Педагогические ситуации по материалу главы 1

1. В классе появилась новая девочка Марина. Выглядит она неопрятно: одежда в пятнах, колготки в складках. Тетради мятые, без обложек, уголки загнуты. На перемене Марина подошла к учителю и сказала, что Нина (ее соседка по парте) на уроке ела конфету, а Дима подставил ножку.

Попробуйте спрогнозировать, как будут складываться отношения Марины с ребятами.

2. Витя, ученик второго класса, на уроках постоянно отвлекается. Не слушает, когда читает учитель, дети. Учитель принесла на урок магнитофон и заметила, какими восхищенными глазами Витя смотрел на него, как внимательно и напряженно наблюдал, как учитель обращается с аппаратом. После урока Витя подошел к столу и погладил магнитофон. Как использовать сложившуюся ситуацию в воспитательных целях?

3. Учитель 4-го класса заметил, что у отличницы Наташи начались проблемы с учебой. Девочка стала делать ошибки, которые свидетельствуют о сниженном внимании, на уроках проявляется рассеянность, повышенная тревожность по поводу недостаточно хорошего ответа, раздражительность. Беседа с мамой показала, что Наташа на выполнение домашних заданий затрачивает около 5 часов каждый день. Что предпринять педагогу?

4. Фрагмент урока математики во 2-м классе. На урок приходит «Пятачок» - ученик в костюме сказочного героя. Пятачок просит ребят помочь ему: «Я иду на день рождения к ослику, несу ему воздушные шары. Посмотрите (вывешивает на доску вырезанные из бумаги воздушные шарики, на которых написаны примеры), ребята, на них что-то написано, а, что, я не знаю».

Как вы думаете, с какой целью вводится этот фрагмент в урок?

5. При подготовке к уроку начинающий педагог продумал вопросы, которые он задаст ученикам при опросе, подготовил объяснение нового материала в форме рассказа, наметил задания для закрепления. На что еще Вы бы посоветовали начинающему учителю обратить внимание при проектировании урока?

6. У молодого педагога возникли проблемы с дисциплиной учащихся на уроках. Что бы вы ему посоветовали?

7. На уроке молодой учитель географии использовал следующие средства: две географические карты (физическая и растительная), три крупноформатные цветные картины лесной зоны, слайды, магнитную запись голосов обитателей леса. В своем рассказе использовал тексты Пришвина и Паустовского.

Какие недостатки урока можно предвидеть?

8. Выпускник педагогического института прекрасно объяснял материал. Ученики жадно слушали, в классе – абсолютная тишина, но стоило начать опрос или закрепление, как ученики теряли интерес и шумели. Над какими проблемами учителю необходимо работать в первую очередь?

9. На уроках учителя литературы присутствует такой вид работы: звучит музыка, и дети пишут мини-сочинения на тему «Вечерний звон», «Серебряный дождь», «Слушая музыку Моцарта…» К каким методам обучения (по источникам информации) можно отнести данные виды работ.

10. Учитель побывал на уроке педагога-мастера. Он записал практически дословно весь ход урока и решил свой урок провести по получившемуся конспекту. Спрогнозируйте результат урока.

11. На уроках учителя словесности школы № 1026 г. Москвы И.В. Семеновой ученики знакомятся с внутренней формой слова, которая определяет его звуковой облик, указывает причину, по которой конкретное значение оказывается выраженным именно данным сочетанием звуков. На уроках словесности ученики отвечают на вопросы: Что скрывается в глубине каждого слова? Какая тайна? Какие соответствия? Какой образ? Или, может быть, череда образов, которые выстраиваются в ассоциативный ряд? Дети пишут: «В глубине слова «лебеда» раскинулись необъятные поля, и веселый ветер промчался, разбудил сонные травы; стаи лебедей ожили; лебеди взмахнули белыми крыльями…». «В глубине слова «одуванчик» медвяная головка кивает пчелке, которая спешит за целебным нектаром. Маленькое солнышко, которое радуется жизни. Чудо».

Какие развивающие и воспитательные цели достигаются на таких уроках?

12. На одном из уроков истории студент-практикант исчерпал всю программу на 30-й минуте. А дальше несколько раз обращался к учителю с вопросом: «Что дальше делать?», совершая мучительный переход на глазах учащихся от учительского стола к задней парте (к учителю). Нетрудно представить себе сложившуюся картину и веселое оживление ребят на уроке.

Что можно порекомендовать студенту-практиканту?

13. В школе организуется семинар повышения педагогического мастерства для начинающих педагогов. Какие темы вы предложили бы рассмотреть на занятиях?

14. На уроке физики учитель обсуждает с учащимися следующие противоречивые суждения:

1.Молекулярно-кинетическую теорию именуют иногда «великой».

2. Кинетическая теория газов создает ложное чувство хорошей осведомленности о молекулах. Ее нельзя назвать хорошей теорией потому, что картина, которую она создает, это всего лишь некое построение на основе только отчасти верных предположений.

О реализации какого дидактического принципа идет в данном случае речь?

15. Ниже приведен фрагмент урока в начальной школе по теме «Путешествие в Хохломскую Сказку» (Техника хохломской росписи)[15]

Учитель:

— Я хочу предложить вам сравнить две работы, выполненные в разных стилях декоративной росписи (учитель вывешивает на доску заготовленные заранее два декоративных городских пейзажа, выполненные следующим образом: один — в стиле гжели, другой —в стиле хохломы. На обоих рисунках изображен примерно одинаковый сюжет). Скажите, в стиле какой росписи выполнены эти работы?

Дети:

— Одна — в стиле гжели, другая — в стиле хохломы.

Учитель:

—Как вы догадались?

— Дети:

— По характеру узоров, цветовой гамме, линиям, приемам изображения.

Учитель:

— С каким временем года можно сравнить эти работы? Почему?

Дети:

— Работу, выполненную в стиле гжельской росписи, — с зимой, потому что она выполнена в холодных тонах, — автор использовал несколько оттенков синего цвета. А работу, выполненную в стиле хохломской росписи, — с летом, потому что она выполнена в теплых тонах, — художник использовал много желтого, красного, оранжевого, золотого цвета; изображен характерный для хохломы растительный узор с чередованием ягод, листьев, цветов и травинок.

Учитель:

— Представьте, что наступило долгожданное лето, вы оказались на лесной опушке или на цветущем лугу. Что вы видите вокруг себя?

Дети:

— Много зелени, ярких цветов, спелые ягоды, траву.

Учитель:

—А что вы слышите?
Дети:

—Шум ветра.

—Шепот листвы.

—Жужжание шмеля.

—Кукушку.

—Как медведь пробирается в малиннике.

—Где-то журчит ручей.
Учитель:

— Здорово, молодцы! А какие запахи вы чувствуете? Чем пахнет лето?

Дети:

—Сеном.

—Парным молоком.

—Сладкими полевыми цветами.

—Малиной и земляникой.

—Медом.

—Грибами.
Учитель:

— Молодцы! Я чувствую, вы полностью погрузились в летнюю обстановку.

Учитель:

— Лето в наших краях коротко и не часто балует ровной теплой погодой; люди всегда его ждут с особой любовью и желанием, хотят сохранить подольше память о его ласке и плодородии, может быть, чуть приукрасить, что и нашло отражение в работах хохломских мастеров. Могло ли быть изображено ласковое, теплое, заботливое лето такими линиями (образец: отрывистые, «колючки»)?

Дети:

— Нет, потому что работа выполнена с помощью «колючих», ломаных, зигзагообразных, прямых линий. Это сразу бросается в глаза.

Учитель:

— А представьте себе, что вы — травинки в лесу, стебельки, склоненные под спелой ягодой, бутоны красивого цветка. Подул ветерок. Как вы будете двигаться? (Один из учеников пытается с помощью пантомимы выполнить задание). А если бы мы решили нарисовать сейчас все, что увидели, услышали, почувствовали и попробовали, какими бы линиями стали пользоваться (демонстрация элементов росписи)?

Дети:

— Дугообразными, изогнутыми, мягкими, округлыми.

Учитель:

— Давайте сгруппируем все основные элементы хохломской росписи в 4 группы. Это «цветочки», «травинки», «ягодки», «листочки» (учитель называет и вывешивает термины на стенд с заранее заготовленной характерной росписью). Я предлагаю вам вместе со мной выполнить небольшую разминку: возьмем заготовленные шаблоны тарелочек и украсим их узорами хохломской росписи (работа происходит под специально подобранную народную музыку, учитель работает с крупным шаблоном на доске, ребята повторяют узор на своих заготовках под комментарии преподавателя; работа занимает не более 5 минут).

Какие методы обучения использованы в приведенном фрагменте? Какой этап урока представлен?

Глава 2. Современные тенденции развития дидактического знания

Наши рекомендации