Современная система образования в России, история ее становления и основные направления модернизации российского образования. Национальная инициатива «Наша новая школа»
Система образования в РФ представляет собой совокупность взаимодействующих структур, в число которых входят:
1. Гос.стандарты - система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы обр-я по достижению этого идеала. 2. Обр-ые программы различных уровня и направленности В РФ реализуются обр-ые программы: 1)общеобразовательные (основные и доп); 2)проф-ые (основные и доп). К основным общеобразовательным относятся программы: 1)дошкольного образования; 2)начального общего образования; 3)основного общего образования; 4)среднего (полного) общего образования. К основным профессиональным программам: 1)начального профессионального образования; 2)среднего профессионального образования; 3)высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры); 4)послевузовского профессионального образования. Обр-ые программы осваиваются в следующих формах: 1)в обр-ном учрежд (в очной, очно-заочной (вечерней), заочной форме) 2)в форме семейного образования; 3)самообразования; 4)экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования (за исключением некоторых профессий и специальностей). Использование дистанционных образовательных технологий находится в компетенции образовательного учреждения. 3. Cеть обр-ых учреждений и научных организаций, реализующих обр-ые программы различных уровня и направленности Обр-ые учреждения могут быть гос-ми (федеральными или находящимися в ведении субъекта РФ), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций). К образовательным относятся учреждения следующих типов:1)дошкольные 2)общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования) 3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования 4) учреждения дополнительного образования взрослых (П.повышение квалификации специалистов) 5)специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья 6)учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) 7)учреждения дополнительного образования детей 8)другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс (П. оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа) Гос статус обр-го учреждения устанавливается при его гос аккредитации. Обр учреждения могут иметь филиалы и представительства.
4. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и подведомственные им учреждения и организации.
Управление системой обр-ия в России осущ-ся на трех уровнях: 1)федеральном; 2)региональном; 3)муниципальном.
История становления современной системы образования в России Система – это совокупность взаимосвязанных компонентов, функционирующих как единое целое. Если говорить об образовании как о системе, то предпосылки для её становления наметились в 18 в (появл обр учреждения и органы управления ими), а сформировалась она как система в 19 в (появление обр-ых программ и стандартов образования). Появление этих основных компонентов образования говорит о развитии его как системы. 1) На Руси учебные заведения именовались училищами. Содержание образования, составляли семь свободных искусств: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, музыка и астрономия. 2)Образование в Московском государстве в допетровское время. Стали возникать многочисленные приходские и частные школы, где обучались грамоте и счету дети не только духовенства, но и ремесленников и купцов, была создана система православного образования. С середины 17 в. в Москве стали открываться школы, созданные по образцу европейских грамматических школ и дававшие как светское, так и богословское образование. В Славяно-греко-латинской академии обучались люди разных чинов. 3) Благодаря Петру в России возникла система профессионального образования. В 1701 г. были созданы навигацкая, пушкарская, госпитальная, приказная и другие школы, находившиеся в ведении соответствующих государственных органов. Были открыты цифирные школы», обеспечивавшие начальное обучение математике. Образование было объявлено обязательным для детей всех сословий (кроме крестьян). Создана Академия наук. В 1755 г. университет был открыт в Москве. 4) В период правления Екатерины II появляются новые типы учебно-воспитательных учреждений, воспитательные дома (воспитывались дети от 5 до 20 лет). Открываются воспитательные учреждения для мальчиков при Академии художеств и Академии наук, Институт благородных девиц в Петербурге и т.д. Общими для всех этих учебных заведений были запрещение телесных наказаний, запугивания детей, индивидуальный подход в оценке каждого учащегося, ориентация на развитие личности воспитанника. 5)ВАлександровскую эпоху группа молодых реформаторов во главе со М.М. Сперанским осуществила реформу системы образования. Впервые была создана школьная система. Вводились три типа школ: приходские училища, уездные училища и гимназии. Особую категорию составляли элитные учебные заведения – Царскосельский и другие лицеи и благородные пансионы. 6) Николай I вывел школы из подчинения университетам. Благородные пансионы и частные школы, плохо поддававшиеся тотальному контролю со стороны государства, были преобразованы или закрыты 7) Наряду с государственными школами поощрялось открытие земских и частных школ. В качестве основной школы вводились гимназии и прогимназии. Основывались педагогические общества, комитеты грамотности, собирались педагогические съезды. 8) Российское образование в конце XIX – начале XX века Школа опять стала сословной. Основное образование приобретало все более формальный характер. Однако к концу 19 в. положение резко изменилось в лучшую сторону. Снизилось число неграмотных в России, повысился интерес к образованию. Университеты вновь получили автономию, женщины были допущены на некоторые факультеты, были открыты новые университеты. 9)Советская школа до начала 30-х гг. Школа объявлена единой, трудовой, бесплатной, общеобязательной и общедоступной. Была заявлена преемственность ступеней образования, обеспечивалось равенство возможностей образования, уровень грамотности в обществе скачком вырос.. Школа рассматривалась как орудие коммунистического перерождения общества. 10)Российское образование в 30–80-х гг. Сталин лично участвовал в разработке школы. Вводились единые обязательные программы и учебные планы, единые стабильные учебники. Во главу угла были поставлены дисциплина и послушание, а отнюдь не развитие личности ребенка. Большая часть педагогов и психологов была отстранена, многие из них были репрессированы. Стало падать качество обучения во всей России, от Калининграда до Чукотки, все уроки того или иного предмета в том или ином классе были одинаковыми. В 60–70-х гг. огромное влияние на школу оказали идеи Сухомлинского, призывавшего к формированию «мыслящих личностей» и к утверждению в школе гуманистической педагогики. 11)В 1988 г. разработаны основные принципы: демократизация; плюрализм образования, его многоукладность, вариативность и альтернативность; народность и национальный характер образования; открытость образования; регионализация образования; гуманизация образования; гуманитаризация образования; дифференциация образования; развивающий, деятельностный характер образования; непрерывность образования. Параллельно с реформой среднего образования в конце 80–90-х гг. осуществлялась и реформа высшего образования. Основные направления модернизации российского образования: Модернизация образования - это политическая и общенациональная задача, от решения которой зависит дальнейшее развитие всей страны. Цель: создание механизма устойчивого развития системы образования на основе обеспечения современного качества образования. Успешная модернизация образования в России возможна только при том условии, если она будет соответствовать актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Для этого сегодня необходимо решать следующие задачи: 1)обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования; 2)достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования; 3)формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов; 4)повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки; 5)развитие обр-ния как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами обр-ой политики и повышения роли всех участников обр-го процесса - обучающегося, педагога, родителя, обр-го учреждения. Приоритетным направлением явл разработка программ для выявления и поддержания одарённых детей и создание программ инклюзивного обр-ния – обучение детей с огранич возможностями (возможность учиться в общеобразоват школах, а не в специализир-ых, решается программа интеграции детей в общество, воспитывает у других детей толерантное отношение и доброту). Национальная инициатива «Наша новая школа» Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - это программа модернизации российского образования, утвержденная Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым. Новая стратегия определяет изменения, касающиеся перехода на новые образовательные стандарты, совершенствования учительского корпуса, развития системы поддержки талантливых детей, изменения школьной инфраструктуры, сохранения и укрепления здоровья школьников, расширения самостоятельности школ. Основные направления развития общего образования:1. Переход на новые образовательные стандарты - требования о том, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов. В любой образовательной программе будет две части: обязательная и та, которая формируется школой. Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни. 2)Развитие системы поддержки талантливых детей Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования. 3)Совершенствование учительского корпуса Необходимо внедрить систему моральных и материальных стимулов поддержки отечественного учительства. А главное - привлечь к учительской профессии молодых талантливых людей. Система материальной поддержки - дальнейшее увеличение фондов оплаты труда, и стимуляцию лучших педагогов независимо от стажа. Еще один стимул - периодическое подтверждение квалификации педагога. 4) Изменение школьной инфраструктуры. Облик школ должен значительно измениться. Школа станет центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни. Предстоит обновить нормы проектирования и строительства школьных зданий и сооружений, санитарные правила и нормативы питания, требования к организации медицинского обслуживания учеников и к обеспечению школьной безопасности. 5) Сохранение и укрепление здоровья школьников Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Сбалансированное горячее питание, мед обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, спортивные занятия. 6)Расширение самостоятельности школ Школа должна стать более самостоятельной как в составлении индивидуальных образовательных программ, так и в расходовании финансовых средств. Требуемая отчётность таких школ будет резко сокращена в обмен на открытость информации о результатах работы. Направления деятельности осуществляются в рамках приоритетного национального проекта "Образование".
5. Понятие инновационной деятельности. Виды и содержание инноваций в современных образовательных учреждениях.
Новация – это введение нового, а инновация – внедрение нового в широкую практику (введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деят-ти учителя и уч-ся). Инновационный процесс - процесс целенаправ-го изменения, в ходе к-го в среду внедряются новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход обр системы школы в новое качественное состояние. Содержанием инновац процесса явл инновац деят-ть, т. е. деятельность по созданию, использованию и распространению новшеств. → Инновац деят-ть в школе создаёт в неё инновац среду. Это нужно, т.к. 1)Происходящие соц-экономические преобраз-ия обусловили необходимость коренного обновления системы обр-ия, методологии и технологии организации учеб-воспит процесса в уч заведениях различного типа. 2)непрерывное изменение объёма, состава уч дисциплин, введение новых уч предметов требуют постоянного поиска новых организ-ых форм, технологий обучения. 3)происходит изменение отношения учителя к самому факту освоения и применения пед новшеств. Если раньше инновац деят-ть сводилась к использования рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает всё более избирательный характер. 4)вхождение обр уч заведений в рыночные отношения – цель достижение конкурентоспособности. Развитие школы, её прогресс могут осущ-ся через инновац-ый процесс, а имненно через замену устаревших и неэффективных средств новыми (более эффективными), использование новых идей, технологий. Роль учителя в этой деят-ти состоит в том, что он может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых пед технологий, теорий, концепций. Критерии пед инноваций: 1)Новизна – основной критерий. Для учителя важно опр-ть в чём состоит сущность предполагаемого нового - каков уровень новизны. Для одного – это действительно новое, для другого – нет. 2)Оптимальность означает затрату сил и средств учителей и уч-ся для достижения результата. Введение в обр процесс пед инноваций, достижение высоких результатов при наименьших физ, умственных и временных затратах свидетельствует о её оптимальности. 3)Результативность – означает устойчивость положит результатов в деят-ти учителей. 4)Возможность творч применения инноваций – если ценная пед идея или технология остаётся в рамках огранич применения, обусловленного особенностями и сложностьью технич обеспечения или спецификой деят-ти учителя, то здесь мы не можем говорить о пед новшестве. 5)Возможность применения инноваций в массовом пед опыте – могут быть рекомендованы к массовому внедрению. Инновации в системе образования связаны с внесением изменений: 1)в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления; 2)в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса; 3)в систему контроля и оценки уровня образования; 4)в систему финансирования; 5)в учебно-методическое обеспечение; 6)в систему воспитательной работы; 7)в учебный план и учебные программы; 8)в деятельность учителя и школьника. Типы нововведений в школе и вузе группируются по разным основаниям. Классификация инноваций по масштабности выделяют следующие преобразования: 1)локальные; 2)региональные; 3)системные, охватывающие всю систему обр-ия (П.введение подушевого финансирования) В качестве источников идей обновления школы или вуза могут выступать: 1)потребности страны, региона, города, района как социальный заказ; 2)воплощение социального заказа в законах, директивных и нормативных документах федерального, регионального или муниципального значения; 3)достижения комплекса наук о человеке; 4)передовой педагогический опыт; 5)интуиция и творчество руководителей и педагогов как путь проб и ошибок; 6)опытно-экспериментальная работа; 7)зарубежный опыт. П: Все инновац технологии направлены на ↑ уровня обученности, на ↓ умственной и физ перегрузки шк-ов, обеспеч-ют выход каждого уч-ка на свой уровень развития. Это: Новые формы обучения, подход к оценке достижений (портфолио), интеграция общего обр-ия и доп-го (кружки, студии, спорт), модульно-рейтинговые технологии, компетентностный подход к содержанию обр-ия (цель – удовл-ие запросов человека (ребёнка), содержание – формир-ие ключевых компетенций, формы – различне техгнологии, результат – введение ЕГЭ), Гос Думой разрабатывается федеральный единый комплект учебников.
Содержание образования. Исторические и современные подходы к его проектированию.
Содержание образования – педагогически-адаптированная совокупность систематизированных ЗУНов, взглядов и убеждений. Это так называемый знаниево-ориентированный подход к определению сущности содержания образования. При таком подходе в центре внимания - знания как духовное богатство человечества, накопленное в процессе поисков и накопления исторического опыта. Содержание способствует социализации индивида, вхождению человека в социум. С этой точки зрения такое содержание образования является жизнеобеспечивающей системой. Однако при знаниево-ориентированном подходе к содержанию образования знания становятся абсолютной ценностью и заслоняют собой самого человека. В последнее десятилетие в свете идеи гуманизации образования все более утверждается личностно-ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования. Тогда значение понятие можно обозначить так: Содержанием образования - как педагогически адаптированную систему знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества. Школа призвана помочь ребенку наиболее безболезненно войти в сложный мир человеческого социума через культуру. Януш Корчак отмечал, что "ребенок в этом мире - иностранец; ему необходим гид, который вежливо ответит на все его вопросы; уважайте его незнание". Игнорирование этого, курс на уравнивание детей в реальном учебном процессе не могут быть признаками современного содержания образования, которое имеет с целью развитие личности. Итак, при личностно-ориентированном подходе абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек. Такой подход обеспечивает свободу выбора содержания образования с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности, гуманное отношение к развивающейся личности, становление ее индивидуальности и обеспечение возможности самореализации в культурно-образовательном пространстве. Структура содержания обр-ия по Лернеру и Скаткину: 1)система научн знаний, 2)система умений, 3)опыт творч деят-ти 4)опыт ценностных отношений к объектам мира. Это единственная обоснованная в мире структкра, но мир меняется, этого стало недостаточно, появл новые подходы к структуре, например, система Бондаревской (в осонове ценности и интересы ребёнка), Серикова (в основе потребности ребёнка). Содержание образования имеет исторический характер, поскольку оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Это означает, что оно изменяется под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания. На содержание образования при развитии образования оказывали влияние и социальные факторы, связанные с расслоением общества на социальные группы. Господствующие классы присвоили себе монополию на обще культурные и развивающие знания. Основные же слои населения получали лишь знания, необходимые для повседневной жизни и практической деятельности. В эпоху Возрождения и в XVIII-XIX вв. в связи с утверждением идей гуманизма появляются концепции целостного развития личности и осуществляются попытки их реализации: 1)"Школа радости" - ребенку предоставлялась возможность свободного физического и умственного развития; 2)Теория свободного воспитания Ж.Ж.Руссо, предлагавшего в развитии ребенка следовать за спонтанными проявлениями его совершенной природы; 3)Идея И. Г. Песталоцци о всестороннем развитии ребёнка путем вовлечения его в активную жизнедеятельность. тВ 18 веке появляются образоват программы – документы, отражающие содержание обр-ния – содержание обр-ния конструируется на научной основе. П.Институт благородных девиц. Содержание совр обр-ния составляет идея развития целостной человеческой личности.