I.5. Роль педагогики в развитии общества
Какое значение имеет педагогика в развитии общества? Очевидно, как и любая другая общественная наука, ее влияние опосредовано подготовленностью личности педагога, уровнем его знаний, культуры и гражданственности, - всем тем, что определяет поведение человека.
Влияние педагогической науки на процессы развития общества зависит от того, на каком уровне развития находится сама наука, насколько достаточными являются знания для реализации ее функций, насколько человек, изучающий педагогику, овладел ее функциями.
Основными ФУНКЦИЯМИ педагогической науки являются (46; 92):
- описательная и объяснительная - сбор и анализ первичной информации, характеризующий уровень развития личности, коллектива и социальной ситуации их развития;
- диагностическая - изучение причин успешной или, наоборот, безуспешной деятельности педагога, определение уровня развития и воспитанности личности и коллектива воспитанников;
- прогностическая - выявление назревающих в процессах развития, обучения, воспитания проблем и противоречий, разработка "стратегии" их преодоления;
- проективно-конструктивная - разработка соответствующих методических материалов, воплощающих в себе те или иные теоретические концепции и определяющие в нормативном плане педагогическую деятельность, ее характер и содержание;
- преобразовательная - связанная с внедрением достижений педагогической науки и передового педагогического опыта в практику обучения и воспитания;
- рефлексивная - проявляющаяся в умении проанализировать целесообразность применяемых форм, методов и приемов, педагогических техник в воспитательно-образовательном процессе.
Одна из главных задач, стоящих перед педагогической наукой сегодня, - осознание тех деформаций в педагогических теориях и взглядах, которые препятствовали ее развитию в целях демократизации и гуманизации личности и общества.
Однако педагогическая наука - это система различных научных взглядов и точек зрения, а потому и по-разному характеризуется их вклад в науку и практику. Было бы неправильным утверждать, что весь прошлый опыт - это только опыт заблуждений и искажений педагогических истин и что в развитии педагогической науки тех лет не происходило ничего позитивного. Можно назвать имена ученых - "теоретиков", которые сделали большой вклад в развитие отечественной педагогики, идеи которых получили признание и за рубежом, - П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Н.В.Занков, И.Я.Лернер, Л.И.Новикова, А.В.Петровский, Н.Ф.Талызина и многие другие. В те годы разрабатывали программы эстетического воспитания Д.Б.Кабалевский и Б.М.Неменский, именно в тот период отрабатывались идеи педагогов-новаторов И.П.Волкова, Е.Н.Ильина, В.А.Караковского, С.Н.Лысенковой, В.Ф.Шаталова и многих других. Можно назвать имена тех ученых-методологов, в исследованиях которых обосновывалось научное представление о педагогической теории – Б.С.Гершунский, В.В.Краевский, В.О.Кутьев, Н.Д.Никандров, Я.С.Турбовской и др. Нельзя согласиться с тем, что педагогическая наука не развивалась: все же в исследованиях прошлых лет накапливался тот потенциал, который и стал основанием для "перестройки" педагогической практики. С изменением социальной ситуации в обществе невостребованные ранее идеи получили свое признание.
Другая причина, которая не позволяла педагогической науке играть более активную роль в обществе, - это ее позиция "научного обоснования" принимаемых без нее решений. Так было, например, с принятием закона о всеобщем среднем образовании (1970) и реформой средней общеобразовательной и профессиональной школы (1984). Задача любой науки - анализировать ситуацию, улавливать назревающие проблемы и противоречия, вовремя выдвигать соответствующие предложения.
Третья причина в том, что было характерно для общественно - политической ситуации в стране в то время, а именно: расхождение между "словом и делом" - в педагогике категории "должного и сущего". Задача педагогической науки - раскрывать пути, формы и средства развития, воспитания и обучения личности, но, как отмечал академик
А.В. ПЕТРОВСКИЙ, "коль скоро считалось, что мы уже живем в обществе "развитого социализма", должное и сущее совпадало, становилось неразличимым. Выходило, что советский школьник, какой он есть, уже таков, каким должен быть" (102), другими словами, отпадала необходимость в серьезной и детальной проработке этих проблем, а если такие исследования и проводились, то их результаты оставались невостребованными в массовой школе.
Можно назвать и еще одну причину: упрощенное представление в общественно-политической литературе некоторых идеологических положений (например, о социальном равенстве, идеале, цели и смысле жизни человека и т.д.), что не могло не отразиться на разработке многих проблем обучения и воспитания человека, например: проблема цели воспитания; теории дифференцированного подхода; методологические и методические вопросы формирования мировоззрения, нравственности, патриотизма и интернационализма, активной жизненной позиции, общественной дисциплины и др.
Таким образом, многие из трудностей и противоречий, которые сегодня испытывают педагогическая наука и практика, являются следствием тех трудностей и противоречий, которые проявляются в обществе и некоторые из них до сих пор не нашли своего решения в общественных науках.
Попытка разрешить эти противоречия в середине 80-90х годах прошлого века, которая звучала как критика со страниц педагогической печати того времени, первоначально приобретала характер конфронтации "официальной" и "практической" педагогики. Высказывались мнения о том, что только "новаторский" опыт педагогов в состоянии вывести педагогическую науку и школу из кризиса. «Но сама специфика педагогики в том, что она не может быть ни «чисто теоретической», ни «чисто практической». Это мы выяснили ранее. Хотя соотношение теории и практики в разные времена - разное, альтернатива "новаторы - наука", как оказалось, выдумана и ошибочна, при такой постановке вопроса деятельность новаторов оказывалась вне науки. Время показало, что только "примирение", сотрудничество педагогов-ученых и педагогов-практиков, формирование нового типа учителя-исследователя делает возможным вывести педагогику и школу из кризисного состояния.
Следует отличать задачи по перестройке педагогической науки от тех задач, которые должна решать сама педагогическая наука (те приоритетные направления ее исследований - см. 37;62;71;82;90;98-100;108 и др).
Некоторые ЗАДАЧИ, которые должны решить педагоги-учёные и практики для того, чтобы педагогическая наука действительно могла помочь школе в преобразовании общества на демократических основах:
Ø отказаться от педагогики безличной и "бездетной" ради педагогики, раскрывающей способности и индивидуальность каждой личности; ориентироваться на развитие свободной, социально ответственной личности;
Ø отказаться от "авторитарной", "императивной" (повелительной) педагогики ради "педагогики сотрудничества" воспитателей и воспитанников; восстановление деформированных принципов гуманистически ориентированной педагогики;
Ø преодолеть отчуждение педагогической науки от школы, общества, культуры;
Ø изменить отношение к педагогическому опыту 20-30-х, а также 60-х и 70-х годов "как эпохи сплошных ошибок";
Ø изменить отношение к зарубежному опыту как одному из источников формирования педагогической науки и совершенствования системы народного образования;
Ø включиться в общее развитие наук о человеке, в комплексное человекознание, восстановление и развитие богатейшей отечественной "педагогической антропологии" как фундамента педагогической теории и практики;
Ø обновлять и обогащать методы и процедуры научно-педагогического исследования;
Ø формировать антидогматический, новаторский стиль научно-педагогического мышления;
Ø развивать прогностическую функцию педагогической науки;
Ø преодолеть социально-педагогические противоречия командно--административного стиля в руководстве педагогическими исследованиями и др. задачи;
Ø …………………………………………….
Наиболее актуальные ЗАДАЧИ, которые должна решать педагогика:
Ø раскрыть образовательный и воспитывающий потенциалы школы, обеспечить ее опережающее развитие в обществе;
Ø разработать концепцию содержания образования и целостности воспитательно-образовательного процесса для различных типов учебных заведений;
Ø создание системы постоянного обновления образования;
Ø научно-методическое обеспечение системы непрерывного образования и сбалансированного развития ее отдельных звеньев;
Ø организация психологической и профориентационной служб в школе;
Ø разработать "механизмы" внедрения в воспитательно-образовательный процесс идей эстетического, экологического и других сторон развития личности;
Ø обоснование прогрессивных технологий воспитательно-образовательного процесса и др.
Ø ………………………………………….
Какие еще задачи, на Ваш взгляд, может/должна решать педагогика?
________________________________
Вопросы для размышления
Как Вы считаете, какие задачи должна решать педагогическая наука? Что, по Вашему мнению, может повысить ее влияние на развитие общества и личности?
________________________________