Технологии проблемного обучения.

Технология проблемного обучения - это специально созданная система специфических приемов и методов, которые способствуют тому, чтобы обучающийся самостоятельно добывал знания и учился самостоятельно их применять в решении новых познавательных и практических задач, а не получал знания в готовом виде или решал задачи по образцу.

Структурными элементами проблемного обучения выступают следующие методические приемы:

- актуализация изученного материала;

- создание проблемной ситуации;

- постановка ученой проблемы;

- построение проблемной задачи;

- умственный поиск и решение проблемы (формулирование гипотезы или не­скольких гипотез, основанных на допущениях и уже известных фактах; доказатель­ство гипотез, анализ возможных ошибок, предсказание естественных следствий из каждой гипотезы, обобщение);

- проверка решения проблемы и повторение.

«Проблемная ситуация», «учебная проблема» и «проблемная задача» — основ­ные понятия данной дидактической технологии.

Проблемная ситуация — осознанное субъектом затруднение, пути, преодоления ко­торого требуют поиска новых знаний, новых способов действий. Проблемная ситуа­ция — источник мышления, ситуации, создание условий для ее перехода в учебную.

Проблемная ситуация может возникнуть:

- когда обучающиеся встречаются с необходимостью использовать ранее усвоен­ные знания в новых практических условиях;

- когда имеются противоречия между теоретически возможным путем решения и его практической неосуществимостью;

- вследствие противоречия между практически доступным результатом и от­сутствием знаний для теоретического обоснования;

- если обучаемый не знает способа решения поставленной задачи, не может дать объяснение новому факту в учебной и жизненной ситуации, т.е. осознает недоста­точность прежних знаний для такого объяснения. В этом случае проблемная ситуа­ция перерастает в учебную проблему.

Учебная проблема — это проблемная ситуация, принятая субъектом к решению на ос­нове имеющихся у него средств (знаний, умений, опыта поиска). Учебная проблема обычно выражается в форме вопроса. Признаки учебной проблемы: наличие про­блемной ситуации, определенная готовность субъекта к поиску решения, возможность неоднозначного решения.

Проблемная задача представляет собой учебную проблему, решаемую при за­данных условиях или параметрах. Примером проблемной задачи может быть та­кое задание: «Определите, каков крутящий момент асинхронного двигателя в том случае, когда скорость вращения ротора будет равна скорости вращения магнитного поля статора?». (Разумеется, такое задание будет проблемным, если ответ еще неиз­вестен студентам).

Раздел 4. Семинарско-практические занятия

4.1. Методические указания слушателям курсов к выполнению зачетной работы по теме: «Проектирование технологии обучения преподаваемой дисциплины»

Темы семинарских занятий.

4.1. Методические указания слушателям курсов к выполнению зачетной работы по теме: «Проектирование технологии обучения преподаваемой дисциплины»

Цели:

- усвоить основные понятия темы (педагогическое проектирование, его функции, формы и объекты проектирования);

- овладеть логикой педагогического проектирования, умения­ми проектировать педагогические технологии преподавания дисциплины

- направить внимание преподавателя на осознание собственной субъектной позиции.

Структура курсовой работы включает введение, основную часть, заключение, список литературы, приложения.

Введение — обоснование темы, задачи, указание источников и методов исследования.

Основная часть раскрывает понятия, сущность проблемы и ее состояние в современной теории и практике, результаты изучения. В ней выделяются главы и параграфы.

Заключение формулирует общие выводы. Могут содержаться практические рекомендации, вопросы для дальнейшего изучения.

Список используемой литературы.

Приложения — различные таблицы, схемы, планы, рабочие программы, методические разработки; материалы, характеризующие методику исследования, программу наблюдения; планы, беседы, (интервью, анкета и пр.).

Объем курсовой работы зависит от характера представленного материала. В любом случае важны конкретность и целенаправленность. Практически это не менее 5 страниц машинописного текста.

Темы семинарских занятий.

Семинар 1. «Проектирование образовательного процесса».

Вопросы:

1) Объяснить различия педоцентристской и традиционной дидактических систем.

2) Охарактеризовать научно-педагогические теории, лежащие в основе современной дидактической системы.

3) Объяснить структуру учебного процесса.

4) Методика проектирования образовательного процесса.

Семинар 2. «Технологический подход к обучению».

Вопросы:

1) Объясните суть термина «технология обучения».

2) Перечислите «шаги» в проектировании педагогических технологий.

3) Дайте классификацию методов обучения.

4) По каким признакам классифицируются технологии обучения?

5) Что представляет собой модуль?

Семинар 3. «Инновационные технологии реализации процесса обучения в высшей школе».

Вопросы:

1) В чем отличие активных технологий от традиционных?

2) За счет какого дидактического приема достигается активизация познава­тельной деятельности обучаемых?

3) Как вы усвоили классификацию активных технологий?

4) Изложите суть игрового проектирования. Для каких учебных дисциплин наиболее приемлем этот метод обучения?

5) В чем суть учебной деловой игры как педагогической технологии?

6) В чем суть дидактической игры как детерминированной функции учебного процесса?

7) Какую роль учебной игры в развитии личностных качеств студентов?

8) Раскройте суть понятий «проблемное обучение» и «технология проблем­ного обучения».

9) Чем отличается логика учебного процесса при традиционных и инновационных технологиях?

Литература к главе V.

Обязательная литература:

1. Безрукова В. С. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996.

2. Бочкина Н. В. Процесс обучения: его проектирование и орга­низация // Будущему учителю о проблемах педагогики. Волго­град, 1996. С. 29-39.

3. И.П. Подласый. Педагогика; 1996

4. П.И. Пидкасистый. Педагогика. 1996

Дополнительная литература:

1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.

2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва, АСАДЕМА, 2001.

3. Сальникова Т.П. Педагогические технологии. ООО «ТЦ Сфера», 2005.

Глава VI. Информационные технологии в науке и образовании

Владение преподавателем высшей школы новыми информационными технологиями в контексте образовательной деятельности студента сегодня составляет ключевую компетенцию его профессиональной деятельности.

Стремление российского образования влиться в единое международное сообщество как никогда актуализирует наличие данной компетенции в арсенале преподавателя вуза, развивает новую интеллектуальную модель современного общественного сознания.

Раздел 1. Понятие информационных технологий их структура место в образовательном процессе высшей школы

Введение.

1.2. Преподаватель вуза в условиях информатизации образования.

Наши рекомендации