Глава 17. Особенности воспитательной работы с осуждёнными, придерживающимися уголовных традиций
Социальная общность осуждённых имеет устойчивую систему своих традиций, ценностей и норм поведения. Данная общность осуждённых является в значительной мере замкнутым формированием, находящимся в непримиримых отношениях с остальным обществом, а поэтому её неформальные нормы усиленно развиваются, уголовные же традиции более консервативны.
Чем дольше осуждённый находится в местах лишения свободы, чем в большей мере он ассоциирует себя с остальными осуждёнными (в особенности с теми, кто придерживается уголовных традиций), тем значительнее он испытывает давление существующих норм, тем обязательнее он должен с ними считаться[143].
Большой опыт преступного образа жизни формирует в их социально-нравственном сознании нравственное «кредо», извращённые представления об окружающей действительности, моральных и правовых нормах общества. Понятие чести, добра, достоинства, долга, как правило, у них искажены.
Многие годы отбывания наказания в условиях лишения свободы на большую часть осуждённых накладывают свой отрицательный отпечаток. Утратив полезные социальные связи с родными и близкими, они восполняют этот пробел в своей системе общения: увлекаются татуировками, «упражняются» в присвоении другим осуждённым кличек, отражающих недостатки физического и умственного развития, привычками в поведении, как бы утверждая тем самым свой «авторитет» в преступном окружении[144].
У осуждённых этой категории ярко проявляются черты характера насильников, отсутствие сострадания и способности к сопереживанию, бесчеловечность и равнодушие. Для них характерен завышенный уровень значимости своей личности. Они без сожаления относятся к факту утраты своей свободы, так как считают себя людьми смелыми и решительными. Поэтому зачастую они сопротивляются проводимым воспитательным мероприятиям, пытаются добиться признания особого положения среди других осуждённых, стремятся подчинить их своему влиянию.
Результатом неправильного воспитания в детстве, длительного преступного образа жизни, злоупотребления алкоголем и наркотиками, воздействия отрицательной микросреды и других негативных социальных факторов являются высокая импульсивность, эмоциональность и расторможенность в поведении.
Осуждённые данной категории характеризуются не только неоднократностью судимостей, но и повышенной социально-педагогической запущенностью. По числу судимостей значительную часть составляют лица, дважды приговорённые судами к лишению свободы, несколько меньшую группу составляют осуждённые, имеющие три и более судимостей.
По характеру совершённых преступлений наибольшее число лиц составляют осуждённые за корыстные преступления (разбой, грабёж, мошенничество и т. д.). Около одной трети – это осуждённые за хулиганство, значительная часть – за преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства граждан (умышленные убийства, умышленные тяжкие телесные повреждения, изнасилование)[145].
Важно учитывать, что, работая с данной категорией осуждённых, воспитателям необходимо следовать тем же принципам, которые лежат в основе воспитательной деятельности с другими категориями осуждённых. Однако отождествлять методы, средства и формы работы с осуждёнными, придерживающимися уголовных традиций, и другими категориями осуждённых было бы неправильно. Процесс исправления осуждённых этой категории имеет свои особенности, которые предопределяются социально-демографическими, уголовно-правовыми, психолого-педагогическими характеристиками преступников.
Неоднородность состава осуждённых по степени социально-педагогической запущенности предусматривает дифференцированный подход в процессе их исправления. Процесс исправления таких осуждённых должен быть направлен на развенчание уголовной «романтики» и «воровских» традиций.
Воспитательная работа с осуждёнными, придерживающимися уголовных традиций, должна проводиться особо убедительно, гибко и разнообразно по форме и по содержанию.
По сравнению с другими категориями осуждённых к лишению свободы осуждённые, придерживающиеся уголовных традиций, в большей мере подвержены отрицательной установке к труду. Поэтому приобщение особо опасных рецидивистов к труду как одному из основных средств исправления является важным направлением в организации этого процесса. Трудовое воспитание осуждённых должно включать два основных элемента: выработку трудовых навыков и формирование осознанной необходимости трудиться.
В процессе нравственного воспитания необходим дифференцированный и индивидуальный подход, направленный на выявление степени моральной деградации личности, выявление отрицательных и положительных качеств.
В культурно-массовой работе основное внимание сосредоточивается на просмотре и обсуждении художественных, документальных и научно-популярных фильмов.
В колониях особого режима осуществляется строгая изоляция особо опасных рецидивистов по камерам, и коллективные формы воспитательной работы здесь малоэффективны. В связи с этим важнейшей формой исправления осуждённых, придерживающихся уголовных традиций, является индивидуальная работа, в которой необходимо учитывать особенности режима отбывания наказания. С осуждёнными необходимо установить контакты, стремиться выработать у них правильное отношение к условиям режима, помочь им определиться в данной социальной сфере.
Весь комплекс педагогических мер в работе с этой категорией осуждённых должен быть направлен, прежде всего, на предупреждение повторных преступлений с их стороны после освобождения из мест лишения свободы. При этом важно иметь в виду, что в результате неоднократных судимостей и длительных сроков наказания к лишению свободы осуждённые в значительной мере утрачивают полезные социальные связи. Это осложняет решение жилищного вопроса и вопроса трудоустройства. Оказать помощь этим лицам в восстановлении полезных связей, в том числе и с родственниками, в устройстве на работу – значит создать условия для закрепления результатов исправления[146].
Таким образом, эффективность воспитательной работы с осуждёнными, придерживающимися уголовных традиций, зависит от учёта сотрудниками специфики применяемых методов, средств и способов воспитательных воздействий на данную категорию осуждённых.