Самовоспитание как важнейший фактор развития личности и его психолого-педагогические стимулы
Ни овладение знаниями, ни формирование личностных качеств не могут происходить без стремления самого школьника к учению, без проявления им учебно-познавательной активности и работы над развитием своей нравственности, эстетической и физической культуры.
Правильно поставленное воспитание есть не что иное, как умелое внутреннее стимулирование активности растущей личности в работе над собой, есть побуждение ее к собственному развитию и совершенствованию. Иначе говоря, уже в процессе воспитания имеет место самовоспитательная работа учащихся. Но эта работа обусловливается и стимулируется специально организуемым воспитательным влиянием учителей.
Известный французский философ Ж.П.Сартр утверждал, что "человек есть только то, что он сам из себя делает", подчеркивая тем самым определяющую роль самовоспитания в его личностном развитии.
Самовоспитание - это сознательная и планомерная работа над собой, направленная на формирование таких свойств и качеств, которые отвечают требованиям общества и личной программе развития.
Учащиеся начинают заниматься самовоспитанием только тогда, когда они I уже отдают себе ясный отчет в своих действиях и поступках, когда у них вырабатывается способность к самооценке, к осмыслению своих положительных и отрицательных качеств и возникает потребность в собственном совершенствовании. Обычно это происходит в подростковом возрасте.
Большое значение имеет знание и умелое использование всех тех факторов, которые побуждают учащихся к самовоспитанию.
Формирование у учащихся общественных идеалов. С этой целью в школе необходимо осуществлять содержательное и действенное общественное воспитание, формировать гражданские и нравственные качества. Вот почему огромное воспитательное значение имеет ознакомление учащихся с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, военачальников, писателей, общественных деятелей.
Притязания личности на признание своего достойного места в коллекти-ве. Эти притязания нужно поддерживать и развивать, чтобы каждый учащийся мог завоевать уважение и авторитет среди своих товарищей. Вместе с тем следует в тактичной форме обращать внимание школьников на те недочеты в их характере и поведении, которые мешают им укреплять свое достоинство и которые нужно преодолевать в процессе самовоспитания.
Внесение в работу учащихся, и особенно в проведение внеклассных мероприятий, атмосферы соревновательности. Участие в общественно полезной и культурно-массовой работе создает множество ситуаций для этой состязательности в выдумке, сноровке, в трудовых делах и художественно - эстетическом творчестве. В этих условиях многие учащиеся замечают недочеты в своем поведении и характере и ставят перед собой задачи по их преодолению, выработке тех или иных качеств и начинают заниматься самовоспитанием.
Положительные примеры, которые проявляют учителя и сверстники в нравственной, общественной и художественно эстетической сферах. Вот почему так важно, чтобы учащиеся видели в учителе образец кристальной честности и моральной чистоты, чтобы он сам проявлял творческие способности, мог увлечь кружковой работой, туризмом, краеведением и т.д.
Здоровые дискуссии на моральные темы и критика в ученическом коллективе, принципиальная оценка недостатков в поведении и характере отдельных школьников.
Психологические механизмы воздействия этих факторов на стимулирование учащихся к самовоспитанию состоят в том, что они возбуждают у них переживание внутренних противоречий между достигнутым и необходимым уровнем личностного развития и вызывают потребность в работе над своим совершенствованием.
62.Основные этапы и методы самовоспитания, педагогическое руководство самовоспитанием.
В основе самовоспитания лежит принцип опережающего отражения в сознании человека тех действий и поступков, которые он собирается совершить, определение тех черт и качеств, которые он стремится выработать у себя.
Намечая программу самовоспитания необходимо также определить ее методы. Важнейшими из них являются: а) самоубеждение; б) самообязательст- во; в) самокритика; г) мысленный перенос себя в положение другого человека (эмпатия); д) самопринуждение; е) самоприказ; ж) самонаказание и др.
В чем же заключается сущность каждого из этих методов?
Метод самоубеждения. Сущность его состоит в том, что ученик выявив свои недостатки, например, неумение держать свое слово, убеждает себя в необходимости изжития этого недостатка.
Метод самовнушения. Его сущность заключается в том, что человек сам стремится воздействовать на собственную психику и чувства, сам, как правит ло, вслух внушает себе, как он будет вести себя или каких действий не будет' делать.
Самообязательство. Он предполагает, что учащийся задавшись целью преодолеть у себя тот или иной недостаток или выработать какое-то положительное качество берет на себя обязательство не проявлять поспешности, хорошо обдумывать порядок выполнения заданных учителем упражнений, чтобы не допускать ошибок и поправок.
Метод самокритики. Сущность его в том, что ученик, который выявил у себя тот или иной недостаток и поставил перед собой цель изжить его, подвергает себя самокритике с тем, чтобы мобилизовать свои волевые усилия к его быстрейшему преодолению.
Метод эмпатии, или мысленного переноса себя в положение другого человека, сопереживания его чувств. Школьник вырабатывает у себя положительные качества и преодолевает отрицательные, ставя себя в положение другого человека, сопереживая его чувствам, и таким образом побуждает себя к самосовершенствованию.
Самоприиуждение, или самоприказ. Это очень действенный метод самовоспитания. Он применяется в тех случаях, когда учащийся определил те или иные правила поведения и не проявляет достаточной силы воли в соблюдении данного правила.
Метод самонаказания. Он применяется тогда, когда в процессе самовоспитания человек делает те или другие отступления от намеченных им самим правил поведения.
В структуре самовоспитания можно выделить следующие компоненты:
- критический анализ и самооценку своих недостатков и постановку конкретной цели самовоспитания;
- разработку программы самовоспитания;
- определение его методов;
- аутотренинг, то есть непосредственную работу личности над собой;
- самоконтроль.