Словарь психолого-педагогических терминов
Акцентуация – дисгармоничность в развитии характера, гипертрофированная выраженность отдельных его черт, что обусловливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфических ситуациях.
Аффект – это сильное, кратковременное и бурно протекающее эмоциональное состояние, характеризующееся сужением сознания, нарушением волевого контроля.
Внимание – это сосредоточение сознания на каком-либо объекте при непосредственном отключении от всего остального.
Воля – это сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления препятствий.
Воображение– психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятия и представлений, полученных в предшествующем опыте.
Воспитание– это организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.
Восприятие – это отражение предмета в целом в совокупности его свойств и частей при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств.
Деятельность– это внешняя (физическая) и внутренняя (психическая) активность человека, направляемая сознаваемой целью.
Индивид – человек как представитель, имеющий природные свойства; телесное бытие человека.
Индивидуальность – человек как уникальная, самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности.
Личность– системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.
Малые группы – это небольшие по составу общности, члены которых объединены единой целью своей деятельности и находятся в непосредственном личном контакте, что является основой для возникновения группы как целого.
Методы воспитания- это совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе формирования личностных качеств для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования.
Методы обучения –это способы совместной работы обучающего и обучаемых, организация познавательной деятельности, ведущие последних от незнания к знанию, от неумения к умению и позволяющие ему усвоить конкретное содержание образования.
Методы педагогического исследования –это способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерностей, отношений и построения научных теорий.
Мышление – это опосредствованное и обобщенное отражение действительности, отражение существенных связей и отношений между предметами. Мышление тесно связано с речью.
Направленность – это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций.
Настроение–это более или менее длительное и устойчивое эмоциональное состояние, окрашивающее все другие переживания и деятельность человека.
Обучение –специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности
Образование –это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения и других качеств личности, развития ее творческих сил и способностей.
Общение – сложный и многогранный процесс, включающий информационный обмен, восприятие и понимание людьми друг друга, воздействие друг на друга, непосредственный эмоциональный контакт, формирование отношений и достижение взаимопонимания.
Отражение– всеобщее свойство материи, заключающееся в способности объектов воспроизводить признаки, характеристики и отношения других объектов.
Ощущение – это отражение отдельных признаков предметов и явлений при непосредственном воздействии раздражителей на рецепторы.
Память – это отражение следов прошлого опыта, обстоятельств жизни и деятельности человека.
Педагогический процесс –специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.
Педагогическое взаимодействие – преднамеренный контакт, длительный или временный, педагога и воспитанника, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.
Педагогическая деятельность определяется как взаимосвязанная последовательность решения задач разного уровня сложности, в которую включены и педагоги, и воспитанники.
Педагогическая задача – это материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодействием с определенной целью педагогов и воспитанников.
Педагогическая технология – это последовательная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения, осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач.
Педагогические средства – это материальные объекты, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса (учебно-лабораторное оборудование, наглядные пособия, технические средства обучения, компьютерные классы, учебные пособия и др.).
Представление– вторичный чувственный образ, который либо непосредственно, благодаря памяти, воспроизводится в сознании субъекта, либо является результатом умственных действий с различными чувственными образами, то есть деятельности воображения, в котором присутствуют элементы мышления.
Приём- элементарное звено педагогического процесса, как практический акт реализации того или иного метода в различных педагогических ситуациях.
Приучение -это организация планомерного и регулярного
выполнения воспитанниками определённых действий, формирования хороших привычек.
Психика– свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа регулировать деятельность субъекта и его поведение.
Речь – сложившаяся исторически в процессе практической деятельности людей форма общения, опосредствованная языком.
Сенсибилизация – это повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения.
Синестезия – это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора.
Сознание – высшая, свойственная только человеку форма психического отражения объективной действительности, опосредствованная общественно-исторической деятельностью людей.
Социализация – это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта.
Способности– это свойства или качества человека, делающие его пригодным к успешному выполнению определенной деятельности.
Стресс – это сильное эмоциональное состояние, которое вызывается неожиданной и напряженной обстановкой, состояние в ответ на экстремальные воздействия.
Средства воспитания —это те конкретные мероприятия или формы воспитательной работы, виды деятельности учащихся, а также предметы, которые используются в процессе реализации того или иного метода.
Субъект– человек как носитель предметно-практической деятельности; распорядитель душевных сил.
Темперамент – это индивидуально-психологические особенности человека, определяющие динамику поведения
Универсум– высшая ступень духовного развития человека, осознающего свое бытие и место в мире.
Упражнение -это планомерно организованное выполнение
воспитанниками различных действий, практических дел с целью
формирования и развития их личности.
Урок – это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладели основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников.
Форма обученияпредставляет собой целенаправленную, четко организованную, содержательно насыщенную и методически оснащенную систему познавательного и воспитательного взаимодействия учителя и учащегося.
Фрустрация – это эмоциональное состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели.
Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.
Чувства – одна из форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью. У чувств есть объект и протекают они при участии сознания.
Эмоции – это психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания своего личного отношения к действительности, а также переживание субъективного состояния, возникающего в процессе взаимодействия с окружающей средой и удовлетворения своих потребностей.
Язык – это система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, передачи и хранения информации от поколения к поколению.