Педагогика в системе современного человекознания
Наука – одна из форм человеческого сознания наряду с искусством и религией. Одновременно она является и сферой человеческой деятельности, результатами которой являются добывание новых знаний, их систематизация, создание теорий. Непосредственными целями науки выступают описание, объяснение, предсказание процессов и явлений реальной действительности.
Для определения педагогики как науки важно установить границы ее предметной области или ответить на вопрос: что же она изучает? Свое название педагогика получила от греческих слов Paidagogike teachne – «детоводческое» мастерство. Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более широком смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. В связи с этим существует точка зрения, что педагогика – это наука о ребенке, его личности. Однако еще в 1922 году А.С.Макаренко, сформулировал мысль о том, что неверно полагать объектом педагогического исследования ребенка. Объектом исследования научной педагогики, по мнению А.С.Макаренко, является "педагогический факт (явление)". При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.
Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, которые обусловливают развитие человеческого индивидав процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образование.Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.
Вместе с тем, необходимо отметить, что не все ученые разделяют данную точку зрения на педагогику как науку об образовании. Достаточно широко в учебниках и пособиях по педагогике представлена другая позиция, сторонники которой считают, что в качестве объекта педагогики выступает воспитание. При этом следует иметь ввиду, что за расхождениями в понимании объекта педагогики стоят не просто личные, субъективные пристрастия ученых, но исторические и социокультурные факторы. Например, в англоязычной традиции приоритет отдается категории образование, тогда как в российской, французской педагогических традициях – категории воспитание. В то же время, историки и методологи педагогики отмечают одну общую тенденцию. Представление о педагогике как науке о воспитании складывалось в тот исторический период, когда создание условий, обусловливающих развитие человеческого индивида, было деятельностью приватной, деятельностью отдельных людей (воспитателей), семьи, в которой рос ребенок. В XX в. с усилением роли государства в этом процессе, с развитием социальных институтов, ориентированных на формирование и развитие человека (школ, высших учебных заведений и др.), с объединением этих институтов в общественную "систему образования" на первый план педагогики выдвинулась категория образование как ведущая категория для характеристики предмета.
Однако образование изучает не только педагогика. Его изучают философия, социология, психология, экономика и другие гуманитарные науки. Например, социолог хочет знать, готовит ли система образования людей, способных адаптироваться к социальной среде, содействовать социальным преобразованиям. Психолог изучает те изменения в личности развивающегося человека, которые порождаются образованием. Философ, в свою очередь, применяя более широкий подход, задается вопросом о целях и общем предназначении образования. Что же в образовании изучает педагогика?
Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть образование как социальное явление, соотнеся его с процессами развития и социализации.
Развитие человека– это процесс его становления под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. Таким образом, в развитии человека можно выделить естественную (развитие по сущности природы) и искусственную (развитие по сущности социума) составляющие. В поле интересов педагогики как науки лежит искусственная (социальная) составляющая процесса развития человека.
Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, то есть следуют обусловленному конкретными природными и культурно-историческими условиями социальному опыту. Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности, называют социализацией.Очевидно, что задачи социализации человека решаются как стихийно, в процессе его жизнедеятельности в обществе, так и целенаправленно, специально созданными для этого институтами. Этот целенаправленно организованный процесс управления социализацией и называется образованием. Образованиекак социальное явление – единый процесс физического и духовного формирования личности, управляемый процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный предприниматель, гармонично развитая личность).
Как отмечалось выше, многие науки исследуют образование как социальный феномен. Но эти науки не затрагивают сущностные аспекты образования, связанные с повседневными процессами роста и развития человека, взаимодействием педагогов и учащихся в процессе этого развития и соответствующей ему институциональной структурой. И это вполне правомерно, поскольку изучение данных аспектов определяет ту часть объекта (образования), которую должна изучать специальная наука – педагогика.
Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогикав этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития образования как педагогического процесса. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию организации педагогического процесса, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.
Во взглядах ученых на педагогику, как в прошлом, так и в настоящем существуют три концепции:
1. Педагогика – междисциплинарная область человеческого знания. Данный подход фактически отрицает педагогику как самостоятельную науку.
2. Педагогика – прикладная дисциплина, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук (психология, естествознание, социология и др.) и
3. Педагогика – это относительно самостоятельная дисциплина, имеющая свой объект и предмет изучения. По мнению ряда исследователей, например В.В. Краевского, данная концепция является наиболее продуктивной для науки и практики.
Источники становления и развития педагогики: многовековой практический опыт воспитания, народная педагогика, философские, обществоведческие, педагогические, психологические труды, текущая практика воспитания, специальные педагогические исследования.
Функции педагогики – теоретическая и технологическая, которые она осуществляет в органичном единстве.
Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:
1. описательном, или объяснительном, - изучение передового и новаторского педагогического опыта;
2. диагностическом - выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих;
3. прогностическом - экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности. Прогностический уровень связан с раскрытием сущности педагогических явлений, нахождением глубинных явлений в педагогическом процессе, научным обоснованием предполагаемых изменений.
Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации:
1. проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих "нормативный, или регулятивный" план педагогической деятельности, ее содержание и характер;
2. преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;
3. рефлексивный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.
Задачи педагогики:
- анализ современного состояния и прогнозирование развития образования в будущем;
- разработка теоретико-методологических основ образования;
- выявление закономерностей обучения, воспитания личности и управления педагогическими системами;
- определение содержания образования в конкретных условиях;
- разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания;
- изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности, научный анализ педагогических инноваций;
- внедрение результатов научных исследований в педагогическую практику;
- изучение истории развития образования и педагогической мысли.
Педагогика, как любая другая наука, имеет свои категории, которые, с одной стороны, указывают на определенный класс педагогических явлений и фактов, а с другой – определяют предмет педагогики.
Образование – единый процесс и результат освоения человеком системы знаний, умений и навыков, обуславливающих становление его личности, процесс вхождения в общество в соответствии со своими притязаниями и сознательной ориентацией на некоторые идеальные образы, социальные эталоны. В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех индивидов, социальное явление.
Понятие "образование" происходит от слова "образ". Под образованием понимается единый процесс и результат освоения человеком системы знаний, умений и навыков, обуславливающих становление его личности, процесс вхождения в общество в соответствии со своими притязаниями и сознательной ориентацией на некоторые идеальные образы, социальные эталоны. В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни любого общества и всех его индивидов. Образование как социальное явление – это система, для которой характерно наличие инвариантных качеств, присущих как ей в целом, так и каждому компоненту.
Основные свойства образования
Целенаправленность. Основными целевыми компонентами образования являются усвоение и использование духовного наследия, развитие творческих возможностей личности, установка творческой личности на созидание и создание условий для этого.
Историчность. Во все времена в разных странах содержание и характер образования определялись требованиями общественного производства, развития экономики, состоянием и потребностями научно-технического прогресса, духовной культуры, развитием педагогической теории и практики.
Функциональность. Образование с социальной точки зрения решает следующие задачи:
- передача (трансляция) знаний от поколения к поколению;
- генерирование, распространение и хранение культуры общества;
- социализация личности, формирование ее статусности и интеграция в общество;
- социальный отбор (селекция), дифференциация членов общества, что обеспечивает воспроизводство и изменение социальной структуры общества, индивидуальную мобильность;
- обеспечение профессиональной ориентации и профессионального отбора молодежи;
- создание основы знаний для последующего непрерывного образования;
- осуществление социокультурных инноваций, разработка и создание новых идей, теорий, открытий и изобретений;
- осуществление социального контроля.
С педагогической точки зрения образование решает следующие задачи:
- создание условий для реализации потребностей людей в знаниях. Которые являются необходимыми для обеспечения их жизнедеятельности;
- развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия;
- формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сферам;
- обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и осуществления самореализации;
- овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии, счастья;
- создание условий для саморазвития творческой индивидуальности и раскрытия духовного потенциала.
Непрерывность. Непрерывный характер образования личности на протяжении всей жизни, создание условий для реализации образовательных потребностей личности на всех возрастных этапах.
Динамичность. Образование как социокультурный феномен находится в постоянном развитии и преобразовании. Перманентный характер реформирования образования связан с желанием общества сделать его своеобразной моделью близкого к идеалу способа жизнедеятельности человека.
Эффективность. Максимальное использование образования как фактора социального прогресса при минимуме издержек, всевозможных негативных побочных последствий.
Относительная процессуальная автономность. Образование как процесс представляет относительно самостоятельную сферу общественной жизни, функционирование которой по специфическим законам педагогической науки. Социально-экономические аспекты представляют в нем как бы верхний этаж, где определяются стратегические цели образования, исходные ценности и методологические позиции.
Основные факторы развития и совершенствования системы образования:
- социальная политика государства;
- исторический опыт и национальные особенности в области народного образования;
- общие тенденции мирового развития;
- педагогические факторы.
Главная задача современной российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Образование как педагогический процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей, как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.
Признавая воспитанника субъектом педагогического процесса, гуманистическая педагогика утверждает тем самым приоритет субъектно-субъектных отношений в его структуре.
Цель образования как совокупность требований общества в сфере духовного воспроизводства, как социальный заказ является предпосылкой возникновения педагогических систем. В рамках же этих систем она становится имманентной (внутренне присущей) характеристикой содержания образования. В нем она педагогически интерпретируется в связи с учетом, например, возраста воспитанников, уровня их личностного развития и развития коллектива и т.д.
Воспитание и обучение обусловливают качественную характеристику образования - результаты педагогического процесса, отражающие степень реализации целей образования, которые определяются степенью присвоения ценностей, рождающихся в педагогическом процессе, которые так важны для экономического, нравственного, интеллектуального состояния всех "потребителей" продукции образовательной сферы: государства, общества, личности. В свою очередь, результаты образования как педагогического процесса связаны со стратегиями развития образования, ориентированными на перспективу.
Принципы системы образования в РФ:
- гуманистический характер образования;
- единство федерального культурного и образовательного пространства;
- общедоступность и адаптированность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;
- светский характер образования;
- свобода и плюрализм (разнообразие взглядов) в образовании;
- государственно-общественный характер управления образованием;
- автономность образовательного учреждения.
Воспитание - это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников, направленная на формирование у последних определенных качеств, определенных социальным заказом, это – целенаправленное влияние на развитие мотивационно-ценностной сферы человека.
Обучение - специфический способ деятельности, направленный на усвоение обучающимися научных знаний об окружающем мире и способов практической деятельности, основанных на полученных знаниях, это – целенаправленное влияние на развитие информационно-операционной сферы человека. Процесс обучения всегда включает в себя воспитательный компонент. Нельзя обучать не воспитывая при этом. Воспитание идет как через содержание предмета обучения, так и через отношениесамого учителя.
Педагогическая система – множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе.
Педагогический процесс, представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии. Очевидно, что понятие "педагогический процесс" – стержневое для педагогической науки. Оно, с одной стороны, обозначает весь комплекс явлений, которые изучаются педагогикой, а с другой – выражает сущность этих явлений. Анализ понятия "педагогический процесс" поэтому выявляет существенные черты явлений образования как педагогического процесса в отличие от других родственных ему явлений.
Педагогическая технология - это последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения, осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач: структурирование и конкретизация целей педагогического процесса; преобразование содержания образования в учебный материал; анализ межпредметных и внутрипредметных связей; выбор методов, средств и организационных форм педагогического процесса и т.д.
Педагогическая задача - это материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью. Таким образом, "моменты" педагогического процесса прослеживаются от совместного решения одной задачи к другой.
Педагогическое взаимодействие–взаимная активность, сотрудничество педагогов и учащихся в процессе их общения, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях, составляет сущностную характеристику педагогического процесса. Педагогическое взаимодействие включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие и усвоение воспитанником и собственную активность последнего, проявляющуюся в ответных непосредственных или опосредованных влияниях на педагога и на самого себя (самовоспитание). Понятие "педагогическое взаимодействие" поэтому шире, чем "педагогическое воздействие" или "педагогическое влияние".
Связь педагогики с другими науками и ее структура
Связь педагогики с философией является наиболее длительной и продуктивной, так как философские идеи продуцировали создание педагогических концепций и теорий, задавали ракурс педагогического поиска и служили ее методологическим основанием.
Философия является и теоретической платформой осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций. Педагогика не может приобрести статус науки путем экспериментирования и обобщения опыта без их философского обоснования.
Связь педагогики с психологией является наиболее традиционной. Педагогика, чтобы стать подлинной наукой и эффективно направлять деятельность педагога, должна учитывать ту реальность, с которой имеет дело человек в его своеобразном и конкретном развитии. Я.А. Коменский писал, что даже столяр, чтобы изготовить стол, должен знать и учитывать породу дерева, его свойства, способы обработки. Неужели же человек настолько проще, чем дерево, что некоторые учителя считают возможным "формовать" его, не зная ни природы, ни свойств его души, ни способов воздействия на нее.
Требования понимать свойства человеческой природы, ее естественные потребности и возможности, учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности, строить образование (обучение и воспитание), сообразуясь с этими законами, свойствами, потребностями, возможностями выдвигали все выдающиеся педагоги.
Проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека обусловила взаимосвязь педагогики и биологии.
Педагогика, рассматривая человека в качестве естественно-природного и социального существа, не могла не задействовать тот потенциал, который накапливался в антропологии как науке, интегрирующей знания о феномене человека в единый теоретический конструкт, рассматривающий природу условного человека в его многомерности и многоликости.
Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии. Она разрабатывает во взаимосвязи с медициной систему средств, с помощью которых достигается терапевтический эффект и усваиваются такие позиции, роли, ценности, которые облегчают процессы социализации, компенсирующие имеющиеся дефекты или снижающие их тяжесть.
Немаловажным фактором развития педагогики остается экономическое стимулирование научных исследований в этой области знаний. Связь этих наук послужила обособлению такой отрасли знания, как экономика образования, предметом которой является специфика действия экономических законов в сфере образования.
Связи педагогики с социологией относятся также к числу традиционных, так как и первая и вторая озабочены планированием образования, выявлением основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения, закономерностей социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.
Связь педагогики с политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих партий и классов, воспроизводя ее в концептуальных схемах и теориях. Педагогика стремится выявить условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политического сознания, возможности усвоения политических идей, установок, политического мировоззрения.
Развитие связей педагогики с другими науками приводит к выделению новых отраслей педагогики - пограничных научных дисциплин. Сегодня педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук.
В ее структуру входят:
- общая педагогика, исследующая основные закономерности образования;
- возрастная педагогика - дошкольная, школьная педагогика, педагогика взрослых, - изучающая возрастные аспекты обучения и воспитания;
- коррекционная педагогика - сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих): тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых и детей с задержками умственного развития), логопедия (обучение и воспитание детей с нарушениями речи);
- частные методики (предметные дидактики), исследующие специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов;
- история педагогики и образования, изучающая развитие педагогических идей и практики образования в различные эпохи;
- отраслевая педагогика (общая, военная, спортивная, этнопедагогика, педагогика высшей школы, производственная и т.п.),
- социальная педагогика и др.