Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. М., 1983. Т. 2.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х томах, М., 1989.

Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.

Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание. Пермь, 1990. С.59-81.

Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984, с.310-331 или Психология личности в трудах отечественных психологов. / сост. Л.В. Куликова. СПб. 2000. С. 105-110.

Платонов К.К. Структура и развитие личности. М. 1986.

План семинара № 7.

1.Понятие о способностях в психологии, признаки способностей.

2.Анатомо-физиологические основы способностей.

3.Стороны и виды способностей и их характеристика.

4.Условия развития способностей и ускоренного их развития.

5.Признаки одаренности у детей.

Литература:

Учебники:

любые, например,

Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.1999. с.229-236.

Маклаков А.Г. Общая психология. СПб. 2000. С. 535-551.

Немов Р.С. Психология: в 3-х книгах. М.1999. кн. 1. С. С.315-331.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Ведение в психологию субъективности. с. 317-319.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996, с. 246-256.

Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д., 1997, с. 380-382.

Дополнительная литература (обязательна по распределению в группе):

Теплов Б.М. Способности и одаренность // Психология индивидуальных различий. Тексты. / Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова, М., 2000. С. 262-272.

Теплов Б.М. Избранные труды: В 2т. – Т 1.- М.1985. С. 15-41.

Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание. Пермь, 1990. С.27-57.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х томах, М., 1989.

Левонтин Р. Умственные способности // Психология индивидуальных различий. Тексты. / Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова, М., 2000. С. 273-293.

Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.1999.

Голубева Э.И. Способности и индивидуальность. М.1993.

Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М.1984.

Мелхорн Г. Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются. Общество и способности человека. М. 1989.

Юнг К.Г. Феномен одаренности // Психология индивидуальных различий. Тексты. / Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова, М., 2000. С. 294-303.

Лейтес Н.С. Одаренные дети // Психология индивидуальных различий. Тексты. / Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова, М., 2000. С. 304-312.

Одаренные дети. М., 1991. С.15-42, 43-67, 153-157.

Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. М.1986.

Матюшкин А.Н. Задатки одаренности. М., 1993.

Хеллер К.А., Перлет К., Сиервальд В. Лонгитюдное исследование одаренности // Вопросы психологии. 1991. № 2., с. 120-127.

План семинара № 8.

1.Понятие о самосознании как свойстве личности в отечественной и зарубежной психологии.

2.Функции самосознания.

3.Проблема возникновения самосознания.

4.Структура самосознания, характеристика ее компонентов.

5.Самоактуализация личности как функция самосознания и ее условия.

Литература:

Учебники:

любые, например,

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Ведение в психологию субъективности. с. 191-195.

Наши рекомендации