Тема 1. теоретические основы социально-педагогической деятельности
Https://lib.nspu.ru/umk/6571cc7250ae1d03/1.html
ПРЕДИСЛОВИЕ
Курс «Социально-педагогическая деятельность» является обобщающим курсом, предназначенным для подготовки бакалавров направление подготовки: 050400.62 Психолого-педагогическое образование, профиль: психология и социальная педагогика.
Спецификой данного курса является ярко выраженная прикладная направленность, межпредметные связи с дисциплинами психолого-педагогического, социолого-политологического циклов, а также курсами по изучению отдельных аспектов социальной работы, прежде всего истории, теории и методологии социальной педагогики и социальной работы как целостного явления. Предназначение курса «Социально-педагогическая деятельность» помочь будущему специалисту в области социального воспитания (социальной педагогики) и социальной работы скорректировать собственный стиль профессионального мышления (адекватно понимать, анализировать, оценивать проблемы социального воспитания, видоизменять, перестраивать и преобразовывать социальную ситуацию становления личности с гуманистических позиций); уточнить ориентиры и логику действия, направленные на максимально возможное и полное раскрытие актуальных задач социального воспитания; вооружить инструментарием и технологиями решения основных типовых задач, определяющих ведущие направления деятельности социально-педагогической деятельности образовательного учреждения.
Практические занятия по курсу «Социально-педагогическая деятельность» призваны обеспечить инструментальную вооруженность будущих профессионалов и направлены на практическую отработку и методико-технологическое подкрепление основных аспектов содержания деятельности социального педагога.
Раздел 1. сущность, содержание и методико-технологический инструментарий социально-педагогической деятельности
ТЕМА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Среди двадцати тысяч профессий, официально зарегистрированных Международной организацией труда, есть и профессия «социальный педагог». Несмотря на то, что уже более десяти лет в России введен институт социальных педагогов (как профессия), признанный обеспечить систему социальной помощи и защиты населения, многим гражданам об этом мало что известно.
Сопоставительный анализ отечественного и зарубежного опыта оказания социальной помощи детям показывает, что она принципиально отличается от социальной помощи любым категориям взрослого населения тем, что обязательно должна иметь педагогическую составляющую, связанную с воспитанием и образованием ребенка, его развитием и успешной социализацией. Следовательно, деятельность, направленная на оказание социальной помощи детям, является социально-педагогической и представляет собой разновидность деятельности педагогической.
Выявлению сущности педагогической деятельности посвящено много научных исследований. Так, известный психолог Ю. Н. Кулюткин видит своеобразие педагогической деятельности в том, что она является «метадеятельностью», т. е. формирует другую деятельность. Работа педагога надстраивается над деятельностью воспитанника (ученика). Цели, которые ставит перед собой педагог, формируются как потенциальные эффекты продвижения ученика; процесс продвижения этих целей также реализуется через организацию деятельности воспитанника; оценка успешности действий педагога производится на основе того, насколько успешным оказывается запланированное продвижение ученика.
Раскрывая специфику педагогической деятельности, некоторые ученые подчеркивают ее когнитивный характер. Так, С. Г. Вершловский и Л. Н. Лесохина включают в состав педагогической деятельности прежде всего элементы деятельности мыслительной. В предложенной ими структуре они выделяют:
- педагогическое предвидение, прогнозирование, связанные с педагогической интерпретацией социальных явлений, своеобразным переводом общественных целей и задач на педагогический язык;
- методическое осмысление, инструментовку учебно-воспитательных действий;
- осмысление процесса организации различных информационных и воспитательных влияний;
- необходимость анализа достигнутых результатов, соотнесение их с выдвигаемыми целями и задачами.
Однако «отсроченность» результата, его зависимость от множества факторов, известная субъективность оценок затрудняют определение эффективности учебно-воспитательных воздействий. Социально-педагогическая деятельность как разновидность деятельности педагогической имеет общие с ней черты и отличительные особенности. Большинство исследователей к общим чертам относят тождество основной функции, которую и педагогическая, и социально-педагогическая деятельности выполняют в обществе – социальное наследование, социокультурное воспроизводство и развитие человека. В целом совпадают и мнения разных ученых относительно специфических особенностей социально-педагогической деятельности по сравнению с педагогической.
М. А. Галагузова отмечает, что если педагогическая деятельность носит нормативно-программный характер, то социально-педагогическая всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем. Если педагогическая деятельность имеет непрерывный характер, то социально-педагогическая в ряде случаев ограничена тем временным промежутком, в течение которого решается проблема. Профессиональная деятельность педагога, как правило, осуществляется в учреждении системы образования, тогда как социально-педагогическая деятельность имеет намного более широкую сферу применимости.
Л. А. и М. А. Беляевы считают, что ключевым в определении социально-педагогической деятельности является понятие «адаптация». В современных условиях человеку на протяжении жизни неоднократно приходится сталкиваться с изменением социальной среды. Он может оказаться в ситуации, характеризующейся необходимостью изменять себя, либо среду, либо и то и другое вместе, т. е. оказывается перед необходимостью адаптироваться к изменившимся условиям. Одни люди способны самостоятельно разрешить проблемную ситуацию, приспособиться к изменившимся социальным условиям. Другие, не сумев адаптироваться, утрачивают социально значимые качества, становятся объектом профессиональной помощи. По мнению педагогов Л. А. и М. А. Беляевых, основная отличительная особенность социально-педагогической деятельности заключается в том, что потребность в ней возникает в случае, если у человека (группы людей) складывается проблемная ситуация во взаимоотношениях со средой.
Н. И. Никитина рассматривает социально-педагогическую деятельность как целенаправленную работу профессионала по социальному воспитанию личности в конкретном социуме с целью успешной ее социальной адаптации.
Социально-педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных, коррекционно-развивающих мероприятий, а также путем педагогически целесообразной организации различных сфер жизнедеятельности подопечных.
К основным принципамсоциально-педагогической деятельности относят: индивидуальный подход; опору на положительные стороны личности подопечного; объективность подхода к подопечному; конфиденциальность.
Как и любая профессиональная деятельность, социально-педагогическая работа имеет определенную структуру. Основными ее компонентами являются:
- определение цели и задач деятельности;
- определение субъекта и объекта деятельности;
- определение содержания деятельности;
- выбор методов и технологий работы;
- выбор форм деятельности;
- реализация намеченного плана деятельности;
- корректировка деятельности;
- анализ результатов.
В широком смысле цель социально-педагогической деятельности – ожидаемые позитивные изменения в человеке (или группе людей), которые произошли в результате осуществления специально подготовленной и планомерно проведенной системы действий специалистов. В узком смысле цель профессиональной деятельности социального педагога – это оказание подопечному социально-психолого-педагогической помощи, создание благоприятных условий для личностного роста, защита прав подопечного в его жизненном пространстве.
В социально-педагогическом процессе важна не только сама цель, но и то, как она определяется, вырабатывается. В этом случае можно говорить о процессе целеполагания. В педагогической науке целеполагание характеризуется как трехкомпонентное образование, включающее в себя:
- выдвижение и обоснование целей;
- определение путей их достижения;
- проектирование ожидаемого результата.
Целеполагание может быть успешным, если оно осуществляется с учетом следующих требований:
- диагностичность (выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников социально-педагогического процесса);
- реалистичность (выдвижение и обоснование целей с учетом возможностей конкретной ситуации);
- преемственность (выдвижение и обоснование взаимосвязанных целей на каждом этапе социально-педагогической деятельности);
- результативность (контроль результатов достижения цели);
- идентичность (принятие цели на эмоциональном и рациональном уровнях всеми участниками социально-педагогического процесса).
На практике социальному педагогу чаще всего приходится решать проблемы органичного сочетания индивидуальных целей подопечного и групповых целей его ближайшего окружения; согласованности целей при организации взаимодействия детей, родителей, педагогов, специалистов различного профиля на конкретном этапе работы.
Условно целеполагание в работе социального педагога может быть представлено следующими этапами:
- диагностика исходной ситуации, в которой находятся участники социально-педагогического процесса;
- моделирование целей предстоящей деятельности и возможных результатов;
- организация совместной целеполагающей деятельности педагогов, специалистов различного профиля, детей, родителей;
- уточнение целей, внесение коррективов в первоначальные замыслы с учетом новой информации о причинах, особенностях проблемной ситуации;
- составление программы социально-педагогических действий по достижению целей, определение способов (путей) ее реализации.
Таким образом, целеполагание в профессиональной деятельности – это многоуровневый мыслительный процесс, включающий сложнейшие операции (анализ, синтез, прогнозирование), происходящий явно или скрыто на каждом этапе, в каждом звене социально-педагогической работы.
Одна из реальных практических проблем, встающих перед социальным педагогом, – определение не только целей, но и задач профессиональной деятельности.
Задачи социально-педагогической деятельностиопределяют ближайшую перспективу разрешения конкретных проблем социальной жизни. Одна цель может быть достигнута через реализацию задач по нескольким направлениям (профилактическому, реабилитационному, правозащитному и др.). Среди задач профессиональной деятельности социального педагога можно выделить следующие:
- создание условий для сохранения, укрепления физического, психического, нравственного, социального здоровья подопечного;
- формирование и развитие нравственных качеств, социально значимых ориентаций, установок в жизненном самоопределении подопечного;
- предупреждение, устранение прямых и косвенных десоциализирующих влияний микросоциума на развитие ребенка;
- создание благоприятных условий в микросоциуме для развития способностей, реализации возможностей подопечного;
- реализация системы профилактических, реабилитационных мер, направленных на оптимизацию процесса социальной адаптации подопечного.
Содержание социально-педагогической деятельности, обеспечивающее достижение поставленных цели и задач, во многом зависит от специализации, места работы социального педагога. В самом общем виде можно выделить следующие его составляющие:
- системное изучение индивидуальных особенностей личности подопечного, социально-педагогических влияний микросреды;
- установление профессионального (личностно-делового) контакта, взаимодействия с личностью (группой), нуждающейся в помощи;
- социально-педагогическое управление способами активизации самостоятельности личности в процессе ее самореализации;
- социально-педагогическая опека и посредничество;
- социально-педагогическая поддержка личности в критических, кризисных, проблемных ситуациях.
Социально-педагогическая поддержка детствапредставляет особый вид социально-педагогической деятельности, которая направлена на выявление и разрешение проблем ребенка с целью обеспечения и защиты его прав на полноценное развитие и образование. Вместе с тем профессиональная деятельность социального педагога предполагает и так называемое социальное закаливание подопечных (детей, подростков и др.), т. е. развитие у них способности самостоятельно преодолевать трудности, планировать и осуществлять свои действия в сложной жизненной ситуации.
Профессионализм социального педагога проявляется в умении выявлять как достоинства личности, так и «проблемное поле» подопечного, прогнозировать возможные варианты его развития, позитивно влиять на мотивацию, активизируя процессы самовоспитания, саморазвития. Это возможно при правильном определении специалистом ценностных ориентаций, формируемых социальной микросистемой, в которую включен ребенок. Социальному педагогу необходимо уметь выяснять социальные роли, выполняемые ребенком, во многом определяющие его потребности и поведение. Ведь в широком смысле профессиональная социально-педагогическая деятельность направлена на формирование и развитие нравственной сферы личности, социально значимых установок в жизненном самоопределении.
В качестве основных объектов социально-педагогической деятельности выделяют дети и молодежь, нуждающиеся в помощи в процессе их социализации к этой категории относятся дети с интеллектуальными, педагогическими, психологическими, социальными отклонениями от нормы, возникшими как следствие дефицита полноценного социального воспитания, а также довольно большое количество детей, имеющих физические, психические, интеллектуальные нарушения развития (слепые, глухонемые, больные детским церебральным параличом – ДЦП, умственно отсталые и др.). Все эти дети требуют особой заботы общества.
Субъект социально-педагогической деятельностимногомерен, выделяют три уровня включенности в решение социальных проблем ребенка учреждений, организаций, специалистов:
- ведущие (социальные педагоги, социальные работники, социально-педагогические центры системы социальной защиты детей и подростков, органы государственной власти);
- сопутствующие (учреждения, организации и специалисты здравоохранения, внутренних дел, социальной защиты, спорта, культуры, общественные организации);
- оказывающие косвенное влияние на реализацию ведущими учреждениями, организациями и специалистами, задач социальной помощи детям и подросткам (финансово- экономические организации, учреждения пищевой и легкой промышленности и т. д.)
Результатомявляется развитие обучающихся: их личностное, индивидуальное совершенство, становление их как личности.