На втором этапе выявлен уровень сформированности звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы из числа детей МДОУ № 152 города Ижевска.

Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по развитию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста, которое адресовано воспитателям и родителям детей.

При проведении опытно – экспериментальной работы нами была проведена диагностика звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста. Диагностика осуществлялась на базе МБДОУ №152 в старшей группе. Данную группу посещают 28 человек, 10 из них, имеют речевые нарушения, они и составили экспериментальную группу. Для изучения процесса усвоения процесса усвоения звуковой стороны речи старшими дошкольниками мы использовали диагностику предложенную О. У. Ушаковой и Е. М. Струниной. Диагностические задания предлагались детям в индивидуальной игровой форме, что позволило получить наиболее достоверные и объективные данные. При исследовании звуковой культуры речи у детей 5 – 6 лет проводится анализ по следующим позициям:

Умение дифференцировать звуки природы

Состояние артикуляционной моторики

Способность к фонетическому анализу

Способность на слух дифференцировать оппозиционные звуки, не смешиваемые и смешиваемые в произношении

Состояние произношения звуков в звукосочетаниях и словах

Сформированность таких качеств, как: сила голоса, темп, дикция и интонационная выразительность речи.

Итак, в программу обследования звуковой культуры речи входят: обследование развития слухового восприятия, обследование состояния артикуляционной моторики, обследование состояния фонематического слуха, обследование состояния звукопроизношения, обследование общего звучания речи.

2.2. Анализ результатов диагностики.

Результаты диагностики мы заносили в специально разработанный протокол № 1 ( таблицы № 1, № 2 ). Оценка по всем заданиям проводилась в количественном выражении ( 4 бальная система ).

Протокол оценки состояния звуковой культуры речи у детей 5 – 6 лет на этапе констатирующего эксперимента № 1.

Таблица №1

Содержание работы Экспериментальная группа
Вера С. Полина Г. Федя К. Андрей П. Влада А. Андрей С. Валя П. Гриша М. Рома Х. Света Г.
1Обследование развития слухового восприятия.
2Обследование состояния артикуляционной моторики
3Обследование состояния фонематического слуха
4Обследование состояния звукопроизношения
5Обследование общего звучания речи
Итоговая оценка 2,4 2,6 3,4 2,8


На основе предложенной бальной системы оценок мы разработали схему уровней развития звуковой культуры речи ( таблица № 3 ), которая помогает выявить уровни усвоения детьми звуковой стороны речи при условности количественных оценок за высказывания разной полноты и правильности: I — высокий, II — средний (достаточный), III — ниже среднего, IV — низкий. В конце обследования речи детей производился подсчет баллов. Если большинство ответов (свыше 75 %) получило оценку 4, это высокий уровень. Если больше 50 % ответов с оценкой 3, это средний уровень, если больше 50 % ответов с оценкой 2, это уровень ниже среднего, а если больше 50 % ответов с оценкой 1 — низкий уровень.

Критерии уровней развития звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.

Таблица №3.

Уровни Критерии уровней (баллы) Экспериментальная группа %
Высокий 0 %
Средний 90 %
Ниже среднего 10 %
Низкий 0 %

На втором этапе выявлен уровень сформированности звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы из числа детей МДОУ № 152 города Ижевска. - student2.ru

Диаграмма звуковой культуры речи по полученным результатам диагностики.

Проведенный нами анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что уровень развития звуковой культуры речи у 90% детей экспериментальной группы находится на среднем уровне, на уровне ниже среднего 10%.

У детей экспериментальной группы среднеарифметическое составляет 2,92 балла, что соответствует среднему уровню развития звуковой культуры речи. Полученные данные свидетельствуют, что звуковая культура речи у детей 5 – 6 лет сформированы недостаточно и требуется коррекционно – педагогическая работа.

2.3.Рекомендации по результатам диагностики.

Развитие слухового внимания и фонематического слуха.

Умение ребенка сосредотачиваться на звуке, или слуховое внимание - это очень важная особенность в развитии без этой особенности невозможно слушать и понимать речь. Но важно не только слышать звуки, но также различать и анализировать их. Это умение называется фонематическим слухом. Фонематический слух - это умение сосредотачиваться на звуке, различать и анализировать звуки - очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Лучше всего это делать в игре. Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.

Игры для развития речевого слуха, можно разделить на несколько групп:
1)Игры на развитие слухового внимания:

«Узнай, что звучит?», «Узнай, где звучит?», «Что ты слышишь?», «Назови звуки улицы», «Жмурки с колокольчиком», «Морзянка» и тд.

2)Игры на развитие фонематического слуха:

«Поймай звук», «Определи звук в слове», «Какой последний звук?», « Эхо», «Путаница», «Какой последний звук?», «Лишнее слово».

В период дошкольного возраста происходят наиболее значимые и важные качественные изменения в овладении языковой знаковой системой, прежде всего словом как базисным знаком, что обеспечивает социально-коммуникативные потребности развития, общения и познания. При наличии систематической целенаправленной работы по формированию фонематического слуха детей дошкольного возраста на основе использования игровой деятельности произойдёт повышение качества речевого развития детей, обеспечение качественной подготовки детей к школе. Именно фонематический слух помогает ребенку различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Более того, фонематический слух оказывает решающее влияние на развитие речи ребенка в целом: отставание в развитии фонематического слуха ведет за собой нарушения в звукопроизношении, формировании связной речи и нарушениям формирования навыков грамотного письма и чтения. Так как фонематический слух развивается постепенно, специальные упражнения на его развитие также можно разделить на несколько этапов.

1 этап–узнаваниенеречевыхзвуков.Эти упражнения направлены, главным образом, на развитие физиологического слуха и слухового внимания.

2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса. Эти упражнения также тренируют слуховое восприятие ребенка.

3 этап – различение слов, близких по звуковому составу. С этого этапа начинаются упражнения, направленные именно наразвитие фонематического слуха.

Этап – различение слогов

Этап – различение звуков

Наши рекомендации