Уровень сформированности гражданской компетенции у респондентов экспериментальной группы после эксперимента
Компоненты гражданской компетенции | низкий | средний | высокий | |||
до | после | до | после | до | после | |
когнитивный | 90% | 46% | 10% | 49% | 0% | 5% |
аксиологический | 90% | 34% | 8% | 57% | 2% | 9% |
эмоционально-волевой | 93% | 32% | 7% | 65% | 0% | 3% |
деятельностный | 85% | 14% | 15% | 78% | 0% | 8% |
Гражданская компетенция | 89,5% | 31,5% | 10% | 62,25% | 0,25% | 6,25% |
Данные таблицы демонстрируют положительную динамику сформированности гражданской компетенции в экспериментальной группе. Так, на 58% уменьшилось количество респондентов с низким уровнем гражданской компетенции, при этом на 52,25% увеличилось количество респондентов, проявляющих средний уровень гражданской компетенции и на 6% - повысилось количество респондентов с высоким уровнем сформированности гражданской компетенции.
Сравнительный анализ результатов, полученных в контрольной и экспериментальной группах, мы отразили на рисунке 5.
Рис. 5 Сравнительные показатели уровня сформированности гражданской компетенции респондентов контрольной и экспериментальной групп после эксперимента
Сравнительные результаты вторичной диагностики гражданской компетенции, полученные в контрольной и экспериментальной группах, демонстрируют более высокие показатели у респондентов экспериментальной группы. (Напомним, что на контрольном этапе по всем изучаемым показателям респонденты контрольной и экспериментальной групп демонстрировали относительно одинаковые результаты. Конкретизируем полученные данные). Так, количество респондентов с низким уровнем сформированности гражданской компетенции в экспериментальной группе на 57% меньше, чем в контрольной. Тогда как количество респондентов со средним уровнем гражданской компетенции в экспериментальной группе, напротив, на 51% превышает таких респондентов в контрольной группе. Наконец, в экспериментальной группе, незначительное количество - 6,25%, но обнаружены респонденты с высоким уровнем гражданской компетенции, в контрольной группе учащихся, проявляющих высокий уровень сформированности гражданской компетенции не обнаружены.
Для более точного вывода мы провели сравнительный анализ покомпонентных результатов, полученных в контрольной и экспериментальной группах. Полученные результаты отражены в соответствующих диаграммах (рис. 6-9 контрольная группа), (рис. 10-13 – экспериментальная группа).
Рис. 6. Сравнительный анализ уровня сформированности когнитивного компонента гражданской компетенции до и после эксперимента в контрольной группе
Диаграмма имеет статичный характер, то есть никаких значительных изменений по когнитивному компоненту гражданской компетенции в контрольной группе не обнаружено.
Рис. 7. Сравнительный анализ уровня сформированности эмоционально-волевого компонента гражданской компетенции до и после эксперимента в контрольной группе
Сравнительный анализ результатов, полученных по эмоционально-волевому компоненту гражданской компетенции в контрольной группе до и после эксперимента, демонстрирует незначительные изменения. Так, количество респондентов с низким уровнем гражданской компетенции снизилось на 6%, со средним – увеличилось на 6%. При этом после эксперимента респондентов с высоким уровнем гражданской компетенции не обнаружено.
Рис. 8. Сравнительный анализ уровня сформированности аксиологического компонента гражданской компетенции до и после эксперимента в контрольной группе
Данные диаграммы вновь свидетельствуют о ее статичном характере. То есть ни положительной, ни отрицательной динамики у респондентов контрольной группы по аксиологическому компоненту не обнаружено.
Наконец, сравнительный анализ деятельностного компонента мы отобразили на рисунке 9.
Рис. 9. Сравнительный анализ уровня сформированности деятельностного компонента гражданской компетенции до и после эксперимента в контрольной группе
По деятельностному компоненту, также как и по всем, изученным нами ранее, никаких изменений не обнаружено.
Таким образом, в контрольной группе при вторичной диагностике никаких изменений по компонентам гражданской компетенции не обнаружено.
Далее по такому же принципу мы провели сравнительный анализ результатов, полученных по каждому отдельному компоненту у респондентов экспериментальной группы.
Рис. 10. Сравнительный анализ уровня сформированности когнитивного компонента гражданской компетенции до и после эксперимента в экспериментальной группе
Диаграмма демонстрирует положительную динамику уровня сформированности когнитивного компонента гражданской компетенции у респондентов экспериментальной группы. Так, количество респондентов, у которых уровень гражданской компетенции соответствует низкому снизилось на 44%, тогда как процентный состав респондентов, проявляющих средний уровень гражданской компетенции увеличился на 39%. Кроме того, появились респонденты (5%), уровень гражданской компетенции которых по всем показателям соответствовал высокому.
Сравнительный анализ результатов аксиологического компонента гражданской компетенции в экспериментальной группе мы показали в диаграмме на рисунке 11.
Рис. 11. Сравнительный анализ уровня сформированности аксиологического компонента гражданской компетенции до и после эксперимента в экспериментальной группе
В диаграмме вновь прослеживается положительная динамика показателей аксиологического компонента. Значительно (на 56%) уменьшилось количество респондентов с низким уровнем проявления аксиологического компонента гражданской компетенции, при этом на 49% увеличилось количество респондентов, гражданская компетенция которых соответствует среднему уровню и на 7% увеличился процентный состав респондентов с высоким уровнем проявления гражданской компетенции.
Рис. 12. Сравнительный анализ уровня сформированности эмоционально-волевого компонента гражданской компетенции до и после эксперимента в экспериментальной группе
По диаграмме прослеживается позитивная динамика уровня сформированности эмоционально-волевого компонента гражданской компетенции у респондентов экспериментальной группы после проведения формирующего этапа эксперимента (на 61% сократилось количество респондентов с низким уровнем сформированности эмоционально-волевого компонента, на 58% увеличилось количество респондентов со средним уровнем сформированности данного компонента, наконец, 3% учащихся продемонстрировали уровень сформированности эмоционально-волевого компонента на высоком уровне, что не было обнаружено на констатирующем этапе эксперимента).
Динамику деятельностного компонента гражданской компетенции мы показали на диаграмме, расположенной на рисунке 13. На диаграмме прослеживается положительная динамика показателей и по деятельностному компоненту. Процентный состав респондентов с низким уровнем деятельностного компонента гражданской компетенции снизилось на 71%, со средним уровнем – увеличился на 63%, появились респонденты с высоким уровнем (их число составило 8%).
Рис. 13. Сравнительный анализ уровня сформированности деятельностного компонента гражданской компетенции до и после эксперимента в экспериментальной группе
Таким образом, проведенный нами сравнительный анализ результатов, полученных по каждому компоненту гражданской компетенции, демонстрирует положительную динамику всех ее показателей в экспериментальной группе и статичный характер уровня этих компонентов в контрольной группе. Это доказывает эффективность, выбранных нами для формирования гражданской компетенции методов и приемов, и подтверждает гипотезу в той части, что формированию гражданской компетенции в начальной школе на уроках окружающего мира способствуют: использование проектной деятельности; комплекса наглядных, практических и словесных методов; смена разных видов деятельности.