Подвижные игры во внеурочной работе
Игры на школьных праздниках
На школьных праздниках подвижные игры организуют детей, создают у них бодрое, веселое настроение.
На празднике проводятся массовые игры с музыкальным сопровождением. Игры-аттракционы способствуют организации школьников на празднике. Примеры игр на празднике: «Маскировка в колоннах», «Шишки, желуди, орехи», «Птицы и клетка», «Музыкальные змейки», «Смена пар», «Посадка овощей» и др.
Игры в спортивных секциях
В спортивных секциях применяются подвижные игры, которые рекомендуются школьной программой при изучении видов спорта. Здесь также выбор игры зависит от тех задач, которые стоят в учебно-тренировочном занятии.
В целях развития физических качеств, двигательных навыков и для создания эмоциональной атмосферы на занятиях используются разнообразные подвижные игры и игровые эстафеты.
В группах ОФП игровым методом проводятся упражнения общеразвивающего характера (подтягивания, отжимания, эстафеты с бегом).
Чем меньше возраст участников секции и чем они менее подготовлены, тем больше игр включают в занятия с ними.
Подвижные игры в группах продленного дня
В режиме продленного дня подвижные игры являются составной частью физкультурно-оздоровительной работы, проводимой в школе. Подвижные игры направлены на: укрепление здоровья занимающихся, воспитание морально-волевых качеств и физических качеств, формирование у детей организационных навыков по проведению игры. Подвижные игры проводятся ежедневно во время прогулок на воздухе, а в плохую погоду в помещении. До и после приготовления уроков продолжительностью до двух часов.
Группы продленного дня стали в настоящее время важной формой общественного воспитания детей. Все больше становится школ, в которых на режим продленного (полного) дня переходят полностью все классы. Постоянное расширение сети этих школ вызвано социальными потребностями общества и педагогической целесообразностью, т.к. в этих школах созданы дополнительные возможности для организации воспитательного воздействия на детей в свободное от уроков время. Одной из важных задач в работе с детьми в группе продленного дня является забота о том, чтобы часы, свободные от выполнения учебных заданий, заполнялись разумно, интересно, чтобы они были действенным средством нравственного воспитания детей. В значительной мере это зависит от воспитателя, его умения увлечь детей интересным делом, дать выход их энергии, предоставить каждому возможность наиболее полно проявить себя, реализовать свои способности. Большую помощь в этом воспитателю может оказать игра - постоянная и неизменная спутница детства. Воспитатель должен знать игры, владеть методикой их проведения, уметь подбирать их в соответствии с возрастом играющих для достижения определенных педагогических целей.
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ИГР-ЭСТАФЕТ
Эстафеты применяются на уроке физической культуры в подготовительной и основной частях урока. В заключительной части урока эстафеты не проводятся, т.к. они повышают эмоциональное состояние занимающихся. Также игры-эстафеты используются во внеклассной работе: в спортивных секциях, на спортивных праздниках и др.
В подготовительной части занятияэстафеты проводятся с целью общей и специальной разминки, для развития определенных двигательных качеств (быстроты, ловкости, прыгучести). Следует выбирать такие эстафеты, в которых участвуют одновременно все занимающиеся или задания выполняются поочередно («Веревочка под ногами», «Прыжки по шпалам»).
В основной части занятия эстафеты проводятся в начале, в середине и в конце с целью качественной проверки изученного материала: эстафеты с элементами баскетбола, волейбола, гимнастики, легкой атлетики и т.д. Эстафеты в основной части занятия решают образовательные задачи: совершенствование техники передач, ловли, бросков, низкого и высокого старта и т.д.
Виды и классификация эстафет
В педагогической практике эстафеты классифицируют по различным признакам, позволяющим определенным образом систематизировать и облегчить подбор игровых заданий.
Эстафеты по способам действий участников: на месте; с передвижением; с преодолением препятствий; с групповыми передачами; с поочередным передвижением.
По количеству заданий: сложные и простые.
По характеру перемещений: линейные, круговые; встречные.
Группируются эстафеты и с учетом вида упражнений на: гимнастические, легкоатлетические (с бегом, прыжками), игровые (баскетбольные, футбольные), лыжные, водные и т.д.
Эстафеты могут быть также тематическими (сюжетными) и комическими.
Подбор эстафет
Подбор эстафет и определение их содержания не должны быть стихийными.
Руководитель обязан знать, с какой целью он дает то или иное задание и какие педагогические задачи собирается решить.
Это могут быть задачи образовательные, способствующие более быстрому освоению и совершенствованию в непривычных условиях техники двигательных действий. В таких случаях целесообразно увязывать содержание эстафеты с проходимым учебным материалом. Например, при прохождении курса баскетбола полезно подбирать и включать в занятия эстафеты с передачей и ловлей мяча, с ведением и бросками его в цель.
При подборе эстафет акцент может быть сделан на развитие определенных двигательных способностей: быстроты реакции и скорости движений, прыгучести и ловкости, силы и выносливости, координации движений и согласованности действий с партнером. И тогда содержание эстафет определяется с учетом направленности и условий выполнения заданий.
Таким образом, при подборе эстафет необходимо учитывать:
1 .Форму занятия, в которое включена эстафета (урок, занятие спортивной секции, утренняя зарядка и пр.).
2.Целевую установку занятия - поставленные перед ним педагогические задачи.
3.Количественный состав группы по возрасту и полу.
4. Уровень физической и технической подготовленности занимающихся.
5.Условия и место проведения игр - размеры зала, площадки, наличие инвентаря.
6.Состояние участников — характер их деятельности перед игрой и непосредственно после игры.