Понятие системы образования в России. Непрерывное многоуровневое профессиональное образование
Многоуровневая непрерывная профессиональная подготовка – это интегрированная непрерывная система интенсивного образования, обеспечивающая стадийное обучение специалистов – профессионалов разного уровня образования и квалификации в соответствии с объективными потребностями науки, производства, образования, экономическими, социальными условиями жизнедеятельности общества и личности.
Она обусловливает конкурентоспособность, высокий профессионализм и востребованность выпускников на рынке труда.
Сформулируем требования, которым должна удовлетворять многоуровневая система
1. Система должна быть мобильной и в достаточной степени учитывать индивидуальные особенности каждой личности.
2. Система образования должна быть открытой.
3. Система образования должна в максимальной степени использовать принцип фундаментальности. Только фундаментальное образование дает такие знания, которые не устаревают с течением времени, помогают ориентироваться в любой новой среде и являются универсальными по существу.
4. Система образования должна предоставлять возможности получения междисциплинарного многопрофильного обучения.
5. Перестройка учебного процесса на основе использования новых технологий обучения.
Принципы непрерывного многоуровневого профессионального образования:
1. Непрерывность – формирование и воспитание личности в течение всей жизни, достижения человеком в соответствии с его интересами, потребностями и способностями вершины профессионального мастерства.
2. Интегративность обеспечивает междисциплинарную комплексность, обобщенность, уплотненность знаний, методов и средств познания, изучения педагогических явлений и процессов.
3. Дифференцированность - принцип, реализующийся одновременно с интеграцией, конкретизирующий объекты, предметы и явления в связи с объективными потребностями и специфическими особенностями изучаемых профессий.
4. Многоуровневостъ направленный на обеспечение необходимого для личности образования с учетом индивидуальных особенностей человека и потребностей общества, рынка труда.
5. Многопрофильность позволяет в полной мере использовать потенциальные возможности личности, овладеть несколькими профессиями, стать специалистом широкого профиля.
6. Профессиональная направленность – весь процесс обучения направлен на овладение конкретной профессией.
7. Культурологическая взаимообусловленность - нацеленный на обеспечение культурного развития в процессе овладения профессией, на наполнение содержания образования культурологическими понятиями, категориями, средствами и способами формирования знаний, умений, навыков, ценностей и норм поведения.
8. Стадийность предусматривает деление учебно-воспитательного процесса на стадии, циклы, законченные этапы обучения, дающие возможность после завершения учебы получить документ об образовании и квалификации
9. Комплексность выражается в единстве, логическом синтезе философских, социально-экономических, естественнонаучных, технических, технологических знаний об изучаемом объекте (предмете), а также общенаучных и конкретно научных методологических положений.
10. Социальная обусловленность обеспечивает признание приоритета социально значимых требований к подготовке будущих специалистов: уровню образованности, овладения профессией, интеллектуальной, нравственной и политической зрелость личности.
11. Модульность предусматривает расчленение учебного процесса на структурные элементы (операции)
12. Междисциплинарность - принцип взаимодействия категорий, понятий, явлений и процессов, рассматриваемых различными науками, учебными дисциплинами, имеющих общие взаимосвязи, объединения на общем методологическом базисе основ наук.
13. Системность обеспечивает целостность построения и взаимосвязь отдельных подсистем (начальное, среднее, высшее, дополнительное образование; общеобразовательная, общетехническая, профессиональная подготовка; теоретическое, производственное обучение; учебно-познавательная, учебно-производственная деятельность).
15. Технологичность требует такой систематизации знаний, умений и навыков, при которой обеспечивалась бы последовательность формирования учебно-практических, политехнических и профессиональных знаний, умений и навыков, точность действий выполняемой работы, высокое качество продукции, развитие у учащихся творческого мышления и технической самостоятельности.
Функции системы непрерывного профессионального образования.
1. Социальная функция охватывает всю область формирования личности, определяет основные направления ценностных ориентации личности в производительном труде, раскрывает социальные аспекты профессиональной деятельности, общественные отношения и потребности, вскрывает зависимость профессионального образования от общественных отношений и материального производства.
2. Прогностическая функция обеспечивает использование прогностической информации для определения долгосрочной перспективы формирования личности будущего специалиста, определение требований к профессиональной подготовке, к уровню квалификации выпускников, системы содержания профессионального образования, оперативную его корректировку.
3. Интегративная функция заключается в том, что наряду с самостоятельной обусловленностью профессиональное образование является связующим звеном между общим и высшим образованием, объединяет всю совокупность знаний, умений и навыков, норм и ценностей в единое целое, педагогическую систему.
4. Системная функция обеспечивает целостность профессионального образования и оптимизирует взаимосвязь отдельных подсистем (общеобразовательная, профессиональная подготовка).