию в трудных или непредвиденных си­туациях, согласованно выдвигать лидеров - организаторов - на все необхо­димые управленческие ступени, умение подчиняться требованиям своих то­варищей – лидеров.

· Согласованность во мнениях (особенно при принятии важных реше­ний, оценке людей, событий) и действиях.

· Готовность каждого школьника проявить в каком-либо деле инициа­тиву и взять на себя повышенную ответственность.

· Наличие большого числа способных лидеров – организаторов, кото­рых с «избытком хватает для организации любого дела» (А.С. Макаренко).

· Правильная ориентировка каждого ученика в жизнедеятельности класса, что «значит, – ощущать в каком месте коллектива ты находишься, и ка­кие твои обязанности по отношению к поведению из этого вытекают» (А.И.Донцов).

· Психологический климат коллектива - преобладание определенного психологического настроя («мажорный», приподнятый, пессимистический, подавленный); степень психологической защищенности каждого ученика (доброжелательность во взаимоотношениях, поддержка в трудной ситуации или напряженность во взаимоотношениях, упреки, попытки унизить досто­инство личности, равнодушие).

· Эмоциональное единство: успехи или неудачи ярко переживаются коллективом; или разобщенность: ученики не стремятся быть вместе, прояв­ляют безразличие к общению.

Программа изучения детского и подросткового коллектива включает в себя ряд этапов:

I.Составление плана изучения школьного класса как коллектива. Оперативный план составляется на основе общего плана изучения коллекти­ва. Здесь же дается общее описание коллектива: время существования кол­лектива, опыт деятельности, характер достижений.

II.Выбор методов и техники сбора данных.

III.Проведение процедуры изучения коллектива в соответствии с планом и определенной методикой.

IV.Обработка эмпирических данный, проведение количественного и качественного анализа, формулировка выводов.

V.Разработка практических рекомендаций, программы работы с коллективом, других мероприятий в соответствии с выявленными тенден­циями.

Предлагаем ориентировочную схему составления психолого-педагогической характери­стики класса. Она может быть взята за основу, дополнена и изменена с учетом особенностей микрорайона, школы, класса.

1. Общие сведения о классе. История его формирования, состав по воз­расту и полу учащихся. Социальная характеристика семей учащихся. Общая характеристика успеваемости класса, дисциплины, характеристика обществен­ных поручений учащихся класса.

2. Направленность деятельности класса. Какие мотивы, цели, потреб­ности преобладают в жизни и делах класса. Место и роль класса в жизни школы. Особенности общественной активности класса в целом и отдельных его членов: отношение к общественным поручениям, мотивы выполнения, потребность в общественной деятельности.

3. Организационная структура классной группы. Анализ результатов социометрического исследования структуры взаимоотношений в группе. Ха­рактеристика выбранного актива класса, органов самоуправления. Авторитет актива, его умение организовать класс на решение учебных и общественных задач. Неофициальный актив класса, его участие в жизни класса. Психологи­ческие особенности учащихся, положительно или отрицательно влияющих на класс, но не входящих в выборный актив класса.

4. Характеристика учебной и трудовой деятельности класса. Отноше­ние учащихся к учебе в целом и к отдельным предметам. Результативность, опыт совместного участия класса в общественно-полезном труде. Есть ли за­интересованность в успехе совместной деятельности. Профессионально- трудовая направленность учащихся класса.

5. Особенности межличностных отношений внутри класса. Товарище­ство и дружба в классе. Дружба мальчиков и девочек в классе. Краткая ха­рактеристика дружеских группировок в классе: мотивы, объединяющие ре­бят, лидерство в группировках, отношения между группировками, причины изоляции.

6. Общий психологический климат в классе. Какие настроения, пере­живания и эмоции преобладают в классе, каков характер отношений учащих­ся друг к другу и к учителям. Удовлетворенность учащихся общением в классе. Кому и в чем подражают в классе. Каково самочувствие каждого учащегося в классе.

7. Состояние общественного мнения. Имеется ли в классе единое мне­ние по наиболее важным вопросам. Насколько развиты критика и самокрити­ка. Насколько класс быстро находит общий язык при решении общегруппо­вых задач. Какова общая интеллектуальная атмосфера в классе.

8. Индивидуальные и возрастные особенности учащихся класса. Лю­бимцы класса, общественники, отличники, инициаторы. Дезорганизаторы, «трудные» учащиеся, их влияние на товарищей. Причины, вызывающие трудности в поведении учащихся. Как в классе проявляются психологиче­ские особенности возраста.

Наши рекомендации