Виды и уровни проблемного обучения
научное творчество — теоретическое исследование, т. е. поиск и открытие обучаемым нового правила, закона, доказательства; в основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение теоретических учебных проблем;
практическое творчество — поиск практического решения, т.е. способа применения известного знания и новой ситуации, конструирование, изобретение; в основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение практических учебных проблем;
художественное творчество — художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее рисование, игру, музицирование и т. п.
Уровни проблемного обучения:
Уровень обычной активности.( восприятие учащимися объяснении педагога, усвоение образца умственного действия в условиях проблемной ситуации, выполнение самостоятельных работ)
Уровень полусамостоятельной активности.( применение усвоенных знаний в новой ситуации и участием учащихся совместном с педагогом поиске способа решения поставленной учебной проблемы.)
Уровень самостоятельной (продуктивной) активности.( выполнение самостоятельных работ репродуктивно-поискового типа, когда обучаемый самостоятельно работает по тексту учебника, применяет усвоенные знания в новой ситуации, конструирует решение задачи среднего уровня сложности, путем логического анализа доказывает гипотезы с незначительной помощью педагога)
Уровень творческой активности.( выполнение самостоятельных работ, требующих творческого воображения, логического анализа, открытия нового способа решения, самостоятельного доказательства.)
Развивающее обучение
Л.В.Занков.Система развивающего обучения Л.В. Занкова имеет статус государственной. Она основана на новой дидактике. Цель системы — максимальная эффективность обучения для общего развития школьника. Богатое содержание образования и средства педагогической деятельности направлены на целостное развитие личности ребенка, его ума, воли, чувств, а не только на усвоение им знаний, умений, навыков. Развивающая система обучения Л.В. Занкова представляет собой единство дидактики, методики и практики. В 1995 - 1996 гг. система Л.В. Занкова введена в российскую школу как параллельная государственная система начального обучения.
Компоненты системы развивающего обучения: содержательный (чему учить), процессуальный (как учить), результативный (чему научили и научились), адаптационный (как помочь научиться).
Цель начального образования по Занкову – дать учащимся общую картину мира. обучение должно быть личностно ориентированным.
Дидактические принципы системы Л.В. Занкова:
· обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности (поисковая деятельность, в которой ребенок должен анализировать, сравнивать и сопоставлять, обобщать);
· ведущая роль теоретических знаний (ученики в процессе упражнений ведут наблюдения над материалом, при этом учитель направляет их внимание и ведет к раскрытию существенных связей и зависимостей в самом материале);
· осознание процесса учения (осознание самим учеником протекания у него процесса познания: что он до этого знал, а что нового еще ему открылось в изучаемом предмете, рассказе, явлении.);
· быстрый темп прохождения учебного материала (Более быстрое продвижение в познании не противоречит, а отвечает потребности детей: их больше интересует узнавать новое, чем долго повторять уже знакомый материал.);
· целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых(Этот принцип подтверждает высокую гуманную направленность дидактической системы Л.В. Занкова. Сам же процесс развития идее то замедленно, то скачкообразно.).
три основные линии развития:
1) развитие отвлеченного мышления;
2) развитие анализирующего восприятия (наблюдения);
3) развитие практических навыков.
Д.Б.Эльконин., В.В.Давыдов.Система развивающего обучения, созданная большим коллективом под руководством Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В.В. Репкина, отличается от других концепций развивающего обучения своей прямой направленностью на задачу психического, умственного и личностного развития учащихся.
Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова противопоставлена ими традиционной системе обучения, прежде всего по принципиальному направлению познания, познавательной деятельности школьника. Существующее обучение преимущественно направлено от частного, конкретного, единичного к общему, абстрактному, целому; от случая, факта к системе; от явления к сущности. Развивающееся в ходе такого обучения мышление ребенка названо В.В. Давыдовым эмпирическим.
Вначале 60-х годов Д.Б. Эльконин, проанализировав учебную деятельность школьников, отметил ее своеобразие и сущность не в усвоении тех или иных знаний и умений, а в самоизмерении ребенком самого себя как субъекта. Был заложен фундамент концепции развивающего обучения, в которой ребенок рассматривается не как объект обучающих объектов учителя, а как самоизменяющийся субъект учения.