Методика «Игра-путешествие по морю любимых занятий»
(составлена доцентом И.М. Витковской)
Цель:определение интересов и потребностей младших школьников.
Ход проведения.Учитель сообщает детям, что они отправляются в путешествие по морю любимых занятий, и каждый выберет себе там дело, которое ему понравится. Выбирать надо такое занятие или дело, которое ребенок захочет и сможет потом выполнить самостоятельно или вместе с одноклассниками. Выбирается вид транспорта, капитан, и дети "путешествуют с одного острова на другой". К доске прикрепляется карта, на которой изображено море. Постепенно на море появляются острова. Форма островов одинаковая: все острова имеют по пять бухт, в каждой из них можно заниматься каким-нибудь делом. Надо выбирать любимое.
Остров труда
1. Мастерить.
2. Шить или вязать.
3. Ухаживать за животными или растениями.
4. Изготавливать игрушки.
5. ?
Остров красоты
1. Петь.
2. Танцевать.
3. Ходить и ездить на экскурсии.
4. Рисовать.
5. ?
Остров игр
1. Играть в подвижные игры.
2. Заниматься спортом.
3. Играть в шахматы и шашки.
4. Участвовать в КВН и других конкурсах.
5. ?
Остров знаний
1. Читать книги.
2. Рассматривать художественные альбомы и открытки.
3. Слушать стихи и музыку.
4. Помогать младшим и сверстникам в учебе.
5. ?
Ответы записываются каждым учеником индивидуально на своем листочке. После выполнения этого задания детям предлагается записать тот остров, к которому они в следующий раз поплывут в первую очередь.
Обработка полученных результатов. Педагог составляет таблицу, в которой по вертикали перечисляются фамилии и имена учащихся, а по горизонтали – бухты островов. В прямоугольники, образовавшиеся при пересечении вертикальных и горизонтальных линий, заносятся результаты выбора каждого ребенка. Подсчет количества сделанных всеми учащимися выборов той или иной бухты помогает выявить наиболее желаемые (популярные) занятия детей этого классного сообщества. Анализ результатов выбора конкретного ребенка позволяет судить о его интересах. Особое внимание при определении его индивидуальных увлечений и интересов следует обратить на итоги выполненного им последнего задания игры.
Методика «Цветик-семицветик»
(составлена доцентом И.М. Витковской)
Цель: выявление направленности интересов младших школьников.
Ход проведения. На уроке труда каждым учеником изготавливается цветок со съемными лепестками. Затем учитель предлагает записать на лепестках желания, исполнение которых детям больше всего хочется. Прежде чем записать желание на лепестке, надо поставить порядковый номер. Таким образом, каждый ребенок сформулирует 7 желаний, которые будут им же проранжированы.
Обработка полученных результатов. Для более детального и глубокого анализа результатов целесообразно составить следующую таблицу:
Ф.И.О. | Желание для себя | Для родных и близких | Для класса и школы | Для всех людей |
1. А .Аня | 1,2,6 | 4,5 |
Подсчитанное количество выборов в каждой колонке позволяет сформировать предположение о направленности интересов учащихся класса. О содержании и направленности интересов каждого ребенка можно судить по его записям на первом, втором и третьем лепестках.
Диагностическая игра «Путешествие в страну увлекательных занятий»
(разработана Л.А.Павловой,учителем русского языка и литературы
Покровской школы Красногородского района)
Участники: учащиеся 1–4-х классов и старшеклассники, занимающиеся в различных кружках, клубах, секциях.
Цель: выявить интересы, склонности и увлечения учащихся начальных классов для использования данной информации в процессе разработки модели воспитательной системы школы.
Подготовительная работа:
1. Организация посещения учащимися начальных классов в течение двух недель кружковых, секционных и клубных объединений, созданных и работающих в школе и Доме культуры.
2. Подбор информационных материалов об участии школьников в различных видах деятельности: дневников туристических походов, летописей классных дел, видеофильмов о творческих отчетах коллектива школы перед жителями волости и т.п.
3. Разработка сценарного плана игры, подготовка старшеклассников к выполнению организаторской роли в игровых ситуациях.
4. Изготовление цветков из бумаги на занятиях кружка "Умелые руки".
5. Оформление обложки альбома "Путешествие в мир увлекательных занятий", изображение на его страницах эмблем и названий школьных объединений по интересам.
Оформление, оборудование и инвентарь:
а) плакат со словами: «В школе много разных дел – выбирай на вкус!»;
б) выставка подготовленных информационных материалов;
в) телевизор и видеомагнитофон;
г) альбом «Путешествие в мир увлекательных занятий»;
д) в зале три рабочих места, оборудованных для младших школьников (столы, стулья, фломастеры красного, желтого и зеленого цвета).
Ход игры
1. Младшие школьники по своему желанию занимают рабочие места.
2. Звучит музыка из песни «Вместе весело шагать».
3. Ведущий игры произносит краткое вступительное слово:
Ребята, сегодня мы собрались вместе для того, чтобы помечтать о нашем с вами будущем, поговорить о том, чем вы хотели бы заниматься в новом учебном году. А помогут нам мечтать и беседовать герои из известной сказки Николая Носова "Незнайка и его друзья". (Происходит представление сказочных героев). Они пришли к нам в гости для того, чтобы рассказать о своих занятиях в кружках и секциях нашей школы и Дома культуры.
4. Выступают сказочные герои. Они знакомят младших школьников с работой кружков и секций, показывают в творческой форме то, чему научились, демонстрируют поделки кружковцев, рисунки, фотографии.
5. Ведущий:
А теперь подумайте и решите, кто из сказочных героев больше всего вам понравился, кому из них подарите свои цветки.
6. Каждый учащийся выбирает по своему усмотрению наиболее понравившегося героя и дарит ему свой цветок.
7. Ведущий предлагает участникам игры посмотреть видеофильм о творческом отчете школьных объединений по интересам учащихся. Демонстрируется видеофильм.
8. Ведущий:
Ребята, с помощью сказочных героев и просмотра видеофильма вы познакомились с интересными делами и занятиями кружковцев. А теперь мы хотим услышать ваше мнение. Что больше всего вам понравилось? В каком кружке, клубе, секции вы хотели бы заниматься?
9. Каждый учащийся начальной школы кратко делится своими впечатлениями и называет клубное объединение, в котором он хотел бы заниматься в этом учебном году.
10. Младшие школьники заполняют альбом "Путешествие в мир увлекательных занятий". На листах с названием и эмблемой кружков и секций ученики рисуют круги трех цветов:
- зеленого – в этом объединении хочу и буду заниматься;
- желтого – в этом объединении, наверно, интересно, но я не буду в нем заниматься;
- красного – мне не понравилось и не хочется в нем заниматься.
11. Ведущий предлагает завершить путешествие занимательными играми, которые подготовлены старшеклассниками.
Педагогический анализ результатов диагностической игры.Анализ высказываний и пометок в альбоме позволяет выявить интересы, склонности и увлечения учащихся начальных классов. Эту информацию целесообразно использовать при проектировании индивидуальной траектории развития ребенка и моделировании воспитательного пространства сельской волости.