Развитие идей коллективного воспитания в трудах А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского,П.И. Новиковой ,В.А. Караковского

Особый вклад в историю развития теории коллектива внес А.С. Макаренко, которого считают основателем гуманистического направления в педагогике. В его концепции коллективного воспитания нашли отражение принципы параллельного действия, отношения ответственной зависимости, гласности и другие, направленные на развитие лучших человеческих качеств. Таким образом, основными элементами, положенными А.С.Макаренко в основу модели «воспитательного коллектива» являются:

1. Самоуправление,

2. Конституция коллектива, писанные и неписанные нормы жизни и правила поведения, система требований к личности, а также режим.

3. Дисциплина.

4. Соподчинение.

5. Ответственность.

6. Тон и стиль жизни.

7. Этика.

8. Характер отношений в коллективе.

9. Интересы детства.

Последующие направления развития теории коллектива были представлены в работах Т.Е. Конниковой, А.В. Мудрика, Л.И. Новиковой, В.М. Коротова, Н.Е. Щурковой и др. педагогов. Исследования были направлены на выявление наиболее эффективных форм организации, методов сплочения и формирования воспитательных коллективов, разработку принципов и методов стимулирования коллективной деятельности, развитие воспитательных функций коллектива и самоуправления в нем, разработку педагогической инструментовки деятельности коллектива[12;8].

Отдельно стоит сказать о развитии гуманистических традиций в педагогике.

Одним из самых известных последователей А.С. Макаренко стал В.А. Сухомлинский, создавший образ «идеальной школы» - «Школы радости». Основой и целью воспитания он считал творение счастья каждого из воспитанников: «Воспитание заключается в том, чтобы умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячей граней, найти ту, которая, если ее как алмаз шлифовать, засияет неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесет человеку личное счастье»[11;126].

Экспериментальная деятельность Сухомлинского, которую он осуществлял в роли учителя и директора одной из школ, заключалась в реализации гуманистических принципов на практике и анализе их результатов. Так, деятельность школы была нацелена на создание условий для индивидуально-творческого развития каждой личности, доверительных отношений внутри коллектива, учения без принуждения, сотрудничества взрослых и детей[15;62]. В.А. Сухомлинский под коллективом класса он понимал «сложное взаимодействие разнообразных интересов и увлечений, взаимную «заразительность», обмен духовными приобретениями и знаниями то есть всё, то, что и создаёт «интеллектуальный фон» повышает общий уровень развития детей, вызывает общее стремление больше узнать, лучше учиться и тем помогает детям в их главном труде».

Коллектив, по мнению, В.А. Сухомлинского должен являться авторитетом для ребёнка, ибо, если он в нём ничего не находил для своей духовной жизни и не приобщался к высшим интересам, он для него переставал быть таковым.

Поддерживая А.С.Макаренко в том, что «коллектив - опора воспитателя», В.А. Сухомлинский отражает мнение тех, кто применял на практике опыт великого педагога: «каким бы сильным инструментом ни было воздействие его на личность, он не всемогущ. Более того, именно потому, что этот инструмент сильный, зачастую он оказывается опасным в руках не только не вежды, но и мастера».

Сухомлинский большое значение уделял духовному обогащению ребёнка. Поэтому он писал: «Воспитание - это постоянное духовное обогащение ребёнка»[12,39].

80-е годы стали периодом теоретической и экспериментальной работы Ш.А. Амонашвили, И.П. Волкова, В.А. Караковского, С.Н. Лысенковой, М.П. Щетинина, В.Ф. Шаталова, которым принадлежит разработка гуманно-личностного подхода в обучении[7;54].

В разработку проблемы воспитательного коллектива значительный вклад внесла Людмила Ивановна Новикова - видный отечественный педагог. Она впервые в 60 - 70-е годы всесторонне раскрыла методологический аспект проблемы «коллектив и личность», показала динамику представлений о воспитательном коллективе. Заслуживает внимания тот факт, что в её концепции воспитательный коллектив рассматривается как своеобразная модель общества, которая отражает не только форму организации, а главным образом сложившиеся отношения в нем, принятую систему человеческих ценностей. Воспитательный коллектив, по Л.И.Новиковой, есть средство достижения воспитательных задач, стоящих перед обществом, а для учащегося он выступает как своеобразная среда обитания и освоения опыта, накопленного предшествующими поколениями (См.: Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. - М.: Педагогика, 1978 ).

Л.И.Новикова убедительно показала, что в социализации личности особая роль принадлежит воспитательному, а в его составе, прежде всего, - детскому (ученическому) коллективу, органично соединяющему в себе черты практически всех других видов коллективов: - по содержанию основной деятельности его членов он является учебным; - он представляет первичный формальный коллектив; - класс (учебная группа) выступает как часть общешкольного (вторичного) воспитательного коллектива; - в классе и школе ученик становится членом трудовых, общественных, художественно-творческих, клубных, спортивных, постоянных, временных и ситуативных объединений, которые по своим основным признакам могут рассматриваться как коллективы.

Развитие воспитательных функций коллектива Л.И.Новикова рассматривает в тесной связи с проблемой совершенствования роли и значения коллектива как субъекта воспитания, с его педагогизацией, с превращением его в инструмент целенаправленного формирования социально ценностных качеств личности, с распространением его воспитательных целенаправленных воздействий на ребенка. Воспитательный коллектив выступает как основная база накопления учащимися позитивного социального опыта. Педагог справедливо утверждает, что воспитательный коллектив - это «особая форма проявления коллективности, так как он объединяет детей в процессе специально организованной воспитывающей деятельности. Воспитательная функция его является не только главной, но, по сути дела, и единственной» (Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. - М.: Педагогика, 1978, с. 17.). Это во многом определяет педа гогическую характеристику воспитательного коллектива, его черты как субъекта и объекта воспитания.

Детский воспитательный коллектив необходим как своеобразная среда обитания ребенка, приобретения им опыта коллективного поведения, опыта подчинения коллективу, отстаивания Директор московской школы № 825 В.А. Караковский является основателем гуманистической воспитательной системы современной массовой школы. Ведущей идеей здесь является ориентация на личность школьника, его интересы и способности. Определяющую роль в комплексе идей играет педагогическая концепция коллектива. Она опирается на идеи системности, комплексности воспитания, интеграции педагогических воздействий, необходимости коллективного творчества. На педагогических советах именно эти идеи наиболее часто используются как фундамент для различных соображений, аргументации, для обобщений и выводов. Для всего общешкольного коллектива характерно отчетливое чувство "мы" по отношению к школе, что свидетельствует об общественной и личной ценности школы.

Организационное строение школьного коллектива достаточно простое. Кроме администрации школы и педагогического совета (в котором иногда участвуют и старшеклассники) существует еще и большой совет, включающий в себя кроме педагогов представителей от всех классов, начиная с шестых. Большой совет собирается довольно редко, два-четыре раза в год. Большинство в нем составляют школьники, и бывает так, что они проводят решение, не совпадающее с мнением педагогов. Довольно значительный вес имеют постоянные и временные органы самоуправления: советы дела, совет "сборовских комиссаров", дежурные командиры классов. Однако реальный механизм принятия решений существует далеко не только в рамках официальных структур власти. Чаще всего бывает так, что официальные решения лишь фиксируют ранее сложившееся общественное мнение.

Неофициальная сторона отношений в школе очень сложна. Большую роль здесь в силу своего авторитета играет директор. Он чаще всего выступает в роли генератора новых идей, от него же, как правило, исходят оценки тех или иных событий. Однако существуют еще, по меньшей мере, три силы, существенно влияющие на жизнь школы. Первая - это администрация школы и небольшая группа ближайших ее единомышленников, разделяющих с В.А. Караковским ответственность за судьбу воспитательной системы (авторская группа). Они в ряде случаев высказывают мнение, противоположное мнению директора. Вторая группа - остальной педагогический коллектив, способный при необходимости противостоять и директору, и особенно авторской группе. И наконец, третья сила - лидирующая группировка старшеклассников, в той или иной мере отражающая интересы всего ученического коллектива. Однако наличие этих четырех сил, несмотря на их объективные различия, не означает, что в школе происходит какая-либо открытая борьба между ними. Хотя процесс принятия решений часто не оформляется демократическими процедурами, на самом деле он глубоко демократичен. Всякое решение предварительно обговаривается, обсуждается с заинтересованными людьми, а при необходимости выносится на большой совет.

Общий стиль взаимоотношений регулируется разветвленной системой норм. Так, среди учителей считается нормой, хорошим тоном заинтересованное обсуждение детских проблем, доброжелательное отношение к каждому ребенку. Неприемлем грубый тон, окрик по отношению к ребенку, особенно в присутствии коллег. Отличительной чертой отношений между педагогами и школьниками в воспитательной системе школы является то, что в этой сфере почти всегда возникают личные дружеские связи. Дети и многие классные руководители отмечают, что для них наиболее важным является свободное общение друг с другом вне урока и даже вне подготовки какого-нибудь внеурочного дела. Совершенно естественна ситуация, когда старшеклассники пьют чай в кабинете завучей вместе с хозяевами кабинета. Отсутствие серьезных конфликтов между педагогами и школьниками, тесное межличностное общение - характерная черта их взаимоотношений. Следует отметить, что ровный стиль отношений господствует и в ученической среде.

В сфере деятельности прочно утвердился творческий подход, стремление к оригинальному и необычному. Творчество, порядочность, юмор - это те самые главные качества, которые необходимы и педагогу, и ученику для их признания в школе.

Существенной характеристикой системы В.А. Караковского является использование коммунарской методики, или методики коллективной творческой деятельности.

своей точки зрения перед коллективом

Наши рекомендации