Вопрос 16 Социальная сущность воспитания. Основные направления воспитания: умственное, физическое, нравственное, трудовое, эстетическое и др
Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности (И.П. Подласый); функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни, специально организованный и управляемый процесс формирования человека, передач общественно исторического опыта новым поколениям (Е.С. Рапацевич); подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом; целенаправленное воздействие на человека с целью формирования у него определенных ценностных ориентаций, принципов поведения, систем оценок, отношения к себе, другим людям, труду, обществу, миру (И.Ф. Харламов).
Социальная сущность воспитания. Сущность воспитания заключается в том, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть» (К.Д. Ушинский). То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей.
Понятие «воспитание» имеет много значений. В широком педагогическом смысле воспитание – целенаправленный процесс, который осуществляется системой учебно-воспитательных учреждений. В узком педагогическом смысле воспитание можно толковать как воспитательную работу, целью которой является формирование системы определенных взглядов и убеждений, и как решение воспитательных задач.
В процессе воспитания происходят социализация личности, развитие личности, ее самоопределение (формирование ответственности), формирование новых качеств личности, интеграция личности.
Воспитание в целостном образовательном процессе (А.И.Пинкевич, Ю.К.Бабанский, И.П.Раченко). Воспитание не существует самостоятельно, оно обязательно и всенепременно дополняется обучением, и оба они объединяются в более высокое системное понятие – образование. Воспитание и обучение в совокупности обеспечивают готовность личности к удовлетворению личностных интересов (образование, семейное положение, карьера, творческая состоятельность, достижения в профессиональной сфере деятельности и пр.), а также к выполнению социальных и профессиональных ролей – самореализации.
Многообразие целей воспитания
Цель воспитания у Мора и Кампанеллы - культ человека. Человек - личность деятельная, высоконравственная, обладающая чувством собственного достоинства, мужеством, физической и душевной стойкостью.
Цель воспитания, поКоменскому - познание себя и окружающего мира, управление собой, стремление к соединению с Богом, но в то же время подготовка к деятельности в земной жизни.
Цель воспитания у Локка - воспитание джентльмена, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно, предприимчивого человека, утонченного в обращении. Выделял физическое, нравственное, умственное, религиозное и трудовое воспитание.
Цельвоспитания у Кампанеллы - развитие сил и способностей детей.
Цель воспитания уПесталоцци – развитие всех природных сил и способностей человека.
Кантвидел цель воспитания в том, чтобы вести род человеческий к совершенству, содействовать выполнению человеком его назначения, развивать в себе человеческую природу. Педагогика Канта – педагогика воли.
Декарт провозгласил идеал воспитания – развитие ясного мышления, основанного на доказательстве и природном равенстве умов, допуская врожденные различия в интеллекте.
Цель воспитания у Добролюбова и Чернышевского – воспитание патриота и высокоидейного человека, гражданина со стойкими убеждениями, всесторонне развитого человека.
Цель воспитанияМакаренко – формирование нормы, стиля жизни, отношений.
Сухомлинскийосновное внимание обращал на воспитание у подрастающего поколения гражданственности.
Цели и задачи воспитания в современных социально-экономических условиях. Системный характер воспитания. Обоснование цели воспитания невозможно без учета особенностей социально-педагогической ситуации, которая ее порождает. Процессы обновления в современной школе идут болезненно и сложно. С одной стороны, у учащихся появляются безразличие к учебе, анархические настроения, апатия, игнорирование коллективных форм деятельности. С другой – многие начинают понимать, что в условиях рыночной экономики могут расцвести вечные общечеловеческие ценности, в частности, такие, как знания, предприимчивость, профессионализм, культура. Таким образом, современная социально-педагогическая ситуация в России формирует альтернативный по отношению к традиционным воспитательным нормам тип личности, выдвигает задачи воспитания человека в новых условиях.
Главная цель воспитания – разностороннее и гармоничное развитие личности, ее самоактуализация. Постановка цели влечет за собой ее конкретизацию – определение стратегических и тактических задач воспитания. Педагог по собственному желанию не может сделать воспитанника ни лучше, ни хуже. Он может лишь создать условия, чтобы ученик сам захотел стать таким, каким хотелось бы педагогу. Об этом же в последние годы заговорили А.А. Бодалев, О.С. Газман, В.А. Караковский, Л.И. Новикова. Поэтому в формулировке цели воспитания необходимо еще добавить – в условиях личностно ориентированной коллективной творческой деятельности. Не менее важным условием успешности реализации цели представляется выработка общей стратегии воспитания.
Цель и задачи воспитания определяются педагогом, они зачастую завуалированы, скрыты от воспитанника. Это один из парадоксов воспитания. Цель воспитания распределяется на следующие задачи: умственную, физическую, трудовую, нравственную, эстетическую, патриотическую, экономическую, правовую, экологическую.
Составные части воспитания (умственное, физическое, нравственное, трудовое, политехническое, эстетическое и т.д.).
Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя. Задачи и содержание нравственного воспитания молодого поколения определяются этическими требованиями общества.
Трудовое воспитание – это развитие и подготовка добросовестного, ответственного и творческого отношения к различным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.
Эстетическое воспитание – это развитие эстетического отношения к действительности, предполагающего наличие у человека способности воспринимать прекрасное.
Физическое воспитание заключается в правильном физическом развитии, тренировке двигательных навыков и вестибулярного аппарата, выполнении различных процедур закаливания организма, а также воспитание силы воли и характера; направлено на повышение работоспособности человека.
Гражданское воспитание – это формирование у человека ответственного отношения к семье, другим людям, своему народу и Отечеству.
Экономическое воспитание – это система мер, направленная на развитие экономического мышления современного человека в масштабах своего дома, производства, страны.
Экологическое воспитание – это воспитание, которое основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле.
Правовое воспитание предполагает знание человеком своих прав и обязанностей, а также ответственности за их несоблюдение.
Свободное воспитание рассматривает воспитание как помощь природе ребенка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нем.
Семейное воспитание – составная часть социализации человека. В семье социализация стихийна. Результаты ее определяются объективными характеристиками - уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и субъективными характеристиками: ценностными установками, стилем жизни, взаимоотношениями членов семьи; личностными ресурсами (составом семьи, состоянием здоровья, индивидуальными интересами) и пр.
Религиозное воспитание – целенаправленное и планомерное взращивание верующих посредством внушения им мировоззрения, мироощущения, норм отношений и поведения, соответствующих догматам и принципам определенного вероисповедания.
Социальное воспитание – это взращивание человека в специально созданных воспитательных организациях. Основной способ – планомерное создание условий с помощью взаимодействия конкретных людей, коллективов, воспитательных организаций и органов управления. Целями социального воспитания являются:
относительно целенаправленное позитивное развитие;
духовно-ценностная ориентация;
выбор стратегии и тактики адаптации и обособления в социуме
п)речь как форма коммуникативной деятельности.
Речь как особая форма коммуникативной деятельности. Речь и язык. Передача любой информации возможна лишь посредством знаков. Основу вербальной коммуникации составляет речь, тесно связанная с мышлением. Сознание человека формируется в общении между людьми. Речь и язык отражают бытие человека, обозначая его. Речь – особая и наиболее совершенная форма общения, свойственная только человеку. Речь – это форма существования мышления.
В речевом общении участвуют две стороны – говорящий и слушающий. Говорящий отбирает слова, необходимые для выражения мысли, связывает их по правилам грамматики и произносит их благодаря артикуляции органов речи. Слушающий воспринимает речь, так или иначе понимает высказанную в ней мысль. Общим средством и системой правил для передачи мысли является национальный язык, вырабатываемый в процессе речевого общения на протяжении многих поколений.
Язык – строго нормализованная система средств общения, а речь – его применение в процессе общения для передачи мысли и чувства. В языке нет мыслей – это набор разных средств для выражения мысли, но когда в речи из этого набора отобраны определенные языковые средства, – в ней будет высказана определенная мысль.
Виды речи: устная и письменная; диалогическая и монологическая. Виды речи представлены на рисунке. Все виды речи тесно взаимодействуют друг с другом. Общим для всех видов речи является произнесение слов (вслух или про себя). Внешняя речь бывает устной и письменной.
Под письменной понимают речь с использованием письменных знаков. Письменная речь более концентрирована по содержанию, чем устная. В большинстве языков звуки речи обозначаются буквами, из которых составляются слова. Письменная речь появляется позже устной и формируется на ее основе.
Слышимая речь, которая кем-то произносится, называется устной речью. При этом собеседники хорошо видят и слышат друг друга, что накладывает отпечаток на характер речи. При изменении условий, например, при разговоре по телефону, характеристики речи обычно меняются (она становится более краткой, менее обстоятельной и т.п.).
Устная речь может быть диалогической и монологической. Диалогическая речь поддерживается взаимными репликами собеседников, называясь еще разговорной. Обычно она не полностью развернута, так как многое или вытекает из того, что было сказано раньше, или заранее известно говорящим, или очевидно из имеющейся ситуации. Поддержание разговорной речи, как правило, требует естественный ответ на побуждение собеседника или существует как реакция на происходящее вокруг.
Монологическая речь продолжается достаточно долго, не перебивается репликами других и требует предварительной подготовки. Обычно это развернутая, подготовленная речь (например, лекция, доклад, выступление и т.п.). При подготовке такая речь нередко неоднократно проговаривается (особенно ее отдельные места), перестраивается план, отбираются нужные слова и предложения и, часто, письменно фиксируется план устной речи. Монологическая речь гораздо труднее диалогической, она требует завершенности мысли, строгой логики и последовательности.
Основные функции речи: выражение, воздействие, сообщение, обозначение. Экспрессивные возможности устной речи. Речь выполняет две основные функции – коммуникативную и сигнификативную (обозначающую).
Коммуникативная функция речи включает в себя средства выражения и средства воздействия. Речь содержит эмоционально-выразительные компоненты, выражающиеся в ритме, паузах, в интонациях, в модуляциях голоса и других выразительных экспрессивных моментах, которые в большей или меньшей степени всегда имеются в речи – особенно устной (в письменной речи выразительность заключается в ритме и в расстановке слов). Человеческая речь обычно выражает эмоциональное отношение человека к тому, о чем он говорит, и часто к тому, к кому он обращается.
Речь является и средством воздействия. Человек говорит для того, чтобы воздействовать, если не непосредственно на поведение, то на мысль или чувства, на сознание других людей. Речь имеет социальное предназначение, она является средством сознательного воздействия, при помощи которого субъект в состоянии оказать воздействие, соответствующее поставленной им цели.
Сигнификативная функция включает функции сообщения и обозначения. Основным в слове является его значение, внимание человека обычно сосредоточено на смысловом содержании речи. Каждое слово человеческого языка обозначает какой-либо предмет, указывает на него, вызывает образ предмета. Говоря слова, мы каждый раз обозначаем тот или иной предмет, то или иное явление. Этим язык человека отличается от «языка» животных. Обозначающая функция позволяет человеку произвольно вызывать образы соответствующих предметов, иметь дело с предметами даже в их отсутствие.
Функция сообщения, которая обозначается термином значение слова, позволяет анализировать предметы, выделять их существенные свойства, относить предметы к определенной категории. Овладевая словом, человек усваивает сложную систему связей и соотношений, в которых состоит данный предмет. Поэтому слово является средством абстракции и обобщения, отражает связи и отношения предметов внешнего мира.
Коммуникативная и речевая культура педагога.
Педагог должен правильно произносить слова, правильно строить предложения, выражаться точно, уместно, выразительно. Педагогу необходимо успешно общаться в разнообразных ситуациях, причем быть активным в общении, уметь отбирать для своей речи самое важное, уметь убеждать, а для этого – уметь делать свою речь максимально выразительной.
Педагог должен мыслить самостоятельно, творчески перерабатывать изученное, выдавать продукт мышления – оригинальное решение актуальной задачи, по-новому осмысленный материал, вызывающий интерес собеседников, аудитории. Для этого педагог должен владеть законами риторики, её принципами, системой аргументации, теорией убеждения, теорией речевых жанров.
Педагог должен заниматься серьезной, кропотливой самостоятельной работой – совершенствованием речи.